Рынок труда в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:30, реферат

Краткое описание

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 142.70 Кб (Скачать файл)

Государство поощряет женскую  инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина [14].

Для снижения остроты женской  безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки  вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости  женщин дает результаты: за прошедший  год их удельный вес в численности  безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%[14].

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан. Государственная  служба занятости организует для  них психологическую поддержку  и обучение приемам активного  поиска работы. Они получают направление  на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам  нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории  безработных организуются также  временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

В 2011 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных[14].

Проблемы трудоустройства  и трудовой реабилитации инвалидов  в нашей стране решаются путем  создания и бронирования для них  приспособленных рабочих мест, организации  профессионального обучения, поддержки  специализированных предприятий инвалидов.

В прошлом году оказано  содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек  устроено на забронированные рабочие  места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой  занятости компенсированы затраты  за приобретенное оборудование для  создания 134 рабочих мест инвалидов[14].

Органы по труду, занятости  и социальной защите населения предоставляют  предприятиям общественных организаций  инвалидов возвратные бюджетные  ссуды для создания рабочих мест.

Под особым контролем находится  трудоустройство граждан, обязанных  возмещать расходы, затраченные  государством на содержание детей, находящихся  на государственном обеспечении.

В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году – 84,3%).

Всего за 2007–2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых  родителей (99,2%)[14].

Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической  реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей  из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному  выполнению семейных обязанностей.

Одной из существенных проблем  в сфере занятости населения  является структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы.

За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность  безработных. Но при этом почти 77% имевшихся  вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально  не меняется на протяжении ряда лет[14].

Для обеспечения количественного  и качественного соответствия между  предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно  с органами образования, отраслевыми  министерствами и местной властью  должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые  кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно  реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.

Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий,логистики, инженеров, работников в сфере нано технологий, медицины, экологии.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и  районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие  там лишь единичных предприятий  ограничивает для местного населения  возможности и сферу приложения труда.

В прошлом году в развитие малых и средних городских  поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах  с наиболее сложным положением в  сфере занятости.[14]

Решению проблемы занятости  в сельской местности способствует реализация Государственной программы  возрождения и развития села,утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2010 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному [14].

Одним из направлений политики занятости является регулирование  внутренней трудовой миграции и перераспределение  трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

Следует отметить, что государственной  службой занятости в нашей  стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных  на новое место жительства.

Так, в прошлом году переехали  на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад  их число не превышало 20–25 [14].

Однако, следует подчеркнуть, что это не в полной мере удовлетворяет  потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

2.2 Заработная плата

 

Заработная плата относится  к основным системообразующим элементам  в модели рынка труда. В экономической  теории ее определяют как «цену, выплачиваемую  за использование труда», «цену рабочей  силы», «цену труда». Заработная плата  является ценовой детерминантной в  модели рынка труда, обусловливающей  движение вверх или вниз вдоль  существующих (сложившихся на рынках) кривых спроса и предложения труда. Вместе с тем при выполнении классического  функционального анализа, рассматривая заработную плату, исходят из нескольких допущений (упрощений): труд однороден, ставки цены труда 1 часа каждого работника  одинаковы. Использование таких  допущений позволяет, с одной  стороны, обнаружить существующие на рынке  труда взаимосвязи, но с другой –  не позволяет проникнуть в сущность модели рынка труда в трансформационной  экономике. В условиях трансформационной  экономики заработная плата представляет собой единство трех компонентов:

1)вознаграждение за результаты  труда (определяемое функциональными  характеристиками рабочей силы  и рабочих мест);

2) результат дискриминационного  отбора рынка труда (устанавливающего  дифференциацию по дополнительным  критериям рабочей силы и рабочих  мест);

3)результат информационной  ассиметрии, неоднородности и адаптационной гибкости рынка труда (устанавливающих дифференциацию в оплате труда в зависимости от владения информацией, принадлежности к определенному сегменту рабочей силы или рабочих мест).

В настоящее время в  Республике Беларусь восстановлена  определяющая роль Единой тарифной ставки в зарплатообразовании для субъектов хозяйствования. Вместе с тем остаются нерешенные вопросы, связанные с необходимостью повышения стимулирующей и воспроизводственной функций заработной платы, устранения неоправданных отраслевых дифференциации и уравнительности.

