Россия в системе мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение места России в системе мирового хозяйства, а также путям интеграции России в мировую экономику.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть структуру мирового хозяйства;
понять особенности интеграции России в систему мирового хозяйства;
изучить пути дальнейшей интеграции в мировое хозяйство.

Содержание

Введение...3 стр.
1. Структура мирового хозяйства...4 стр.
2. Особенности интеграции России в систему мирового хозяйства...7 стр.
2.1 Стартовые условия вхождения в мировое хозяйство...7 стр.
2.2 Стратегия интеграции в мировое хозяйство...9 стр.
2.3 Участие в международных союзах...11 стр.
3. Оценка роли России в современном мировом хозяйстве...13 стр.
3.1 Обострившиеся проблемы и возможные пути их решения...13 стр.
3.2 Эффективная конверсия - возможность выхода из кризиса...17 стр.
3.3 Ближайшие и долгосрочные перспективы...20 стр.
Заключение....22 стр.
Список литературы... 23 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

Одновременно с этими  процессами должна осуществляться выработка  механизма взаимодействия с промышленно  развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными  торгово-экономическими блоками и  группировками. Очевидно, что все  это требует немало времени и  усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство  необходимо поставить и постараться  решить следующие задачи:

установление стабильного  политического режима;

развитие и совершенствование  рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям;

всемерное привлечение и  эффективное использование иностранных  инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики  с российской спецификой;

проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозамещением;

стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса (НТП). Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

 

 

                        2.2 Стратегия интеграции в мировое хозяйство.

По мнению многих экономистов, Россия обладает рядом специфических  черт, преимуществ, позволяющих успешно  интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе  международных экономических отношений.

К этим чертам относят:

· развитую научно-техническую  базу;

· высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную  дешевизну.

В России сосредоточено 13% мировых  разведанных запасов нефти, 36% природного газа, 12% угля и соответственно 15% и 31% мировой нефте - и газодобычи. В результате роста экспорта и сокращения добычи минеральных ресурсов экспортные квоты России по сырью достигают значительных размеров, а по энергоресурсам в основном превышают среднемировые (газ 32,3% у России и 21,3% в мире; уголь соответственно 13,5% и 12,9%; нефтепродукты 26,1% и 20%; электроэнергия 4,4% и 2,4%).

Рассматривая богатые  природные ресурсы за несомненное  благо, необходимо отметить некоторые  точки зрения на этот вопрос экономистов (российских и зарубежных), аргументировано  доказывающих, что природные богатства  страны могут стать серьезнейшим тормозом ее экономического развития. При этом дело даже не в самих  богатствах, а в порождаемой ими  психологии и тех опасных настроениях, которые сопровождают их наличие. Эти  настроения сводятся к уверенности, что, если есть природные ресурсы, то это чуть ли не автоматически гарантирует  процветание страны. Если полагать, что именно ресурсы являются главным  источником национального благосостояния, можно прийти к выводу, что следует  противодействовать всем иностранным  компаниям, которые стремятся к  этому источнику. В этом, по мнению ряда ученых-экономистов, заключается  основа "экономического национализма". Такой национализм, т.е. попытка "сидеть" на своих богатствах без разумного  их использования, отнюдь не приносит благосостояния в современном мире. В то же время, очевидно, что в  ближайшей перспективе у России нет серьезной альтернативы масштабному  экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Поэтому, по нашему мнению, ресурсный  потенциал не представляется конкурентным преимуществом, достаточным для  укрепления позиций страны в мировом  хозяйстве.

Принимая во внимание данную точку зрения, не следует забывать и о необходимости осторожного, взвешенного подхода по допуску  иностранных компаний в сферу  национальных интересов, разработки природных  ресурсов. Нужна четко продуманная  политика использования зарубежного  капитала и строжайший его контроль.

Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение  российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов. По оценке швейцарского института Бери, ежегодно проводящего исследования качества рабочей силы в разных странах, Россия находится в середине второй десятки из обследуемых институтом 49 стран по уровню квалификации рабочих, имея 53 балла из 100 возможных. Это  благоприятный ресурс в борьбе за место на международных рынках. Правда, вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей  силы, соотношение заработной платы  и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина оценивается в 1/3 максимального уровня. Основная масса российской рабочей  силы, за исключением работников ВПК, может широко использоваться главным  образом в производстве несложных  трудоемких видов продукции.

