Россия в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать глобализацию и выбор стратегии развития экономики России на современном этапе.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект стратегии развития экономики;
- выполнить практический анализ глобализации и выбора стратегии развития экономики в современной России;
- самостоятельно разработать пути совершенствования дальнейшего развития стратегии российской экономики в условиях глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
Глава1. Теоретический аспект стратегии развития экономики…..……...…5-16
1.1 Этапы глобализации. Направления и показатели глобализации……….5-15
1.2 Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики…………………………………………………………………….15-16
Глава2. Практический анализ глобализации и выбора стратегии в современной России…….……………………………………………………17-31
2.1 Выбор стратегии развития экономики в России………….....................17-22
2.2 Направления и показатели глобализаци………………………………..23-28
2.3 Разработка путей совершенствования дальнейшего развития стратегии экономики в условиях глобализации.………………………………………28-31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………32-34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35-36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Прирост экспорта (в стоимостном выражении) в августе 2010 г., по оценке Минэкономразвития России, после июльского ускорения вновь оказался примерно на июньском уровне, но продолжал существенно отставать от роста в 2009 году. В целом в январе-августе 2010 г. относительно соответствующего периода 2009 года прирост составил 9,5% (в январе-августе 2009 г. - 29,5 процента)12. Замедление роста экспорта в январе-августе 2010 года определялось снижением мировых цен на нефть и металлы.

В январе-августе 2010 г., по оценке Минэкономразвития России, прирост импорта относительно января-августа 2009 г. существенно ускорился и составил 37,5%  (в январе-августе 2009 г. – 27,7 процента)13.

 

 В январе-августе  2010 года существенную роль в поддержке роста импорта играли как рост спроса населения, так и высокий уровень инвестиционной активности. Кроме того, рост импорта продолжал стимулироваться повышением реального курса рубля14.    

В августе 2010 г. темпы прироста ВВП в сравнении с июнем и июлем несколько замедлились, но сохранялись на высоком уровне и составили относительно августа 2009 г., по оценке Минэкономразвития России, 6,4 процента.  Относительно января-августа 2009 г. прирост составил 7,7%, что заметно выше прироста в январе-августе 2009 г. (6,2 процента)15.

В августе сохранились  тенденции ослабления вклада экспорта в экономический рост, усиление ориентации экономики на внутренний спрос, действовавшие в течение всего I полугодия 2010 года. При этом рост импорта характеризовался существенным ускорением, что позволяло удовлетворять постоянно растущий спрос населения, сдерживать инфляцию на потребительском рынке, поддерживать (наряду с ускорением роста внутреннего производства) ускорение роста инвестиционной активности. В августе в сравнении с июнем – июлем экономическое развитие замедлилось в значительной мере в результате замедления роста обрабатывающих отраслей.

В течение января-августа 2010 г. экономический рост обеспечивался ускорением роста инвестиций, продукции строительства, устойчивым ростом потребительского спроса населения, но осложнялся заметным замедлением темпов роста обрабатывающих производств. В январе-августе 2010 г. прирост инвестиций в основной капитал относительно января-августа 2009 г. составил 22,1%, прирост в строительстве - 24,4%, прирост оборота розничной торговли -  14,7%, прирост обрабатывающих производств – 10,9%16.

Конъюнктура мирового рынка  продолжает оказывать благоприятное  влияние на развитие российской внешней торговли. В январе-августе 2010 г. внешнеторговый оборот, по оценке Минэкономразвития России, составил 351,7 млрд. долларов США, увеличившись на 18,8%17. В январе-июле 2010 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года доля внешнеторгового оборота в ВВП несколько сократилась, (см.рис 2.1.1)

 

Рисунок.2.1.1 Доля внешней торговли в ВВП России

 

Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития России, в январе-августе 2010 г. составил 216,9 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9,5% (в январе-августе 2009 г. на 29,5%). Замедление темпов прироста экспорта происходило в результате резкого замедления роста, а в ряде случаев снижения экспортных цен на большинство топливно-энергетических товаров за последний год18.

Благоприятная конъюнктура  мирового рынка, высокий платежеспособный внутренний спрос способствовали сохранению положительной динамики показателей внешней торговли.

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития

России (по методологии платежного баланса), в январе-августе 2010 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,8% (в январе-августе 2009 г. – на 28,9%), в том числе со странами дальнего зарубежья – на 17,5% (30,1%), со странами СНГ – на 26,3% (22,1%), (рис 2.1.2)

Рисунок.2.1.2 Внешняя торговля Российской Федерации

(в январе-августе 2008-2010 годах, млрд. долларов США)

 

В общем объеме товарооборота  на долю экспорта приходилось 61,7%, импорта  – 38,3%, что предопределило замедление темпов роста товарооборота России в результате существенного снижения темпов роста экспорта России (109,5%). Однако высокие темпы роста импорта (137,5%) предотвратили резкое замедление роста внешней торговли России19.

Сокращение положительного сальдо торгового баланса на 17,9% в январе-августе 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло за счет опережающих темпов роста импорта над темпами роста экспорта. При этом со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса снизилось на 20,8%, со странами СНГ – увеличилось на 2%20.

