Роль фирмы в современной институциональной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:48, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, в научной и учебной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. В России под фирмой чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1. 1.1..docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 1.

1.1ФИРМА, ЕЕ СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

         В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволяет развитым странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках. Однако в экономической литературе нет однозначного определения понятия «фирма».

         У К. Р. Маконнелли и С. Л. Брю «фирма – организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями».    В. Е. Адамов под фирмой понимает организацию, осуществляющую в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенную правами юридического лица, имеющую собственное наименование и прошедшую требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государством органах. Таким образом, в первом случае просматривается достаточно четкое определение понятия «фирма», а во втором – делается попытка дифференцировать понятия «организация», «предприятие», «фирма». Считается, что в условиях экономики России второе определение более приемлемое, особенно в такой отрасли, как промышленность.

        Таким образом, в научной и учебной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. В России под фирмой чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае «фирма» – общее понятие коммерческой организации. Вместе с тем следует отметить, что понятие «фирма» зачастую используется как синоним понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие играет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении хоздоговоров на товары, их упаковке, позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции.

          Целями деятельности фирмы являются удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения предполагают разумное сочетание обеих целей, ибо, работая на себя, предприниматель трудится и на общество.

           Экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность получать все большую прибыль, обеспечивать относительно высокий уровень рентабельности – все это включает в себя понятие «бизнес». Вместе с тем, развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами,  стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует  повышению эффективности производства - все это и составляет важную цель предпринимательства – удовлетворение общественных потребностей.

           Фирмы не могут успешно стартовать и существовать в дальнейшем, не обращаясь к долгосрочным перспективам и целям. Приступая к созданию фирмы, предприниматель или группа предпринимателей имеют перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного приобретения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены соответствующим капиталом, всеми необходимыми материальными ресурсами, квалифицированными кадрами. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе фирмы – бизнес-плане.

           Существенным качеством современной фирмы является способность гибко реагировать на изменение экономической ситуации. Положение фирмы в условиях неопределенности будет тем устойчивее, чем точнее удастся приспособить наступающие изменения к этим целям.  Важность наличия у фирмы цели обусловлена также необходимостью придать смысл труду, следовательно, создать мотивацию и поддерживать заинтересованность в работе персонала фирмы и в первую очередь – наемных менеджеров. Общая цель фирмы образует фундамент для разработки стратегий по важнейшим функциональным областям деятельности фирмы – маркетингу, производству, финансам, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, управлению персоналом. Соответственно, каждая из областей реализует и свои цели.

          Важной задачей фирмы является обеспечение стабильного экономического роста. На этом пути приходится преодолевать различные негативные факторы: изменение и падение спроса на продукцию, услуги; сокращение поступления материальных ресурсов; снижение их качества; дефицит квалифицированной рабочей силы; проблемы в системе расчетов и платежей и др. На эффективность деятельности фирмы оказывает большое влияние ее организационная структура, которую можно представить в виде двух субструктур – организационной структуры производства и организационной структуры управления и обслуживания.

          Организационная структура производства – это внутрифирменный состав специализированных производственных подразделений, непосредственно выполняющих функции по производству продуктов и услуг потребительского или производственно-технического характера. Ведущую роль в составе производственных подразделений играют основные цеха и производственные участки. Между ними в одном случае могут существовать, а в другом – нет, связи, построенные на принципах технологических отношений. Если таковые присутствуют, то их реализация осуществляется путем согласования экономических отношений.

            Производственные подразделения, предназначенные для обслуживания своей продукцией и услугами основных цехов и участков, называются вспомогательными. К ним относятся подразделения по обеспечению тепловой и электрической энергией, по ремонту оборудования, изготовлению инструмента, технологической оснастки и др. Подразделения, обеспечивающие нормальное функционирование всех основных и вспомогательных цехов и участков, называются обслуживающими. К ним можно отнести складское хозяйство, внутрифирменный транспорт, связь. Производственная структура фирмы зависит от вида и объема выпускаемой продукции, форм специализации и характера межфирменной кооперации, форм организации труда на фирме и других факторов.

             Организационная структура управления и обслуживания – это состав органов управления фирмой, между которыми распределены управленческие и обслуживающие функции, а также установлены методы их выполнения. Связи здесь построены на принципах координации или субординации и реализуются как вертикальная система правил принятия решений.

            Организационная структура фирмы – интегрированный комплекс реальных условий достижения заданных целей, и поэтому ее схема должна отражать и направления хозяйственной деятельности, и состав технического капитала, и кадровый состав, и распределение производства между предприятиями фирмы, и целевую ориентацию сбыта продукции, и многое другое. В организационной структуре фирмы должны быть отражены условия, обеспечивающие не только хозяйственную миссию, но и выработку долгосрочной стратегии достижения целей фирмы, а также образование управленческих механизмов осуществления этой стратегии через систему планов. Эффективность действующей организационной структуры фирмы определяется результатом ее работы, т. е. прибылью, полученной от реализации товаров и услуг. На этапе же проектирования новой или реорганизации прежней структуры приходится прибегать к критериям второго порядка, которые можно разбить на четыре группы.

          Первая группа – критерии статистической эффективности, т. е. показатели эффективности производства. Организационная структура при этом рассматривается в условиях относительно стабильного спроса со стороны постоянного круга потребителей на продукцию, мало изменяющуюся во времени.

