Роль центрального банка в денежно-кредитной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 01:20, реферат

Краткое описание

С 15-16 вв. в Англии, в Италии, в Германии, в Нидерландах, где начал зарождаться буржуазный строй, капиталистические отношения, стала формироваться банковская система. И формирование банковской системы всегда проходило как естественным путем, так и путем различных реформ, решений на уровне государство, королей, царей, правительств и т.д. Всегда стоял вопрос о том, какая же наиболее эффективная банковская система: централизованная или децентрализованная, или система смешанная одноуровневая, двух или трехуровневая и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая.docx

— 42.77 Кб (Скачать файл)

российский  государственный 
торгово-экономический университет

Факультет____РГБиУ_________ 
Курс _________1__________ 
Группа _________15_________

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория» на тему №26: 

    Роль центрального банка в денежно-кредитной политике. 

               
              Работу  выполнил:  
              студент Трофимов Алексей Владимирович 

              Научный руководитель: 
              доцент
               
               
               

Москва 2010 

Сущность  и происхождение  центральных банков.

С 15-16 вв. в Англии, в Италии, в Германии, в Нидерландах, где начал зарождаться буржуазный строй, капиталистические отношения, стала формироваться банковская система. И формирование банковской системы всегда проходило как  естественным путем, так и путем  различных реформ, решений на уровне государство, королей, царей, правительств и т.д. Всегда стоял вопрос о том, какая же наиболее эффективная банковская система: централизованная или децентрализованная, или система смешанная одноуровневая, двух или трехуровневая и т.д.

Таким образом, вопрос о том нужно ли регулировать банковскую деятельность, нужно ли иметь некий центральный или  государственный, или национальный банк, который бы являлся и банком банков, и банком регулятором банковской деятельности, и в то же время  представлял бы интересы государства, этот вопрос решался всегда и решается до сих пор. В принципе победила тенденция  того, что банковская система должна быть все-таки централизованная. Но уровень  и степень централизации он всегда определяется теми или иными задачами, той или иной формацией.

Но мы уже  сравнивали денежно-кредитную систему  планового хозяйства и социалистического  хозяйствования с рыночными. Мы говорили, что в условиях планового хозяйствования наиболее рационально и целесообразно  создавать монопольную, государственную, единую централизованную банковскую систему. Потому что такая система, прежде всего, была призвана обеспечивать централизованное руководство плановой экономикой. В  СССР, как мы знаем, 92 % была государственная  собственность, государственные взаимоотношения, плановое хозяйство. А 8% - это были коллективные формы собственности включая  индивидуальные, небольшие участочки. В таком случае государственный  банк был государственный, единый, монопольный  банк, отделения которого обслуживали  всю сеть, все структуры народного  хозяйства. Не было рыночных отношений. Были планы поставки и реализации продукции, было плановое регулирование  цен, кредитов, процентов и т.д. Было закрепленное обслуживание банковскими  услугами клиента, т.е. вас закрепляли к банку.

В условиях рыночной экономики, когда создалась сеть коммерческих банков, банки стали  работать самостоятельно, было дано право  клиентам свободного выбирать банк. И  не смотря на это, практически во всех государствах существует так называемая центральное банковское звено, которое  составляет первый уровень банковской системы. Это может быть выделенный какой-то акционерный или ассигнационный банк, банк, наделенный эмиссионными операциями, банк, который регулирует по другим направлениям банковскую деятельность. Например, это в виде Федеральной  резервной системы в США, Центробанк в России, во многих других станах, в  Германии там Бундестаг примерно те же самые функции выполняет.

Основным признаком  «центрального» банка (банка, который  выступает от имени государства) является то, что это банк, который  создается по инициативе правительства  или какого-нибудь другого государственного органа, и который наделяется особыми  привилегиями, и имеет особые обязательства. Главная привилегия этого банка - монопольное или преимущественное право на выпуск бумажных денег - банкнот, т.е. это право эмиссии денег, это  одна из главнейших функций и один из главнейших признаков центрального банка того или иного государства. Отсюда и название реэмиссионный  банк.

Кроме этих привилегий перед такими банками, в различных  государствах по-разному, ставится такие  обязательства как преимущественное право кредитования правительства, распоряжение определенными средствами правительства и функция регулирования  банковской деятельности второго звена  банковской системы. Например, в Англии после победы буржуазной революции, когда экономическое развитие Англии опережало сильно развитие всех других стран, уже в 1649 г. бал учрежден английский банк, т.е. первый эмиссионный банк в  Англии. Хотя по своему характеру он являлся акционерным банком (например, Госбанк СССР не был акционерным, там был один акционер - государство), в то же время он получил право  на эмиссию банкнот, право на обмен  металлических денег, на размещение государственных займов, он мог или  обязан был кредитовать правительство. В 1844, например, банк Англии в законодательном  порядке получил право на эмиссию  банкнот, а в 1946 г. он был еще и  национализирован. Вот как, например, формировалась центральная или  первый уровень или звено банковской системы в Англии. Акционерный  банк был наделен правами и  обязательствами, потом он реформировался и в 1946 г. был даже национализирован.