В современной экономике  труда основными зарплатообразующими факторами принято считать: 1)рыночные силы; 2)институты (профсоюзы и коллективные договоры, тарифная система, сегментация рынков труда); 3)специфические адаптационные механизмы («триггеры»), т.е. события, дающие толчок к повышению ставок оплаты труда[4,C.16-17]; явления помогающие субъекту хозяйствования сэкономить на оплате труда – невыплаты, задолженность, натуральные формы оплаты труда, использование «серых» схем.

Для сферы зарплатообразования в Беларуси характерны следующие тенденции:

  • появление ценовой конкуренции на рынке труда, означающей увеличение межорганизационной мобильности работников под влиянием изменений уровня оплаты труда;
  • наличие инфляции, которая обусловливает необходимость постоянного пересмотра тарифных ставок и процедуру индексации доходов;
  • высокий уровень начислений на фонд заработной платы организаций (отчисления в фонд социальной зашиты населения, др.), что провоцирует стремление субъекта хозяйствования к экономии средств на оплату труда и снижению себестоимости за счет выплаты заработной платы «в конверте»;
  • постоянное повышение заработной платы в экономике Республики Беларусь. Некоторые исследования объясняют это успехами белорусской экономики, другие же – «политико-деловым» циклом [5,С.32]. Причем повышение заработной платы в Беларуси также неоднозначное (она растет непропорционально в разных областях, темпы ее прироста замедляются и на многих предприятиях ниже, чем темпы роста производительности труда, особенно если рассчитывать последние не в стоимостном, а в натуральном выражении). В целом уровень заработной платы в Беларуси гораздо более низкий, чем в странах Центральной и Восточной Европы, России.

Как показывает анализ зарплатообразования Республики Беларусь, к наиболее важным факторам, его обуславливающим, правомерно отнести:

1)результаты экономической  деятельности организации и положение  отрасли. Так, уровень среднемесячной  заработной платы коррелирует  не столько с результатами  финансово-экономической деятельности, сколько с монопольным положением  предприятия (отрасли): она намного  выше в нефтехимии, топливной,  электроэнергетике и ниже в  легкой промышленности, машиностроении  и приборостроении, т.е. в высококонкурентных отраслях.

2)административные условия  государства по повышению среднемесячной  заработной платы входит в  перечень основных показателей  социально-экономического развития, директивно устанавливаемых органами  власти и осуществляющих контроль  за ее выполнением. Одновременно  государственные органы осуществляют  контроль за своевременностью  выплаты заработной платы и  состоянием задолженности;

3)рост индекса потребительских  цен, инфляция;

4)особую роль надтарифной части оплаты труда в зарплатообразовании. Как показывает анализ, тарифная часть в оплате труда на предприятиях невысока и имеет некоторую тенденцию к сокращению. Это свидетельствует о снижении реальной цены труда (фонд рабочего времени остается неизменным и даже немного растет), вызывающим аналогичное изменение реальных часовых ставок заработной платы (цены труда). Дифференциация и повышение заработной платы до приемлемого уровня достигается только благодаря надтарифной части оплаты (возможность выплачивать которую имеют далеко не все организации).

В Беларуси межотраслевая  дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики (с учетом подотраслей) за январь-март 2010 года составила 3,4 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2 раза. [15]

Для сравнения: разница между  самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми работниками в  различных отраслях республики в 2000 году была 6,7 раза, в 2003-м - 6,3 раза, в 2005-м - 4,6 раза, в 2008-м, 2009-м - 3,6 раза, в 2010-м  – 3 раза. [15]

Для сравнения приведены  данные о начисленной средней  заработной плате феврале 2012 г. по данным Национального статистического  комитета РБ.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-феврале 2012 г. составила 2 921,3 тыс. рублей (363$), в  том числе в феврале – 2 964,2тыс. рублей (367$) и увеличилась по сравнению с январем 2012 г. на 2,9%, или на 83,7 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-феврале 2012 г. по сравнению с январем-февралем 2011 г. уменьшилась на 1,5%, в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. увеличилась на 1,4%.

В феврале 2012 г. на транспорте и в связи средняя заработная плата составила 3 491,9 тыс. рублей, в  промышленности - 3 349,5 тыс., в строительстве  – 2 951,1 тыс., в образовании – 2 577,7 тыс., в том числе учителей – 3 095,8 тыс., профессорско-преподавательского состава – 4 331,5 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 1 995,5 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в феврале 2012 года сложилась в размере 2 626,5 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения  – 2 683,5 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 4 484,4 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 2 612,9 тыс. рублей.

Информация о работе Рынок труда в РБ