          Критерии второй группы измеряют организационную структуру с позиции маневренности производства. Следовательно, они оценивают способность фирмы быстро и эффективно изменять параметры производства в рамках выбранного направления деятельности. Организационная структура рассматривается в условиях изменения уровня спроса или действий конкурентов, имеющих для фирмы ряд последствий: снижение цен на товары, падение доли на рынке и обусловленное этим упадком снижение рентабельности капитала.

             Критерии третьей группы позволяют судить о гибкости фирмы в решении вопросов стратегии или об ее способности реагировать на изменения характера деятельности, а не ее величины. Сфера применения – те направления предпринимательской деятельности, в которых происходит быстрое устаревание изделий, изменение технологий, появляются новые возможности, связанные с выходом на международные рынки, но также имеет место сильная подверженность влиянию со стороны правовых ограничений.

           Четвертая группа – критерии динамики структуры, которые также позволяют оценивать способность фирмы изменять свои организационные формы, приспосабливать организационную структуру к существующим условиям. В идеальном варианте способность к изменениям должна быть заложена в самой природе структуры. В этом случае приспособление будет быстрым и пройдет без снижения эффективности работы фирмы. Как показывает практика, наиболее динамичными являются организационные структуры, в которых в максимальной степени децентрализовано принятие решений по принципу «каждому исполнителю предоставлено право самостоятельно организовывать свою деятельность».

       Из перечня возможных вариантов по тому или иному критерию выбирается структура, наиболее пригодная для фирмы и ее хозяйственной миссии.

 

1.2.ФИРМА КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

         Главной отличительной чертой, раскрывающей  преимущества рыночной экономики,  является конкуренция. Именно  она способствует прогрессу рыночного  общества. Каждый экономист понимает, что рынок тем эффективнее,  чем он больше удовлетворяет  условиям совершенной конкуренции.  Только на таком рынке цены  служат надежной информацией  о том, что, как и сколько  нужно производить. Хозяйственная  деятельность в условиях рыночной  экономики на микроуровне характеризуется  таким понятием, как предпринимательская  деятельность. Субъектом предпринимательской  деятельности выступает фирма.

        Фирма  занимает важнейшее место в  институциональной структуре рыночной  экономики. Институциональная структура  рыночной системы включает такие  институты, как рынок и фирма.  Фирма нуждается в объективном  контроле со стороны рынка.  Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация  производства в виде фирм может  дать необходимый результат для  развития рыночной экономики.  Существование рынка и фирмы  есть сосуществование в единой  рыночной экономике двух типов  отношений:  традиционно - рыночных  и альтернативных им внутрифирменных  отношений, которые Р. Коуз  трактует как отношения сознательного  регулирования производства, отношения  координации,  для эффективности  которых большое значение имеют  нерыночные методы и формы  (приказы, личное доверие, внутрифирменные  правила, традиции, моральные факторы).

         Поведение фирм на рынке имеет  большое значение для других  групп субъектов: домашних хозяйств, государства. Изучение поведения  фирм является необходимым условием  выработки экономическими агентами  адекватных решений, как на  микро - так и на макроуровне.

         Фирма функционирует эффективно. Экономическая эффективность фирмы  связана со структурой кадров. На всех этапах развития рыночной  экономики фирме принадлежит  особая роль. Она - школа предпринимательства,  движущая сила бизнеса. Фирма  интегрирует и организует экономику  на микроуровне. А совокупность  фирм определяет эффективность  национальной, региональной и мировой  экономики в целом. 

        Основной  целью любой фирмы в условиях  рыночной экономики является  сохранение и расширение своих  позиций  на рынке, рост или,  по крайне мере, стабильное получение  прибыли. Это возможно только  при ориентации на максимизацию  прибыли, главным средством достижения  которой выступает обеспечение  высокой конкурентоспособности.  В результате конкурентной борьбы  между фирмами, выпускающими одинаковую  продукцию или оказывающие одинаковые  услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы  функционируют,  выявляется конкурентное  преимущество той или иной  фирмы.

          Таким образом, фирма действительно  находится в центре рыночной  экономики и без нее не возможна  предпринимательская деятельность.

 

1.3.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ФИРМЫ.

        В  предыдущих параграфах мы узнали, что фирма является, как  и   основным агентом, так и продуктом   рыночных отношений.  Если исходить  из того, что рыночный механизм  достаточно совершенен, что только  он эффективно распределяет ресурсы  и обеспечивает согласование  цен и количество экономических  благ, то  зачем нужны фирмы?  Почему они возникают?   В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы.

          А. Смит, а в последствии и  К. Маркс  считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации людей,  работающих на основе разделения труда. Такая кооперация стала качественно новой производительной силой, поскольку позволила многократно снизить производственные издержки и значительно увеличить производительность труда каждого работника.

         К. Маркс, идеализировавший фабрику  и весь фабричный порядок с  его «законом строго определенных  пропорций», пришел все-таки к  выводу о необходимости расширения  кооперации до масштабов всего  общества. Это позволило бы, как  он считал, устранить «рыночную  анархию», ввести планомерность  в рамках национальной экономики  и в результате обеспечить  победу коммунистического способа  производства над капиталистическим  способом в производительности  труда.

Информация о работе Роль фирмы в современной институциональной экономике