Достаточно высокий показатель "индекса человеческого развития". Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни  и уровень образования. С начала 90-х годов "индекс человеческого  развития" в России сократился почти  вдвое. Если в 1990 г. по этому одному из важнейших показателей состояния  общества, принятому ООН, Россия занимала 33-е место, то в 2006 г. - уже 57-е. однако это далеко не последнее место. Намного  хуже с этим показателем в Китае (108-е место), Египте (106-е место), Турции (84 место). Лидирующие места занимают Канада, США, Япония.

Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство определяют не столько сами факторы, сколько  то, насколько эффективно они будут  использоваться.

Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную  и поэтапную политику. Избирательность  заключается в четком определении  собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики  внутри страны над усилиями по внешней  открытости. Необходима планомерная  последовательность в раскрытии  своего народнохозяйственного комплекса  внешнему миру. При этом внешняя  открытость не должна быть самоцелью, а должна быть призвана служить созданию эффективного рыночного механизма  внутри страны.

Вырабатывая стратегию интеграции в мировое хозяйство, следует  учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли экономики - угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими  в вопросах экспорта-импорта и  внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая  политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие.

Вхождение в мировое рыночное сообщество связано с борьбой  за свое место на международном рынке. В этой связи весьма актуальной для  нашей страны на пути интеграции в  мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности.

Обеспечение экономической  безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который  может быть нанесен российской экономике  в результате действия факторов мировой  хозяйственной конъюнктуры, международной  конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов  на мировых рынках. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

                                2.3 Участие в международных союзах

Практика показывает, что  в настоящее время в силу, прежде всего географических причин, настоятельной  становится необходимость более  масштабного участия России в  решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства  и т.д.).

В этом случае подход России с глобальных позиций к участию  в мировых делах должен стать  основной частью национального интереса. Однако активное участие России, как  и любой иной страны, в решении  глобальных проблем через национальный интерес требует полнокровного  участия в работе международных  многосторонних структур, в число  которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и  региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный  валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.

Представляется также  необходимость активного участия  России в таких всемирных по сфере  своего проявления организаций, как  Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский  Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной  торговли - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и  др.).

Еще одним направлением интеграции России в мировую экономику может  быть участие в многосторонних международных  экономических проектах, число которых постоянно увеличивается. Уже сегодня имеется много примеров активного участия России в престижных и экономически значимых проектах, например, в области освоения космического пространства (например, создание международных космических станций), в области военно-технического сотрудничества.

Учитывая вышеизложенное, важным шагом дальнейшей интеграции России в систему мирового хозяйства  явилось вступление во Всемирную  торговую организацию (ВТО) в 2006 г. Рассмотрим некоторые аспекты присоединения  России к ВТО.

Россия и США в соглашении по ВТО достигли соглашения по 100 секторам услуг, в соответствии с которыми Россия и США взяли на себя определенные обязательства. Так, Россия должна снизить  ставки тарифов по промышленным товарам  на 3% и снизить пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25% до 15%, самолетов - с 20% до 10% в течение 7 лет  с момента присоединения к  ВТО. Кроме того, Россия и США договорились также снизить пошлины на лекарства, одежду и обувь, продукцию электроники. Правительство США взяло на себя обязательство гарантировать безопасность поставляемой в Россию продовольственной  продукции в соответствии с международными нормами.

Вхождение в 1998 г. России в  Организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), по оценкам международных и российских экспертов, позволила ей увеличить  объем ВВП на 10-12 млрд. долл. Присоединение  России к ВТО даст ей возможность  ликвидировать только потери от ограничения  экспорта отечественной продукции  до 1 млрд. долл. в год.

По мнению автора, подписание российско-американского протокола  о присоединении России к ВТО  является историческим шагом, который  возвращает Россию на рыночные принципы функционирования мировой экономики, дает возможность полноправной, равной конкуренции на мировом рынке, делает Россию более весомой единицей в  структуре мирового хозяйства.

