Россия в системе мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение места России в системе мирового хозяйства, а также путям интеграции России в мировую экономику.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть структуру мирового хозяйства;
понять особенности интеграции России в систему мирового хозяйства;
изучить пути дальнейшей интеграции в мировое хозяйство.

Содержание

Введение...3 стр.
1. Структура мирового хозяйства...4 стр.
2. Особенности интеграции России в систему мирового хозяйства...7 стр.
2.1 Стартовые условия вхождения в мировое хозяйство...7 стр.
2.2 Стратегия интеграции в мировое хозяйство...9 стр.
2.3 Участие в международных союзах...11 стр.
3. Оценка роли России в современном мировом хозяйстве...13 стр.
3.1 Обострившиеся проблемы и возможные пути их решения...13 стр.
3.2 Эффективная конверсия - возможность выхода из кризиса...17 стр.
3.3 Ближайшие и долгосрочные перспективы...20 стр.
Заключение....22 стр.
Список литературы... 23 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

По объему прямых зарубежных вложений в экономику Россия находится  в третьем десятке государств мира - среди стран "с развивающимися рынками", уступая не только Китаю, где инвестиции исчисляются сотнями  миллиардов долларов, но и Польше, Венгрии, Чехии. По ряду показателей, зарубежный предпринимательский капитал играет сейчас в отечественной экономике  даже меньшую роль, чем в 20-е или 30-е годы, когда он присутствовал  в электротехнике, производстве текстильного оборудования и т.д. Некоторое расширение притока иностранных инвестиций в промышленность, отмеченное в конце 90-х - начале 2000-х, объясняется его  оттоком после августа 1998 г. из таких  сфер, как финансы, банковское дело, страхование, маркетинговые услуги.

Россия не относится теперь к числу мощных экономически держав: её доля в мировом ВВП равна 2,6%. Экономическое сотрудничество с  зарубежными странами ей приходится развивать, опираясь на деформированную  структуру материального производства, гипертрофия тяжелой индустрии  сочетается с неразвитостью сельского  хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Отмеченные деформации предопределяют структуру внешнеторгового обмена страны. За последнее десятилетие промышленное производство заметно "потяжелело" за счет увеличения в нем доли ТЭК и металлургии и уменьшения доли машиностроения и отраслей, работающих на внутренний рынок. Не в последнюю очередь это связано с востребованностью продукции базовых отраслей на внешнем рынке и неспособностью отечественных производителей потребительских товаров выдерживать зарубежную конкуренцию даже внутри страны. В структуре производства новые современные отрасли микроэлектроника, информатика, биотехнологии занимают незначительное место.

Таким образом, Россия интегрируется  в мировую экономику, имея деформированную  структуру народного хозяйства, стремительно стареющий производственный аппарат и основанные на природных  ресурсных факторах конкурентные преимущества. Невысокий уровень технико-экономического развития, низкая конкурентоспособность  большинства отраслей отечественной  промышленности и наличие излишков добываемых природных ископаемых в  условиях экономического спада - вот  основные причины того, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой  продукции.

При сохранении нынешних условий  заметное повышение национальной конкурентоспособности  маловероятно. Первыми шагами в этом направлении, по мнению экономистов, могли  бы стать действия, направленные на устранение неравенства условий  конкуренции внутри страны, о необходимости  которых говорится с первых шагов  перехода к рынку. По мнению экспертов  международной консалтинговой компании "Мак Кинси", обследовавших положение дел в 10 отраслях российской экономики, именно конкурентное неравенство мешает ее развитию. Фаминский И. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России. // Российский экономический журнал, 2000. №10. Отказ от предоставления неэффективным компаниям явных и скрытых льгот и субсидий, позволяющих им по прибыльности опережать эффективные компании, дал бы России возможность выйти на темпы роста до 8% в год, увеличить выпуск импортозамещающей потребительской продукции в пищевой, легкой и автомобильной промышленности.