Во Франции  в 1716 г. был учрежден банк Женераль, который был потом переименован в королевский банк, и национализирован при Наполеоне. Он даже банкротился  этот банк. И только в 1800 г. решением Наполеона был образован банк Франции, который с 1848 г. стал единственным эмиссионным банком Франции. Видите, тоже была своя стадия развития и формирования центрального банка или первого  звена.

В Германии после  объединения всех земель (а их было около 18, типа нашей Чечни, Татарстана и Башкортостана) только в 1875 г. был  создан центральный эмиссионный  банк – Рейхсбанк. Во времена Гитлера, сам фюрер был председателем  его.

Несколько по-другому  шло развитие центральной банковской системы в США. Долгое время там  не было централизованного банковского  учреждения или органа. При наличии  около 5000 банков, каждый банк имел право  выпускать в обращение банкноты на сумму своего основного капитала, т.е. его ограничивали суммой своего основного капитала, но видите, что  каждый банк мог выпускать в обращение  ценные бумаги. А покрытием этих эмиссий служили государственные  фонды, вносимые в виде залога банками  в государственное казначейство. Т.е. банк просто так не мог эмитировать  некие ценные бумаги, а только после  того, когда он вносил залог в  государственное казначейство. И  только в 1913 г. федеральным актом  была создана новая система эмиссионных  банков - Федеральная резервная система (ФРС) при которой в каждом из 12 округов был учрежден по одному Федеральный  резервный банк, т.е. было создано 12 банков, выполняющих функции центрального банковского органа государства.

Перейдем к  России. Екатерина Вторая в 1768 г. учредила ассигнационный банк, где-то по принципу английского, который в 1786 г. был  преобразован в государственный  ассигнационный банк, т.е. центральный  банк начал рождаться тоже на базе коммерческого банка. Таких банков было 2: в С-П и в Москве. Этому  банку было предоставлено право  выпускать ассигнации в утвержденном объеме, т.е. государство регулировало объем выпуска ассигнаций. В 1860 г. в России был учрежден центральный  банк, так называемый государственный  банк российской империи, который в 1895-97 гг. большую часть средств  направлял на нужды казначейства, поддержание политики государства  или правительства по финансированию народного хозяйства, кредитования и т.д. После денежной реформы  он стал центральным и эмиссионным банком, который регулировал денежное обращение и оставался ведущим коммерческим банком России.

Т.о., практически  во всех странах существует центральные  банковские учреждения, которые выполняют  определенные специфические операции, используя определенные инструменты. Это органы, которые устанавливают  официальную ставку (как у нас  ЦБ), устанавливает обязательные нормативы  резервирования (тоже как наш ЦБ), осуществляет рефинансирование коммерческих банков (т.е. является инстанцией первого  уровня кредитования, только они могут  кредитовать), кредитование правительства, осуществляют валютные интервенции  с целью регулирования валютных курсов, осуществляют работу с государственными ценными бумагами, дают некие кредитные  ограничения, устанавливают различные  ориентиры роста денежной массы  и другие инструменты, которые регулируют или формируют единую денежно-кредитную  политику государства. В зависимости  от этого, и уровень зависимости  или независимости центральных  банков в различных странах различны. Т.е. он может осуществлять полностью  независимую политику, он может по каким-то вопросам зависеть от решений  правительства или законодательных  органов, быть подотчетным или неподотчетным  какому-то определенному органу. В  некоторых странах урезают функции  центральных банков, передавая их наиболее крупным, допустим коммерческим банкам, с участием в этих банках государства. Например, считается что  у нас Сбербанк все-таки полугосударственный  или вообще его считают государственным  банком, значит соответствующие элементы деятельности Сбербанка зависят  от тех или иных решений правительства, указов президента и т.д.

Организационно-правовые основы деятельности ЦБ РФ.

ЦБ РФ возник в результате распада СССР в 1992 в  декабре, когда Госбанк (который  до 1992 г. выполнял еще функции Госбанка СССР, хотя уже во всех бывших республиках  были созданы свои национальные центральные  банки) еще в какой-то мере регулировал  межтерриториальные расчеты. У него было специальное подразделение (межреспубликанская контора б/н расчетов с вычислительным центром), куда стекались все платежные  документы России со всеми странами, или между другими странами СНГ. Украина и Казахстан напрямую еще не работали, а работали через  Госбанк.

И только с распадом СССР в 1992 г. возник самостоятельный  ЦБ РФ. Статус, задача, функции, полномочия и принципы организации определены федеральным законом о ЦБ РФ и  банке России, который был введен еще в декабре 1990 г. и в новой  редакции 1995 г.

