Рынок, определение и его границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:44, реферат

Краткое описание

Определение рынка
Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории.

Вложенные файлы: 1 файл

эк отросли.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

5. Совместимость сегмента с рынком  основных конкурентов и защищенность сегмента от конкуренции. При использовании этого критерия руководство предприятия или фирмы должно получить ответы на вопросы: В какой степени основные конкуренты готовы уступить часть выбранного сегмента рынка? Насколько продвижение здесь продукта затронет их интересы? Если основные конкуренты будут серьезно обеспокоены продвижением продукции вашего предприятия на выбранном сегменте рынка и предпримут соответствующие меры по его защите, то будьте готовы нести дополнительные расходы при ориентации на такой сегмент или поищите для себя другой, менее интересный и привлекательный для ваших конкурентов, где «пресс» конкуренции и ответные меры конкурентов будут слабее.

Важно также определить:

  • кто может стать конкурентом на выбранном сегменте рынка в будущем
  • каковы сильные и слабые стороны конкурентов

- в какой степени ваши сравнительные  конкурентные преимущества соответствуют  условиям работы на выбранном  сегменте рынка 

- в каких направлениях хозяйственной  деятельности предстоит сконцентрировать основные усилия и ресурсы с тем, чтобы развить ваши сильные стороны и устранить недостатки

- чем слабее конкуренция, тем  более предпочтителен данный  сегмент рынка в качестве целевого

- чем более ваши сравнительные  конкурентные преимущества соответствуют нуждам и запросам данной группы потребителей, тем более может быть стремление остановиться на таком сегменте, как на целевом.

6. Эффективность работы на выбранном  сегменте рынка. Под этим критерием  понимаются прежде всего проверка  наличия у вашего предприятия должного опыта работы на выбранном сегменте рынка, оценка того, насколько инженерный, конструкторский, производственный и сбытовой персонал готов дорабатывать изделие в соответствии с нуждами и запросами данной группы потребителей и продвигать продукт на этом сегменте, насколько он готов к конкурентной борьбе. Руководству предприятия следует также решить, обладает ли оно достаточными ресурсами для работы на данном сегменте рынка. Выбор целевого сегмента в соответствии с этим критерием обычно осуществляется на основе широко известного в системном анализе подхода «затраты — выгода», когда в комплексе оценивается, стоит ли « овчинка» (в данном случае сегмент рынка) « выделки» (т.е. совокупности затраченных сегодня и завтра ресурсов).

7. Соответствие выбранного сегмента миссии и целям компании. Очень важно, чтобы работа на выбранном сегменте рынка соответствовала стратегическим целям и ключевой компетентности предприятия или фирмы. Компания должна иметь возможность работать на данном сегменте рынка на перспективу, максимально используя свои технологический, производственный, кадровый потенциалы. Поэтому при выборе целевого сегмента рынка предстоит сопоставить его характеристики со стратегическими установками компании, ее главной целью (миссией) на рынке.

Важно помнить, что лишь в редких случаях можно определить целевой  сегмент с помощью одного критерия. Целевым для предприятия или  фирмы может быть выбран сегмент, являющийся таковым по нескольким критериям (не обязательно всем), которые компания считает для себя наиболее значимыми в данный период времени.

Это не значит, что целевым должен быть самый крупный сегмент рынка, одновременно обеспечивающий наивысшую  прибыльность. Все зависит от специфики  хозяйственной деятельности и стратегии  фирмы. Для компании, ориентирующейся на долгосрочную прибыль, куда большее значение может иметь перспективность пока еще недостаточно крупного сегмента, емкость которого в дальнейшем может значительно возрасти. В любом случае выбор целевого сегмента осуществляется с учетом не одного, а нескольких критериев. Какие из перечисленных выше критериев или какие еще критерии следует учесть — зависит от специфики хозяйственной деятельности конкретного предприятия или фирмы. Вместе с тем для крупных компаний сразу несколько сегментов рынка могут быть выделены в качестве целевых.

 

Границы рынка.

 

Основными критериями выделения границ рынка являются:

Территориальный охват;

Наличие свободных рыночных ниш;

Близость к потребителям;

Доступным является рынок, на котором  Ваше предприятие имеет возможность оказывать услуги. В сфере услуг наиболее распространенный способ выделения рынка — территориальный, так как процесс предоставления услуги и передача результатов потребителю тесно взаимосвязаны и часто неразделимы.

 Точное очерчивание границ рынка позволяет предприятию сосредоточить сбытовые и маркетинговые усилия на конкретной географической территории, определенной целевой группе потребителей.

Идентификация рынка, очевидно, будет  зависеть от широты или узости задания  его границ. Следует выделять несколько типов границ рынка: продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные границы, локальные границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок "внешних" продавцов, во-вторых.

Джоан Робинсон предложила следующее  определение рынка, которое с  небольшими вариациями используется антимонопольными комитетами многих стран. Рынок включает однородный товар, и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, мы можем получать разные масштабы рынка.

Географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.

Рынок-многогранное и многоструктурное явление, подчиняющееся в своем  развитии закону спроса-предложения. Действие рыночного механизма проявляется  в сложных процессах, которые  определяют состояние рынка, темпы  его развития и основные пропорции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть контрольной работы

 

Вариант 1.

