Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 19:07, реферат
Российская экономическая мысль постсоветского периода все более активно использует институциональную теорию (неоинституциализм, эволюционная экономика). Ведущие российские журналы регулярно публикуют статьи и обзоры по этому направлению таких авторов, как Р.М. Нуреев, А. Олейник, А. Шаститко, А.Н. Нестеренко.
В целом же современное состояние отечественной экономической мысли характеризуется наличием двух направлений: одно пытается перенести на российскую почву все достижения западной экономической мысли, другое ищет свой специфический путь развития экономики России. Вероятно, как всегда, истина должна лежать где-то между этими полярными подходами.
Введение……………………………………………………………………………………………………………4
1)Экономические программы переходного периода……………………………………..6
1.1) Программа «500 дней»………………………………………………………………………………6
1.2) Программа Е.Гайдара………………………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………………………………….11
Список используемой литературы…………………………………………………………………..12
Министерство образования и науки Российской Федерации
По дисциплине « Эволюция экономической мысли»
« Российская экономическая мысль в постсоветский период»
Выполнила: студентка
1 курса ФУСК
ЭК-1315
Вознесенская П.Н
Проверила:
Корнеева Н.В
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1)Экономические программы
1.1) Программа «500 дней»…………………………………………………………………
1.2) Программа Е.Гайдара………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
К постсоветской экономической мысли можно отнести всю сумму концепций, теорий, программ (в том числе политических партий и движений), монографий, статей и учебной литературы по поводу развития экономики России в 90-е гг. ХХв. – в начале XXIв.
Отражая интересы разных социальных групп и выявляя разное понимание путей и форм переходного развития, постсоветская мысль формировалась как дискуссионная, противоречивая и незавершенная.
В советское время развитие
академической науки (ее еще можно
назвать фундаментальной, хотя, разумеется,
имелись и прикладные
Другие экономисты
Достаточно активно
Российская экономическая
Учебники переходного периода как одна из граней вузовской науки тоже весьма характерны. В первом поколении это были переводы Хейне (1991), Пиндайка и Рубинфельда (1992), Макконнелла и Брю (1992, как бы базовый), Фишера – Дорнбуша – Шмалензи (1993), Самуэлсона (1994).
Затем стали появляться
500 дней (программа Шаталина — Явлинского) — непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года и реализации «прав граждан на лучшую, более достойную жизнь». По собственному утверждению академика Шаталина, программа имела «явное признание капитализма.
Суть программы
Программа содержала принципиальную новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей», и ставила «задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям» (Введение к Программе: Человек, свобода, рынок).
В целом программа содержала следующие предложения:
приватизация государственной собственности;
децентрализация управления экономикой;
предоставление благоприятных условий для развития частного предпринимательства.
Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе и совместным решением М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина. По её признанию, программа не была бы подготовлена без их совместной поддержки.
Часто единоличное авторство программы ошибочно приписывают Григорию Явлинскому — председателю Государственной комиссии по экономической реформе, однако программа была предложена Станиславом Шаталиным и доработана его рабочей группой. Перед началом работы над проектом Горбачёв заверил Шаталина, что серьёзно относится к радикальному реформированию советской экономики.
В своих основных пунктах программа «500 дней» повторяет программу Бальцеровича, разработанную в 1989 г. министром и экономистом Лешеком Бальцеровичем для быстрого разгосударствления социалистической экономики Польши.
К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект — «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР.
В своем анализе разработчики Программы опирались на информацию, полученную из министерств и ведомств по 21 запросу, подписанному академиком Шаталиным. Информацию в полном объёме представили организации СССР: банки — Промстройбанк, Сбербанк, Госбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Госкомстат СССР, МИД СССР, Госкомиссия СМ СССР по продовольствию и закупкам.
Некоторые организации её не представили (Госплан СССР, Внешэкономбанк, Министерство обороны СССР, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС), представили частично (Совет Министров СССР) или представили второстепенные материалы (Министерство финансов СССР, Госкомцен СССР) (раздел V Программы).