Существуют, однако, некоторые  опасения, что вступление России в  ВТО может оказаться несколько  преждевременным, ввиду недостаточной  отрегулированности таможенной политики, значительного отставания развития таможенной инфраструктуры от европейских стандартов. ВТО характеризуется очень жёсткими требованиями к своим членам, в особенности относительно перемещения через границы товаров и продукции.

 

 

 

                    3. Оценка роли России в современном мировом хозяйстве.

3.1 Обострившиеся проблемы  и возможные пути их решения

В целом за последние шестнадцать  лет значение России как субъекта мирохозяйственных связей заметно  упало. Несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, в настоящее время  доля России в мировом товарном экспорте невелика. В динамично развивающейся  международной торговле услугами наша страна участвует чисто символически. На фоне сокращения производства и  потребления отечественной продукции  экспортная сфера превратилась в  крупнейший сектор экономики, за счет которого держаться на плаву другие отрасли. Через экспорт реализуется  более четверти национального ВВП. В СССР этот показатель не превышал 10%. За рубеж вывозится от 20 до 80% отечественного производства сырьевых товаров и  полуфабрикатов. Хотя Россия и занимает на мировом рынке вооружений второе место, вклад экспортных поставок военной  техники в общие валютные поступления  страны не особенно велик.

Усиление зависимости  от внешних факторов при интеграции в мировое хозяйство - тенденция  абсолютно закономерная для любой  страны. В случае с Россией гипертрофия  этой зависимости вызвана, прежде всего, двумя обстоятельствами:

кризисным состоянием российской экономики;

ошибками во внешнеэкономической  политике, разрушением (с подачи новой  экономической и политической элит) формальных регуляторов экономики.

Зависимость российской экономики  от внешних рынков усилилась, прежде всего, в таких областях, как экспорт  нефти и газа, импорт продовольствия, внешние заимствования и привлечение  предпринимательского капитала. Увеличение поставок энергоносителей создало  зависимость ряда европейских стран  от поставок российского газа.

Расширение импорта продовольствия усилило заинтересованность Запада в стабильности таких поставок (например, США).

Россия заняла прочные  позиции в вывозе продукции экологически вредных, капиталоемких отраслей. Она  занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового рынка), третье или четвертое - по нефти, нефтепродуктам, электроэнергии, железной руде, алюминию, прокату черных металлов. Россия выступает на мировых  рынках крупным поставщиком меди, необработанных алмазов, минеральных  удобрений и целлюлозы. Однако основные валютные поступления дает экспорт  нефти, нефтепродуктов и газа.

Интеграция через поставки энергосырья в принципе невыгодна России (даже при высоких ценах на нефть), ибо условия добычи неблагоприятны, а транспортная составляющая в издержках высока. Да и большинство населения страны живет не там, где находятся запасы нефти и газа, а потому не может существовать за счет ренты. К тому же энергосырьевой экспорт - основной канал нелегальной утечки капиталов. Эта угроза ощущалась уже в конце 80-х.

После либерализации внешней  торговли основное место в структуре  импорта заняли потребительские  товары (в основном продовольствие, сырье для его производства, бытовая  техника), а также средства связи  и вычислительная техника.

Общепризнано, что основной канал вхождения в мировую  экономическую систему - создание условий  для притока в страну иностранного предпринимательского капитала, несущего с собой помимо финансовых ресурсов современные технологии и менеджмент. Мировой рынок инвестиционных капиталов (прямые, портфельные инвестиции, кредиты  на закупку оборудования, финансирование проектов) оценивается в 1,3-1,5 трлн. долларов в год. За эти ресурсы жестко конкурируют  между собой государства-реципиенты.

До революции 1917 г. иностранный  капитал играл важную роль в модернизации российской экономики и в обеспечении  высоких темпов ее роста. Современная  Россия остро нуждается в инвестиционных ресурсах, потребность в них исчисляется  многими сотнями миллиардов долларов. Однако приток прямых вложений составляет небольшую величину по сравнению  с нелегальной утечкой капиталов. Ограниченность прямых иностранных  инвестиций - показатель неудовлетворительного  включения нашей страны в мировое  хозяйство.

Информация о работе Россия в системе мирового хозяйства