 

Задача 1. Предположим, что на рынке действует 10 фирм. Объем их продаж представлен следующим образом (в млн. руб.):

 

Фирма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Объем

100

90

80

130

70

60

110

50

23

220


 

Определить долю на рынке  каждого производителя. Рассчитать показатели концентрации. Определить рыночную структуру отрасли.

 

Решение

 

CRk =i; где i=1, 2:...k

где di- размер фирмы (например, рыночная доля)

k — количество фирм, для которых расчитывается показатель

d=qi/Q;

Расcчитаем общий объем продаж;

Q=100+90+80+130+70+60+110+50+23+220=933 млн.руб.

Определяем долю на рынке  каждого производителя:

d1=100:933*100=10,7%

d2=90:933*100=9,65%

d3=80:933*100=8,57%

d4=130:933*100=13,9%

d5=70:933*100=7,5%

d6=60:933*100=6,43%

d7=110:933*100=11,8%

d8=50:933*100=5,36%

d9=23:933*100=2,46%

d10=220:933*100=23,58%


Рассчитываем показатели концентрации:

CR3=13,9+11,8+23,58=49,28%

индекс концентрации находится в пределе 45%<CR3>70%, следовательно отрасль имеет умеренный уровень концентрации

 

= ·100% = 10

= · ((10,7 – 10) +(9,65 – 10) +(8,57 – 10) +(13,9 – 10) + (7,5 – 10) +(6,43 – 10) +(11,8 – 10) + (5,36 – 10) + (2,46 – 10) +  (23,58 – 10) ) =

= ·(0,49+0,1225+2,04+15,21+6,25+12,74+3,24+21,53+56,85+184,42) =

= · =30,29;

HHI = ∑ $

HHI=114,49+93,12+73,44+193,2+56,25+41,34+139,24+28,73+6,05+556,02= 1301,88 ≈ умеренная концентрация рынка.

 

 

Задача 2. На основании приведенных данных определите норму входа и выхода фирм на рынок.

 

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего фирм

27

31

30

33

34

35

33

32

32

Вошло

5

2

3

3

4

3

1

1

1

Вышло

1

3

0

2

3

5

2

1

2


 

Решение:

Рассчитаем количество фирм всего для последующих годов:

Мкг= Мнг+ Мв - Му;

Мв – количество фирм вошедших на рынок;

Му – количество фирм ушедших с рынка;

Мкг(нг) – количество фирм на конец(начало) года;

Мкг 2000=27+5-1=31;   Мкг 2001=31+2-3=30;   Мкг 2002=30+3-0=33; 

Мкг 2003=33+3-2=34;  Мкг 2004=34+4-3=35;   Мкг 2005=35+3-5=33; 

Мкг  2006=33+1-2=32;   Мкг 2007=32+1-1=32;  Мкг 2008= 32+1-2=28;

Определим норму входа  и выхода фирм на рынок:

Нвхода = Мвкг;                      Нвыхода = Мукг;

2000 год:  Нвхода =5:31=0,16;              Нвыхода = 1:31=0,03;

2001 год:  Нвхода =2:30=0,07;              Нвыхода =3:30=0,1 ;

2002 год:  Нвхода =3:33=0,09;              Нвыхода = 0:33=0;

2003 год:  Нвхода =3:34=0,09;              Нвыхода =2:34=0,06 ;

2004 год:  Нвхода =4:35=0,11;              Нвыхода = 3:35=0,8;

2005 год:  Нвхода =3:33=0,09;              Нвыхода = 5:33=0,15;

2006 год:  Нвхода =1:32=0,03;              Нвыхода =2:32=0,06 ;

2007 год:  Нвхода =1:32=0,03;              Нвыхода =1:32=0,03 ;

2008 год:  Нвхода =1:28=0,03;              Нвыхода = 2:28=0,07;

 

Задача 3. В модели дуополии Курно функция спроса задана как  Р=35 – 2Q. Предельные издержки обеих фирм на производство товара в условиях постоянной отдачи от масштаба одинаковы и равны 8.

Определить: Выпуск каждой фирмы и отрасли в целом, цену на продукцию, прибыль, если они смогли заключить картельное соглашение.

Решение:

 

Р=35 – 2Q;      

a=35;             b=2;           c=8;

Q=(35-8):2*2=27:4=6,75

      q1 = q2 =Q:2=6,75:2=3,37

      P=35-2*3,37=28,26

     П1 =П2=(28,26-8)*3,37=68,28

Задача 4. В модели дуополии Штакельберга функция спроса задана как Р=35 – 2Q. Предельные издержки обеих фирм на производство товара в условиях постоянной отдачи от масштаба одинаковы и равны 5.Определить: Выпуск каждой фирмы и отрасли в целом, цену на продукцию, прибыль.

 

Решение:

Р=35 - 2Q;      

a=35;             b=2;           c=5;

 

q1=(35-5):2*2=7,5

q2=(35-5):4*2=3,75

Q=7,5+3,75=11,25

П1=(35-5)2:8*4=900:32=28,12

П2=(35-5)2:16*4=900:64=14,06

 

Задача 5. Спрос на продукцию дуополии описывается формулой Q = 20 – 2Р.

Рассчитайте параметры равновесия по Бертрану для случая: совокупные издержки фирм равны TC1 = TC2 = 3Q;

Информация о работе Рынок, определение и его границы