Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 23:48, контрольная работа
Таким образом, в научной и учебной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. В России под фирмой чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование.
На этот счет известны также
высказывания В. И. Ленина о
том, что социализм — это
«единая фабрика», «единый синдикат»,
«единая контора». Увы, предсказания
классиков марксизма
Американский экономист Ф. Найт считает, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком.
Наиболее глубокое объяснение
причин возникновения фирмы,
дал другой американский
Механизм рыночной координации
обладает целым рядом
• затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг);
• затраты на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов);
• затраты по контролю за соблюдением условий договора;
• затраты по юридическому обеспечению контракта.
Если бы можно было представить себе экономику в виде «сплошного» рынка, состоящего из одних только физических лиц, бремя трансакционных затрат было бы столь велико, что многие товаропроизводители отказались бы от участия в рыночном обмене. Вместо рыночного обмена они нашли бы другие, альтернативные способы координации своих действий. Фирмы и становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовый (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции осуществляются внутри фирмы, без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость. Вот почему при незначительных, а тем более нулевых трансакционных издержках (если бы это было возможно) фирмы попросту были бы не нужны. Но тогда уместно задать другой вопрос: если фирмы позволяют устранить определенные затраты и фактически сократить издержки производства, то зачем вообще нужен рынок? Почему все производство не осуществляется одной гигантской фирмой? Правда, попытки создания такой «фирмы», строившей свою деятельность на системе централизованного планирования в народнохозяйственном масштабе, предпринимались в бывших социалистических странах. Ее не случайно называли командно-административной системой. И создавалась она в расчете на то, что полное вытеснение рыночных отношений и формирование «непосредственно общественного», планомерно организованного производства позволят обеспечить гигантскую экономию на трансакционных затратах. Однако этот расчет не оправдался. Этому есть несколько объяснений. Прежде всего, отметим, что деятельность любой иерархической организации так же связана с определенными издержками, как и рынок. Их можно назвать издержками бюрократического контроля. Дело в том, что с увеличением размеров фирмы может начаться относительное сокращение дохода от предпринимательской функции, так как издержки бюрократического контроля по организации дополнительных операций внутри фирмы возрастают. При превышении определенного размера «иерархия» начинает терять управляемость, так как в действие вступает принцип убывающей доходности управления. Затраты на поиск и обработку информации стремительно идут вверх.
Обеспечение
Отсюда следует, что ни у
рынка нет абсолютных
В этом состоит ключ к решению
вопроса об оптимальных
Итак, мы можем обобщить наши
рассуждения и ответить на
поставленный выше вопрос о
том, зачем в экономике нужна
фирма. Фирма необходима, когда
благодаря ей достигается
Информация о работе Роль фирмы в современной институциональной экономике