Рынок труда: занятость и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, анализ рынков труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
• раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
• проанализировать работу государственной службы занятости;
• раскрыть основные проблемы российского рынка труда;
• провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ 3
1.1. Понятия и формы занятости 3
1.2. Показатели, виды и причины возникновения безработицы 3
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 3
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 3
2.1. Методы снижения безработицы 3
2.2. Особенности безработицы в России 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_ekonom_teorii (1).docx

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Макроэкономические меры позволяют  снизить безработицу, вызванную  дефицитом агрегированного спроса (кейнсианскую безработицу). Так, целенаправленная фиксированная политика может увеличить  агрегированный спрос в экономике  посредством увеличения государственных  расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег  в экономике, можно сократить  банковский процент, что приведёт к  росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного спроса и занятости.

Микроэкономические меры – это  те государственные мероприятия, которые  касаются непосредственно рынка  труда. С их помощью можно уменьшить  уровень как циклической, так  и естественной безработицы.

Государственная политика на рынке  труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы  на смягчение ее негативных последствий.

К активным мерам относятся:

а) Информационная и организационная  помощь в поиске работы.

б) Субсидирование образования путём  проведения государственных программ, целью которых является сокращение платы за обучение с тем, чтобы  будущие работники приобретали  необходимые знания и навыки для  работы в развивающихся отраслях экономики.

в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права  быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и т.д.

г) Обучение и переобучение для  тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой  квалификации.

д) Прямое субсидирование заработной платы и снижение налогов для  фирм, принимающих на работу представителей ущемлённых групп населения, испытывающих особенно острую структурную безработицу.

е) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных  «бизнес-инкубаторов»).

Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных  мер. К ним относятся:

а) Выплата пособий по безработице  и дополнительных пособий на содержание семьи.

б) Досрочные пенсии, которые позволяют  сократить численность экономически активного населения, не задействованного в общественном производстве.

в) Популярная в последние годы мера, названная «work-sharing», буквально - «разделение работ». Государство создаёт стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет нанять больше людей.

Это - меры социальной защиты.

Но с точки зрения чисто экономической, они неэффективны. Они не побуждают  людей больше трудиться – наоборот, часть из них выходят из состава  рабочей силы, становятся иждивенцами  работающих членов общества.

Также методы обеспечения полной занятости  определяет концепция, которой руководствуется  правительство конкретной страны.

Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создана Государственная служба занятости.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — федеральный орган  исполнительной власти России, находящийся  в ведении Министерства здравоохранения  и социального развития.

Стратегические решения  в области государственного регулирования  занятости должны носить комплексный  характер и лежать в плоскости  обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения  квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности  России, реально сложившуюся в  стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом тенденций развития. 

    1. Особенности безработицы в России

 

Безработица занимает третье место  в списке самых значимых угроз  для россиян (50% респондентов).Обострение проблемы безработицы выражается в усилении ее региональной дифференциации, углублении очаговой безработицы, увеличении продолжительности безработицы, расширении масштабов скрытой безработицы и снижении эффективности системы государственной помощи безработным.Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в декабре 2010г. составила 75,0 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного  населения 69,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью  и 5,4 млн.человек - как безработные  с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного  занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую  неделю).

По сравнению с декабрем 2009г. численность занятого населения  увеличилась на 375 тыс.человек, или  на 0,5%, численность безработных сократилась  на 781 тыс.человек, или на 12,7%. (Рисунок  1).

Рисунок 1-Динамика численности экономически активного населения, млн. человек.

В настоящее время, по данным Росстата в 2011 годучисленность экономически активного населения составила 75,6 млн человек, или более 53% от общей  численности населения страны. Уровень  занятости населения в январе 2011г. составил 62,8%, уровень безработицы - 7,6%.

 

Рисунок 2-Динамика численности экономически активного населения, млн. человек.

В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением  числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились  региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации  безработица превышает средний  уровень по стране (8,5%), в отдельных  городах наблюдается массовая безработица.

Самый большой прирост количества безработных (и уровня безработицы) за первое полугодие 2011г. наблюдалось  также в Ингушетии - 2,5 раза. При  этом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количества безработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области, Республика Адыгея.

Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15%1 (т.е. практически в два раза больше средне российского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время.

Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 12 раз меньше чем в среднем  по России)2.

Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально  основную массу безработных в  России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень  безработицы был выше среднего, стали  расти доля мужчин, доля лиц с  низким уровнем образования, доля молодежи. Наиболее высокий уровень безработицы  наблюдается в последние годы среди молодежи (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Уровень безработицы по полу и возрастным группам (октябрь 2010, %)

Как уже говорилось выше, сегодняшняя  информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, не является достоверной, занижает подлинный уровень  безработицы приблизительно в 3 раза. Некоторые российские экономисты-аналитики  видят в сознательном занижении  уровня официальной безработицы  причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы  не более 3%3.

За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный  досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки  и т.д.), что ставит необходимость  подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста  безработицы должна определяться в  большей мере не ростом компенсационных  выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы.

На характер российской безработицы  повлиял целый ряд особенностей:

1. Не перепроизводство, как это  происходит в развитых экономиках, а обратная ситуация – дефицит  товаров, высокая инфляция;

2. Относительно низкий организационный  и технико-технологический уровень  производства;

3. Спад производства, вызвавший  всплеск безработицы;

4. Приток беженцев и вынужденных  переселенцев из ближнего зарубежья,  обостривший ситуацию с занятостью.

За последние годы подготовка квалифицированной  рабочей силы практически прекратилась: в 1998 году из 30 млн. рабочих 29 млн. были обучены непосредственно на производстве4. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться, несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократился с 25,1 млн. человек в 1995 году до 21,4 млн. человек в 2008 году (с 23,7% до 15,4%)5. Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов.

Уже сегодня в ряде территорий Центральной  и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40%6 и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи. Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен.

Таким образом, в обсуждаемых сегодня  программах, безработица понимается как результат и следствие  экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится  стратегической роли в системе мер  государственного регулирования. Между  тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени  предопределяющий его грядущую динамику.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В работе были детально рассмотрены концепции  анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло  сделать вывод о том, что она  вызывается не только микроэкономическими  причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит  агрегированного спроса).

Рассмотрение причин безработицы  позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.

К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального  производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим  последствием. К тому же, увеличивается  преступность, растёт число психологических  и эмоциональных стрессов, что  отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий  уровень естественной безработицы  даже положительно сказывается на экономике  страны.

Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в  общественном производстве.

Использование материалов периодической  прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы  в России. Показатели различны в  зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и  других характеристик.

К сожалению, только сейчас наше правительство  оценило остроту этой проблемы и  принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже  сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие  найти работу, а также различные  коммерческие и некоммерческие организации  по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению  экономического благосостояния страны.

Исследование позволило сделать  вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер  по её ликвидации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 ст.2
  2. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.:Наука, 2008.
  3. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2009.
  4. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн.: Антология экономической классики./ Пер. с англ. В 2-х томах. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  5. Кузнецова Н.Г. «Экономическая теория». М.: ЮНИТИ, 2010.
  6. Курс экономической теории. / Под общ. Ред. Чепурина М.Н., Киселевой М.А. – 5е изд., доп. И перераб. – Киров: АСА, 2008.
  7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  8. Российский статистический ежегодник 2004. - М.: ИНФРА-М, 2011.
  9. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия М.: «Экономика», 2009.
  10. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. - М.: Инфра–М, 2012
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика- М.: «Дело ЛТД», 2008.
  12. Экономика. / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2010.
  13. Экономическая теория. / Под общ. Ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – М.: Юристъ, 2009.
  14. Брошюра «Молодёжь на рынке труда», издана Модельным центром занятости населения, Калуга, 2008.
  15. Брошюра «Рынок труда 2008», издана Модельным центром занятости населения, Калуга, 2008.
  16. Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы. Человек и труд // Человек и труд. - № 3. - 2009.
  17. Костин Л.А. Занятость, зароботная плата и инфляция // Человек и труд – / № 3. – 2009.
  18. Ржаницына Л.К. «Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения» // Экономист.-№4.-2008.
  19. Румянцева Е.Г. «Безработица как глобальная проблема» // Мировая экономика и международные отношения. –№2.- 2011.
  20. Иванов В.П. Социально-экономические последствия безработицы // Экономика и жизнь. - № 14. – 2008.
  21. www.gks.ru – официальный сайт Росстата.
  22. www.economika.info

Информация о работе Рынок труда: занятость и безработица