В заключительной части «Введения» рабочая группа признала, что у «программы есть недостатки, но верит, что окончательную её доработку осуществит уже жизнь. Ограниченный месяцем срок нашей работы, отсутствие важной информации не позволили нам сделать большего».
Программа широко обсуждалась общественностью, и её основные положения — масштабные разгосударствление и приватизация государственного имущества, внешнеэкономические преобразования, реформа ЖКХ, земельная реформа и др. — были реализованы фактически ввиду отсутствия других концепций реформирования.
Вот как описывалась процедура приватизации в Программе:
Местные Советы оценивают стоимость торговых предприятий, предприятий службы быта, местной промышленности, мелких и средних предприятий других отраслей. После проведения финансового состояния этих предприятий в печати публикуются их списки с указанием сроков и условий их приватизации. Затем в условиях полной гласности о ходе приватизации начинается продажа нежилых помещений, мелких предприятий… Программа нацелена на то, чтобы люди могли использовать имеющиеся у них деньги для приобретения собственности.
Академик Богомолов, Олег Тимофеевич отмечал: «программа Явлинского предусматривала экономический союз республик: единая валюта, единое законодательство, оборона. При этом ликвидировался Совмин, а экономикой управлял совет глав правительств каждой республики. Расширялась их автономия. Это было главной причиной торпедирования программы. Горбачёв пошел на поводу советского ВПК и отказался от ее поддержки».
Этапы:
Первый этап программы (100 дней) предусматривал приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. На базе Госбанка СССР создавалась Резервная система.
Второй этап (100—250-е дни) — либерализация цен.
Третий этап (250—400-е дни) — стабилизация рынка.
Четвёртый этап (400—500-е дни) — начало подъёма.
Причины провала
Программа "500 дней" провалилась в силу нескольких причин.
Первая: столкновение амбиций российского и союзного руководства. Союзный президент не мог допустить, чтобы кто-то подумал, что он вынужден осуществлять экономическую программу, разработанную одной из союзных республик, а наш лидер настаивал, чтобы именно так оно и было. Амбициозные препирательства "кто главней" и "чья программа лучше" дали сильнейший толчок нарастанию кризисных явлений в экономике, общей дестабилизации политической ситуации в стране.
Причина вторая : разгильдяйство и неорганизованность самого российского руководства.
Реализация программы "500 дней", впрочем, наверное, как и любой другой программы перехода к рыночной экономике, требовала серьезного обновления правовой базы. В короткий срок должны были быть приняты законодательные акты о предприятиях и предпринимательстве, об инвестициях, о товарной бирже, о ценных бумагах, о банкротстве. Большинство этих законов не существовало и не могло существовать в правовой системе, обслуживающей административно-командную экономику. Законодательные "эскизы", представленные во втором томе программы "500 дней" представляли собой весьма приблизительные концептуальные наброски будущих законов, сделанные, как признался один из членов рабочей группы, без участия юристов.
Не нужно быть специалистом в области права, чтобы понять масштабы предстоящей работы. Рыночное законодательство развитых капиталистических стран составляет десятки томов, оно шлифовалось, отрабатываясь в мельчайших деталях, столетиями. А нам предстояло пробежать тот же путь, создать правовую базу для сложнейшего хозяйственного маневра, за считанные недели-месяцы. Дух захватывало от сложности и ответственности задачи, которая выпала на долю российского парламента.
В своем обращении к народу, Верховный Совет РСФСР обозначил срок, с которого Россия начинает самостоятельную реализацию программы "500 дней" - 1 ноября. Дата подошла - тишина. Дни шли за днями, недели за неделями, а сигнала к началу работы все не было. Поняв, что период "раскачки" затягивается, мы с А.А.Вешняковым решили проявить инициативу - созвать от имени палаты координационное заседание по вопросам разработки пакета законодательных актов об экономической реформе. Оценив необходимость и своевременность этого совещания, Б.Ельцин взял его подготовку под свой контроль и лично председательствовал на первом заседании, где утвердили состав рабочей группы, перечень первоочередных законодательных актов и сроки их представления. Председателем рабочей группы по предложению Б.Ельцина был назначен Р.Хасбулатов.
Информация о работе Российская экономическая мысль в постсоветский период