Существует два принципиальных пути развития и экономического роста  – сырьевой экспортноориентированный и наукоемкий технически прогрессивный. Первому пути по своему характеру больше соответствует экстенсивный способ экономического развития, второму – интенсивный. Известно, что Россия – ведущая страна по своему энергетическому потенциалу. Она устойчиво занимает первое место в мире по добыче и экспорту газа и второе – по добыче и экспорту нефти. Это во многом предопределяет ее роль в мировой экономике. Не рискуя впасть в излишнее преувеличение, можно сказать, что экономику России в последние 15 лет спасли по сути дела экспорт нефти, газа, леса, черных и цветных металлов, минеральных удобрений. Не будь этого, усилиями радикал-монетаристов наступил бы просто коллапс.

В то же время, экономическое  развитие и рост за счет широкого использования  технически прогрессивных наукоемких производств фактически прекратился и лишь сейчас намечаются робкие попытки его восстановления. За это время мировое научно-техническое развитие ушло далеко вперед и догнать его нам в стратегической перспективе 20-30 лет вряд ли удастся. Видимо поэтому властями сделан выбор стратегии развития в пользу экспортноориентированного пути через наращивание прежде всего поставок газа и нефти как на Запад, так и на Восток. Как оценить этот выбор и что он сулит России в перспективе?

В зависимости от идеологических пристрастий возможна двоякая трактовка экспортноориентированной стратегии:

а) как закрепление России в качестве сырьевого придатка высокоразвитых зарубежных экономик;

б) как занятие Россией своего места, или ниши, в мировом разделении труда.

Так или иначе, такая стратегия может обеспечить более или менее устойчивое развитие и экономический рост в течение ближайших 15-20 лет, но по мере истощения невосполнимых природных ресурсов она исчерпает себя. И тогда придется менять стратегию на преимущественное развитие высокотехнологичных наукоемких производств. Но чтобы к тому времени совсем уж безнадежно не отстать, неплохо бы уже сейчас начать одновременное активное движение по двум стратегическим направлениям – сырьевому экспортноориентированному и высокотехнологичному наукоемкому.

2.2 Направления и показатели глобализации

 

После распада СССР Россия оказалась далеко отодвинутой вглубь материка - на северо-восток. В результате этого большая часть железнодорожных  и автомобильных магистралей, трубопроводов, авиатрасс проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для России.

Учитывая то обстоятельство, что 70% территории РФ располагается  в зонах с суровыми климатическими условиям и только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур, выявилась достаточно слабая обеспеченность страны продовольствием из-за резкого снижения урожайности и валового сбора зерна21.

Россия унаследовала 60% экономического потенциала СССР. Однако в результате последующего длительного недофинансирования важнейшая его часть: основные производственные фонды (особенно активная их часть - машины и оборудование) изнашивались. В результате ко второй половине 90-х годов около 70% основных фондов имели срок службы 20 и более лет, т.е. нуждаются в немедленной замене22.

Российская Федерация  унаследовала примерно 70% внешнеэкономических  связей СССР. Однако необходимо отметить, что дальнейшего их развития не последовало. Выходом из создавшегося положения в новых для России условиях может быть развитие мирохозяйственных связей и интеграция в мировую экономику.

Место и роль любой  страны в мировом хозяйстве, международном  разделении труда и интернационализации  хозяйственной жизни зависят  от многих факторов. Однако основными из них являются: уровень и динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС), умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении (взаимодействие с международными финансово-кредитными и экономическими организациями), наличие транснациональных корпораций.

Опыт западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся экономических группировок говорит о том, что основа этого процесса складывается на микроуровне, в виде взаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий и т.п.

При множестве точек  зрения относительно путей включения  России в мировые глобализационные процессы несомненно то, что успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от  создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.

Что касается оздоровления экономики и структурной перестройки, то это требует усилий, времени и ресурсов. Значительно меньше усилий требует создание необходимого законодательного поля и благоприятных условий для непосредственного вовлечения России в международные интеграционные процессы.

Как показывает анализ проблем  интеграции в мировое хозяйство  других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного  периода является ее открытость. В  условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. Это условие является необходимыми для российской экономики, поскольку в этом случае у российских производителей останется один легальный путь к процветанию - повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. Естественно, переход к экономике открытого типа - процесс целенаправленный, осуществляемый поэтапно таким образом, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из фактора созидания в фактор разрушения российской экономики.

Важным преимуществом  открытой экономики является ее значение для борьбы с монополизмом. Отмечая  роль мирового рынка как мощного  средства борьбы с монополизмом и  решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.

Практика показывает, что в настоящее время в силу прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т.д.).

В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной частью национального интереса. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.

Представляется также  необходимость активного участия  России в таких всемирных по сфере своего проявления организаций, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли  - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и др.).

В условиях перехода к  открытой экономике для России жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия придерживается деполитизации международных экономических отношений и их развития на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (переоценку) и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, прежде всего со странами СНГ, так как степень экономической взаимозависимости с ними остается весьма значительной.

В сложившихся сегодня условиях требуют более глубокого анализа и осмысления принципиальные вопросы экономических взаимоотношений России и с развивающимися странами. При этом в первую очередь Россия заинтересована в тех регионах, страны которых близки по месту в системе мирохозяйственных связей, имеют близкие показатели экономического развития и т.д.

В основе развития внешнеэкономических  связей России лежит ряд специфических  внутренних и внешних факторов. Среди  внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.

Информация о работе Россия в условиях глобализации