Следующие необходимые шаги связаны с усилением государственных  и негосударственных институтов, обеспечивающих нормальную работу рыночных механизмов. Сильные институты, могли  бы позволить устранить наиболее серьезные аномалии экономической  среды, в том числе резкие различия прибыльности в производственной, финансовой и торгово-посреднической сферах деятельности; чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия; дороговизну кредита. В ближайшей  перспективе России предстоит наладить процесс воспроизводства в условиях рынка, который в предыдущие годы так и не сложился. Решение этой задачи требует обеспечения стабильности и прозрачности законодательства по борьбе с коррупцией и экономической преступностью.

Наряду с повышением конкурентоспособности  упрочению позиций страны в мировом  хозяйстве способствовало бы также  совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономических  связей с учетом задач структурной  перестройки и повышения эффективности  народного хозяйства.

По мнению автора одной  из задач должно быть совершенствование  экспортно-импортной политики. Возможно расширение импорта технологий и  профессионалов из Европы и Японии в отрасли потребительского сектора  экономики и смежные с ними сырьевые отрасли. Высокотехнологичные  отрасли вроде машиностроения, обслуживающие  сырьевые, энергетические, транспортные сектора хозяйства, по-видимому, должны быть защищены таможенными барьерами, так как именно на них делается ставка в инновационном ресурсосберегающем развитии. Для работы с Европой  у России есть хороший аргумент - газ и нефть. Помимо этого должна быть принципиально усилена защита российского рынка от Китая. Речь идёт об остановке серого импорта  из Китая, который даёт огромные преимущества китайским производителям; должны быть предприняты усилия для расширения доступа на внешний кредитный  рынок наших финансовых структур.

Эффективное включение России в систему глобальных мирохозяйственных  связей требует преодоления структурных  деформаций и технической модернизации народного хозяйства.

Важной проблемой, возникающей  при интеграции России в мировое  хозяйство, является проблема сохранения среды обитания.

В промышленности в 2006 г. на единицу ВВП приходилось больше затрат энергии и природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и твердых отходов, чем  в 1990 г. Все зоны экологического бедствия в России связаны с промышленными  территориями Урала и Восточной  Сибири (Братск, Ангарск, Нижний Тагил, Карабаш). После сокращения в период 1990 - 1999 гг. валовых показателей загрязнения промышленностью с 2000 г. происходит рост промышленных выбросов в атмосферу. По валовым выбросам одним из главных промышленных загрязнителей среды является электроэнергетика, цветная и черная металлургия, нефтедобывающая промышленность. Наиболее интенсивно росли выбросы в атмосферу в нефтедобывающей, угольной, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности. Тенденции сокращения этих выбросов наблюдались в нефтеперерабатывающей и легкой промышленности, машиностроении и металлообработке. Сброс сточных вод в поверхностные водоемы устойчиво сокращался только в легкой промышленности, и в меньшей степени в пищевой, угольной и нефтеперерабатывающей. Серьезной экологической проблемой промышленности становиться рост объемов токсических отходов, особенно значительный в химической и нефтехимической промышленности, угольной, строительных материалов. Источником масштабного загрязнения является нефтегазодобывающая промышленность.

Сельское хозяйство негативно  влияет на состояние водных источников и почв в основном последствиями  гидромелиорации, использования минеральных  удобрений и иных химических продуктов, отходами животноводческих комплексов, нарушениями в землепользовании.

После 1992 г. обозначилась опасная  тенденция переноса экологически грязных  производств из западных стран на территорию России.

Чтобы предотвратить неблагоприятное  воздействие производства на природную  среду, требуются крупные капиталовложения на очистные сооружения и всевозможные средства экологической защиты. Еще  больше финансовых ресурсов необходимо выделять для возмещения уже нанесенного  ущерба природе. И если развитые страны по состоянию экономики могут  выделять крупные средства на экологические  цели, то развивающиеся и страны с переходной экономикой, в частности  Россия, такой возможностью в настоящее  время не располагают, усугубляя  собственную и общемировую экологическую  ситуацию.

 

                  3.2 Эффективная конверсия - возможность выхода из кризиса.

Мощные ресурсы для  решения глобальных экономических  проблем в системе мирового хозяйства  заложены в сокращении военных расходов и конверсии военной промышленности.

