Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 08:41, курсовая работа
Цель работы – проанализировать особенности развития российской рыночной экономики на современном этапе.
Задачи:
раскрыть предпосылки перехода от командно-административной к рыночной экономике в 80-е – 90-е годы,
изучить основные задачи переходной экономики,
проанализировать состояние и перспективы развития рыночных отношений в России.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Необходимость перехода к рыночной экономике в России в 80–е – 90–е годы…………………………………………………………………………………..5
Усиление неэффективности хозяйствования………………………………5
Нарастание диспропорциональности развития народного хозяйства……6
Преобладание экстенсивного типа экономического роста……………….9
2. Основные задачи переходной экономики………………………………...11
Трансформация отношений собственности………………………………11
Либерализация экономики………………………………………………...12
Развитие предпринимательства и конкурентной среды………………....15
3. Перспективы развития рыночных отношений в российской экономике.17
Экономические результаты двадцатилетнего переходного процесса…..17
Развитие конкурентной среды в российской экономике………………24
Концепция стратегии развития российской экономики………………....27
Заключение…………………………………………..……………………….34
Естественно, подобный дисбаланс не мог не отразиться на положении отраслей, производящих потребительские товары, а затем и на отраслях, производящих средства производства. Сначала сельское хозяйство, а затем и другие отрасли второго подразделения оказались на голодном инвестиционном пайке, техника и технология устарели, инновации, даже организационные, не поощрялись. В результате текущий спрос на большинство потребительских товаров отечественного производства (за исключением продуктов питания) упал, но вырос на импортные товары, и, когда в конце 80-х гг. закрытый рынок СССР превратился в открытый, на него хлынул поток импортных товаров более высокого качества, большая часть как отложенного, так и текущего потребительского спроса пришлась именно на них, что и вызвало отток денег и сырья за границу, рост курса иностранных валют. Средства производства перестали пользоваться спросом у производителей сначала второго, а затем и первого подразделения, предприятия которого одно за другим резко уменьшали объемы производства, прекратили его вообще или переориентировались (наиболее редкий вариант) [7].
2. Основные задачи переходной экономики
2.1. Трансформация отношений собственности
Основой любой экономической
системы являются соответствующие
ей отношения собственности. В условиях
четкого формационного
Трансформацию собственности определяют как процесс замены системообразующих элементов одной хозяйственной системы подобными элементами другой системы. В любой экономической системе отношения собственности юридически оформлены в права собственности, что позволяет их изменять путем корректировки законодательства. В России в 90-е гг. значительная часть объектов государственной собственности на факторы производства была передана в частные руки на основании законов о приватизации.
Приватизацию рассматривают как полное или частичное делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам. При этом приватизация отождествляется с разгосударствлением. В российской экономике переходного периода эти два термина получили различный смысл: приватизацией называется переход объектов государственной собственности в частную собственность, а разгосударствлением – сокращение экономической власти государства, превращение его в одного из субъектов рыночной экономики.
В ближайшее время политика в сфере управления государственной собственностью и приватизации должна перейти в «новое измерение». При этом следует учитывать несколько значимых подходов.
«Градуалистический». Сохраняющиеся масштабы и «качество» большинства объектов госсектора не позволяют реализовать аналог ускоренной «массовой» приватизации. Разгосударствление необходимо проводить на основе принципа «управляемой равномерности» приватизации, что требует целого комплекса подготовительных мер и разделения на этапы. Излишний радикализм подходов уравнивает ожидаемые выгоды и потери.
«Мультисекторный». Множественность типов объектов госсектора предполагает наличие дифференцированных моделей (планирования) приватизации и управления.
«Модели стратегического ядра». Не существует очевидных аргументов против (временного) сохранения в госсобственности ряда крупнейших компаний, но правомерны аргументы в пользу постепенного снижения порогов контроля, создания равных условий конкуренции, транспарентности и модификации (качества) корпоративного управления.
«Структурный». Маловероятно достижение экономического эффекта приватизации (эффективности собственника) без модернизации сектора, которая не реальна при доминировании государства (без увеличения сегмента частной собственности), равно как бесполезно расширение частного сектора без изменения качества институциональной среды.
«Прагматичный» подход означает определение стратегического ядра экономики (стратегические, системообразующие предприятия), приоритет «глубокой» приватизации крупных компаний, избавление от анахроничных и паллиативных организационно-правовых форм и неликвидов, модернизацию сложившейся системы управления государственной собственностью [15, с. 22–23].
2.2. Либерализация экономики
Под либерализацией экономики понимается комплекс преобразований, который ведет к полному или частичному снятию политических, правовых и административных ограничений частной инициативы в сфере экономической деятельности. Другими словами, либерализация – это в большей или меньшей степени следование рыночным принципам организации и функционирования экономической системы. Главной задачей либерализации экономики всегда выступает оживление всех видов экономической деятельности посредством увеличения числа активных и заинтересованных в рентабельности своих деловых мероприятий собственников. Практически всегда такая либерализация обусловлена очевидным тупиком развития командно-административной модели управления экономикой, при которой рано или поздно у большинства участников системы теряются стимулы к эффективной производственной деятельности. Для решения это проблемы необходимо, прежде всего, создать реальную конкурентную борьбу, что невозможно в условиях жесткого государственного регулирования экономики. Процесс полного снятия или существенного смягчения государственного регулирования и составляет основное содержание либерализации.