Почему в 90 г. был создан ЦБ России, но он еще был  в каком-то соподчинении госбанка СССР? Потому что в это время, как  мы знаем, РФ получила статус независимости. И был создан ЦБ. Правда, деятельность ЦБ с 1990 по 1993 г., когда им управлял некий  Матюхин, это было страшное дело. Были грубейшие нарушения, которые иногда сказываются до сих пор.

В федеральном  законе о ЦБ определены кроме статуса, задач, функций, полномочий и вопросы  взаимоотношения этого банка  с органами государственной власти и органами местного самоуправления был установлен порядок образования  капитала банка, органов его управления, перечень операций по регулированию  денежно-кредитной политики государства, организации системы б/н расчетов, которая входила в его компетенцию, регулирование денежного обращения, регулирование международной и внешнеэкономической деятельности и взаимоотношения с кредитными организациями, т.е. со вторым уровнем банковской системы.

Этим законом  определяется (для ЦБ РФ характерно):

1) Уставный капитал  ЦБ РФ и все его имущество  формировалось или формируется  за счет средств бюджета и  является федеральной собственностью, а банк является полномочным  по владению этими средствами.

2) Все свои  расходы ЦБ должен покрывать  за счет собственных доходов. 

3) ЦБ не регистрируется  в государственных налоговых  органах, хотя является юридическим  лицом, т.е. он не является  плательщиком в бюджет. Однажды  только был по итогам 1994 г. в  1995 г. решением ГосДумы с большим  боем было принято решение  о перечислении в связи с  большим дефицитом бюджета из  доходов банка, которые тогда  составлял 37 трлн. руб.,  4 трлн в доход бюджета. Это был пока единый случай.

4) ЦБ как юридическое  лицо, созданное за счет средств  федерального бюджета, не отвечает  по обязательствам государства,  а государство не отвечает  по обязательствам ЦБ, если это  не предусмотрено соответствующим  федеральным законом (отсюда и  возникли процедуры, когда сегодня  занимаются тройной и т.д. проверкой  ЦБ, а как же он использует  свои ресурсы).

5) В своей  деятельности ЦБ РФ подотчетен  законодательным и исполнительным  органам государственной власти, однако, как юридическое лицо  самостоятельно выполняет свои  функции в текущей деятельности  и не зависит от органов  государственного управления.

ЦБ, в соответствии с законом о ЦБ, имеет единую централизованную систему своих  органов, и на рис 3.1 мы можем видеть, из чего он состоит. Центральный аппарат  ЦБ находящийся в г. Москве, его  возглавляет председатель и Совет  директоров, состоящий из 12 человек. При банке существует национальный банковский совет из 15 человек. В  структуру ЦБ входит система учебных  заведений, которые готовят специалистов сугубо для банковской системы, осуществляют переподготовку кадров, повышение квалификации. В него входят региональные, т.е. территориальные  главные управления ЦБ и РКЦ, обслуживающие  сеть коммерческих банков. Еще есть так называемые полевые банки, которые  обслуживает Минобороны.  Они были созданы в ходе войны, автором этих банков был отец нынешнего Геращенко. Они существуют до сих пор, однако функционирование полевого банка во время войны резко отличается от его функционирования в мирное время. Там эти функции выполняли начфины определенных воинских объединений, а когда военные действия здесь уже совсем другое. Например, сейчас попробуйте выполнить обеспечение участвующих в чеченской войне по путинскому указанию о выплате з/пл солдатам в $. Без банка ничего не выйдет, их сразу разворуют. А когда есть полевой банк это уже другое дело. Там и учет, и сохранность денег.

Таким образом, ЦБ управляется кроме председателя советом. Совет банка назначается  ГосДумой по представлению каждой кандидатуры  президентом, сроком на 4 года с возможным  переизбранием еще не более 3х  раз. Т.е. членом совета банка можно  быть непрерывно 12 лет. Какие требования к председателю ЦБ и членам совета банка:

Они не могут  состоять в общественно-политических партиях 

Не быть в  религиозных организациях, т.е. молиться можно или всем богам или никому.

Не имеют права  работать по совместительству, кроме  преподавательской и научно-исследовательской  деятельности. Помните, был скандал  с Кисилевым, который являлся  преподавателем во ВШЭ, являясь зампредом  и одновременно зятем одного из наших  известных управляющих в нашем  институте. Он работал по совместительству в иностранном банке. Сразу подняли  шум и он перешел преподавать  в ВШЭ. Могут работать по совместительству только преподавателями или вести  научно-исследовательская деятельность, т.е. выполнять какую-то научную деятельность: руководить дипломом, аспирантом и  т.д.

Информация о работе Роль центрального банка в денежно-кредитной политике