Человечество тратит на вооружение огромные средства. Доля военных расходов в валовом национальном продукте составляет: в США - менее 6%, в ФРГ - около 3%, в Японии - 1%, в СНГ - до 17%. Число занятых в военной промышленности достигает: в США - 3,35 млн. человек, в  ФРГ - 290 тыс. человек, в Швеции - 28 тыс. человек, в СНГ - 4,8 млн. человек.

Новое политическое мышление, утвердившееся на мировой арене, обострило проблему перехода от экономики  вооружения к экономике разоружения, или проблему конверсии военного производства. Конверсия - это последовательный перевод ресурсов, производственных мощностей и людей из военной  в гражданскую сферу.

Однако на пути конверсии  существуют экономические и социальные барьеры. Уже два столетия специалисты  спорят, является ли военное производство движущей силой или тормозом развития экономики. Долгие годы создавалось  мнение о том, что средства, вложенные  в ВПК, стимулируют экономику, поскольку  являются стабилизатором рыночного  спроса, обеспечивают загруженность  производственных мощностей, создают  рабочие места, стимулируют научно-технический  прогресс. Однако в последние годы появляется все больше исследований, подтверждающих, что военные расходы  тормозят экономическое и технологическое  развитие. По мнению американских ученых, такие расходы носят инфляционный характер, так как заработная плата  работников оборонных предприятий, ведя к росту потребительского спроса, не способствует расширению предложения  товаров и услуг, военное производство отвлекает сырье и технических  специалистов от гражданских отраслей. Существование же монополизма военно-промышленного  комплекса и гарантированный  рынок сбыта снижают производительность труда, повышают издержки производства по сравнению с гражданскими отраслями.

Безусловно, нельзя отрицать, что разработка военной техники  привела к появлению технологических  новшеств в авиации и других областях жизни общества. Однако, по данным ООН, в мирных целях используется не более 1/5 исследований в военной технике. Если же учесть, что этими разработками, дающими эффективность лишь на 20%, занято 40% всех ученых и инженеров, то становится очевидным, что военные  программы становятся тормозом научно-технического прогресса человечества.

Проведение конверсии  в России вызывает необходимость  решения ряда проблем. Прежде всего, конверсия связана с высвобождением военных специалистов и, следовательно, со структурной перестройкой экономики. В России предполагается создать  государственный инвестиционный банк конверсии и соответствующие  инновационные банки, которые бы финансировали перепрофилирование предприятий и социальные программы  для работников данных предприятий.

Не менее важной является проблема повышения экономической  эффективности военной промышленности. Привилегии в снабжении сырьем и  материалами, завышенные издержки производства, гарантированный сбыт продукции, высокий  уровень монополизации приводят к получению неоправданно высокой  прибыли в этих отраслях и к  снижению конкурентоспособности на коммерческом рынке. Снижение уровня привилегий оборонных предприятий, которое  началось в ряде западных стран, является важным условием их выживания в рыночной экономике. Подготовке конверсии способствует и процесс диверсификации, увеличение доли гражданского производства в деятельности оборонных предприятий. Это достигается  посредством приобретения новых  компаний, имеющих опыт работы в  гражданских отраслях, и направлением расходов на НИОКР в невоенные  области. В России предполагается формирование в районах с высокой концентрацией конверсируемых военных производств технополисов и технологических парков с привлечением специалистов и капиталов из других стран.