Либерализация может быть
внешнеэкономической и
Решению задачи по изменению
характера собственности и
Продолжение либерализации предполагало обеспечение условий для появления этой самой конкурентной борьбы. Спецификой новой стадии экономической либерализации назывался сильный акцент на социальной политике государства, которая должна была решить обострившиеся в девяностые годы проблемы работников бюджетной сферы, материально-техническое состояние объектов образования, науки, медицины, культуры, обеспечение пенсионным финансированием и так далее. Такую необходимость обусловило то, что даже при самых смелых правительственных планах по либерализации экономики любое заявление сопровождалось упоминанием о необходимости сохранения в той или иной мере государственного регулирования. Основу экономической концепции в начале двухтысячных годов составили инициативы по борьбе с бюрократизацией экономики, по продолжению приватизации предприятий, по либерализации валютного законодательства, а также проведение судебной и пенсионной реформ.
В середине десятилетия основным ориентиром, который должен был продемонстрировать верность курса на либерализацию экономики и успехи на этом пути, стало решение задачи вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В частности, планировалось в течение двух-трех лет подготовиться к полной валютной либерализации, снятию всех ограничений на осуществление капитальных операций, осуществить реструктуризацию естественных монополий и банковского сектора с акцентом на укрепление конкурентоспособности отечественных кредитных организаций. Государство заявляло о готовности передать в частные руки более трех тысяч акционерных обществ и восемь тысяч государственных предприятий, опровергались все слухи о якобы готовящемся в России пересмотре итогов приватизации.
Однако не слишком очевидные
успехи этих мероприятий, переориентация
экономической политики государства
на преодоление особенно актуальных
проблем социально-
2.3. Развитие предпринимательства и конкурентной среды
Предпринимательство – это инициативная деятельность по производству товаров и услуг с принятием на себя риска в целях максимизации прибыли.
Научное определение
Стремление открыть свое собственное дело изначально для человека как стремление обрабатывать свою собственную землю. Это выражение природного начала. В Италии на каждые 15 чел. населения приходится фирма.
Таким образом, предпринимательство это:
В
странах рыночной экономики ренессанс
предпринимательства
Собственник – пассивен, предприниматель – активен, т.е. самостоятельный агент рынка,
Предприниматель – не обязательно собственник (Ли Якокка). Руководитель фирмы – или собственник, или менеджер, или всякий человек, берущийся за организацию бизнеса на свой страх и риск.
Цель предпринимателя – получение нормальной (покрытие полных вмененных издержек) и экономической прибыли. Вмененные издержки предпринимателя – процент на капитал, вознаграждение предпринимателя за труд по управлению предприятием, т.е. за “его дополнительные усилия для того, чтобы заработать побольше денег для собственного блага и блага своих семей” (Я. Корнаи, Ж.Б. Сей, Д.С. Милль, Сениор, А. Маршалл). Современные экономисты рассматривают этот элемент предпринимательского дохода как вознаграждение предпринимателя за особые функции в производстве, которые не могут быть отнесены ни к одному из 3-х факторов – труду, капиталу, земле. Заработная плата за риск – это часть дохода, имеющая экономической основой эффект правильной оценки степени риска, т.е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт). Но предприниматель должен получить и экономическую прибыль как эффект использования передовых технологий.
Предпринимательство является главной движущей силой развития рыночной экономики. Предпринимательский класс начинает формироваться и в РФ. Защита общества от произвола некоторых предпринимателей является не чисто постсоциалистической проблемой, ее осуществляют все страны с рыночной экономики через общества потребителей, антимонопольное законодательство, хозяйственное право и т.д.
Частное предпринимательство – это род деятельности, полностью изгнанный из плановой экономики, но существовавший через “предпринимательскую» деятельность директоров, снабженцев, частников, теневиков, т.е. в криминогенных формах. Запуск рыночных механизмов прежде всего предполагает снятие ограничений с предпринимательской деятельности и высвобождение предпринимательских способностей.
Развитие предпринимательства как одной из форм деловой активности населения является одной из актуальных задач государственной политики в переходный период, решению которой посвящен комплекс законодательных и нормативных актов. При этом акцент в части государственной политики делается в направлении малого бизнеса либо на поддержке предприятий крупного бизнеса, но практически не уделяется внимания управлению развитием среднего бизнеса, являющемуся основой развития экономики и обеспечивающему почти половину рабочих мест в бизнессфере [9].
3. Перспективы развития рыночных отношений в российской экономике
3.1. Экономические результаты двадцатилетнего переходного процесса
Позади двадцатилетний период перехода России на рыночный механизм экономического развития. Для экономических процессов двадцать лет – это время нормального воспроизводственного цикла, когда происходит адаптация народного хозяйства и отдельных производителей и потребителей к изменяющимся условиям, к обновлению основных средств, технологий, новым требованиям к персоналу, когда утверждается новая структура экономики, отвечающая вызовам наступившего времени.
Если сосредоточиться
на экономических результатах
Информация о работе Российская рыночная экономика: особенности развития на современном этапе