Крайне важен экономический  аспект разоружения. Так, по взаимному  соглашению, Россия должна уничтожить 2,5 тыс. ядерных боеголовок, США - 500; Пентагону придется избавиться от 8 тыс. ядерных боезапасов тактического оружия, нам - от 16 тыс. и т.д. Американцам  для уничтожения только около 4 тыс. боеголовок в течение семи лет  потребуется израсходовать примерно 300 млн. долл. в год. Для нас это  бремя будет намного тяжелее. Перспектива "решительного разоружения  вскрыла проблему, которую не готовы решать сегодня ни США, ни Россия. Речь идет о дорогостоящих материалах, которые в перспективе могут  стать неисчерпаемыми источниками  энергии. В настоящее время нет  технологии превращения высокообогащенного урана в топливо для АЭС, термоядерный же синтез - это далекое будущее. Значит, потребуются хранилища этого  материала. По экспертным оценкам, России необходимо иметь пять специальных  складов для хранения расщепляющихся материалов. Ориентировочная стоимость  каждого - 500 млн. долл. Программа ликвидации отравляющих веществ предполагает расход в несколько млрд. руб. Для  уничтожения тысяч танков, орудий, бронетехники потребуется не менее 80 млрд. руб. Все это вызывает неоднозначные  оценки конверсии во всех государствах, имеющих военное производство. В  США, например, среди негативных аспектов конверсии на первое место выдвигают  необходимость перехода около 600 тыс. квалифицированных специалистов в  производство с более низким уровнем  технологии.

Вряд ли правомерна оценка ВПК только как "пожирателя" хозяйственных  ресурсов. Доля гражданской продукции  на оборонных предприятиях достаточно высока.

Так, в 1990 г. удельный вес  выпуска отдельных товаров ВПК  составлял: станки - 15%; установки для  добычи нефти и газа 32,4%; трамваи - 86,4%; плиты бытовые электрические - 72,2%; вычислительная техника - 85%; алюминиевый  прокат - 93%; радиоприемники, телевизоры, видеомагнитофоны, швейные машинки, фотоаппараты - 100%; холодильники - 92,7%. Все  это говорит о больших возможностях использования научно-производственного  потенциала ВПК.

Как считают специалисты, многие предприятия оборонной промышленности непригодны для массового изготовления простых и дешевых изделий, поэтому  технологические характеристики гражданских  изделий должны быть идентичны характеристикам  конверсируемого производства.

Это позволило бы сохранить  научный и производственный потенциал, иметь минимальные затраты на организацию производства новых  изделий, получить достаточную рентабельность.

При проведении конверсии  крайне важно правильно определить специализацию оборонных предприятий, что позволит выпускать конкурентоспособную  продукцию.

                       3.3 Ближайшие и долгосрочные перспективы

По мнению ряда российских экономистов сегодня глобальная мировая экономика находится  в стадии стагнации. Об этом свидетельствуют  неустойчивость развития ключевых западных экономик - США, Европы, Японии и начинающиеся напряжения в китайской экономике, вызванные действием слишком  большого перераспределение мировых  ресурсов в пользу Китая.

Согласно теории волнового  развития экономики Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия.// Наследие. 2001. №1., в десятилетие 2010-2020 гг. стартует новая длинная экономическая  волна (а своего максимума она  достигнет в 2020-2040-е годы), содержание которой надо искать, с одной стороны, в тех ограничениях, которые сегодня  препятствуют глобальному экономическому развитию или развитию отдельных  регионов, а с другой - в тех  инвенциях, которые уже имеются  хотя бы в зачаточных хозяйственных  форматах.

С точки зрения формирования экономической доктрины для России на этой стадии рассуждений можно  определить основную задачу: в 2010-2020 гг. Россия должна вернуться в глобальную экономику в качестве игрока, в  заметной степени формирующего хозяйственную  парадигму следующей длинной  волны. Это значит, что наши позиции  в международном разделении труда  будут формироваться не по "остаточному  принципу", а Россией самостоятельно.

Это будет означать, что  независимо от того, какие отрасли  будут задействованы для сильного позиционирования в мировом хозяйстве, российская экономика будет по характеру  инновационной, так как инновации - это не только технически новые  продукты, но и новые рынки, использование  новых технологий и т.д., то есть все  то, что задействует творческий потенциал  нации. Более амбициозная задача - Россия должна стать цивилизационным лидером, подобно тому, как в свое время им была Голландия, затем Англия, затем США. За несколько десятилетий до того, как стать явным лидером западной цивилизации, США, как и Россия сейчас, видели в качестве альтернативы открытости абсолютную замкнутость страны и ее хозяйства.

Информация о работе Россия в системе мирового хозяйства