Рынок труда есть экономические отношения по поводу купли-продажи рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от других рынков. Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления. Преломленность спроса на рынке труда через спрос на рынке товаров и услуг замедляет, а иногда и трансформирует импульсы потребительских ожиданий. Во-вторых, специфичность реализуемого на нем товара рабочая сила связана с непосредственной ее слитностью с личностью работника, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. За проблемами реализации рабочей силы непосредственно стоят судьбы работников, а при определенных условиях — и судьбы правительств.

Вложенные файлы: 1 файл

1Экономика.docx

— 137.94 Кб (Скачать файл)

1.Рынок труда есть экономические отношения по поводу купли-продажи рабочей силы.

Рынок труда обладает рядом  особенностей, отличающих его от других рынков. Во-первых, спрос на рынке  труда является производным от спроса на товары и услуги производственного  и личного потребления. Преломленность спроса на рынке труда через спрос на рынке товаров и услуг замедляет, а иногда и трансформирует импульсы потребительских ожиданий. Во-вторых, специфичность реализуемого на нем товара рабочая сила связана с непосредственной ее слитностью с личностью работника, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. За проблемами реализации рабочей силы непосредственно стоят судьбы работников, а при определенных условиях — и судьбы правительств. В-третьих, на нем невозможно в полной мере осуществить характерный для рыночной экономики принцип "примата потребителя", поскольку даже самый высокий уровень развития рыночной экономики не отменяет предложения на рынке труда таких слабозащищенных социальных групп работников, как молодежь, женщины, инвалиды и др.

 Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях:

-согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;

-обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда;

-поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;

-формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;

-стимулирование эффективной и рациональной занятости; регуляция индивидуальных доходов работников; содействие формированию оптимальной профессионально-ква- лификационной структуры кадров.

Основными субъектами рынка  труда являются: контрагенты трудовых отношений — работники и работодатели; посредники между работодателями и  наемными работниками; представители  органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений  на рынке труда, осуществляющие его  госрегулирование и контроль за соблюдением законодательства;

представители интересов  работников и работодателей —  общественные организации, такие, как  профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и др., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.

Основными компонентами рынка  труда являются цена, конкуренция, спрос  и предложение. Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция - в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей — за рабочие руки, а также работников-работодателей — за условия найма; спрос - в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение — в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявляемых на рынке.

Спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с одной  стороны, между работниками за занятие  того или иного рабочего места  или выполнение работы, а с другой стороны между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному, так  и качественному составу. Справедливое решение этой состязательности предполагает соблюдение целого ряда условий. Прежде всего, мобильность рабочей силы, рациональное размещение производительных сил.

Спрос на труд находится  в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить  спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

Предложение труда также  зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило, продавцы на рынке труда  в условиях совершенной конкуренции  стремятся увеличить предложение  в условиях роста заработной платы. Предложение труда характеризуют экономические явления, получившие название эффект замещения и эффект дохода. Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем узнать, как отразится на предложении труда определенной группы трудящихся или индивидуума повышение ставок заработной платы.

 

 

2. Спрос и предложение земли

Под спросом на рынке земли  понимаются земельные участки, которые  субъекты экономики хотят и могут  приобрести в данный период времени  при данных условиях. На спрос влияют следующие факторы.

 

1. Динамика численности  населения страны. Очевидно, что  при росте численности населения  спрос на землю может расти  как из-за увеличения числа  ее потенциальных покупателей,  так и роста спроса на товары, производимые на земле.

2. Доходы субъектов экономики.  Рост доходов может вести к  увеличению желающих стать владельцами  земли, а также к увеличению  спроса на товары, производимые  на земле, и как следствие,  к росту спроса на землю.

3. Спрос на товары, производимые  на земле: сельскохозяйственную  продукцию, сырье, топливо, жилье  и т.д.

4. Получаемый с земли  доход. Это один из важнейших  факторов, так как обычно земля  приобретается для получения  рентных доходов, и если эти  доходы относительно велики, то  увеличивается спрос на землю,  хотя при этом может быть  и высокой цена земли.

5. Банковский процент.  Если земля приобретается ради  того, чтобы получать ренту, то  на спрос оказывает влияние  и норма банковского процента, которая показывает, какую сумму  можно получить на деньги, предназначенные  для покупки земли, если их положить в банк. Очевидно, что повышение нормы процента может многих оттолкнуть от покупки земли, так как это означало бы отказ от более выгодного использования денег.

Теперь рассмотрим предложение  земли. Оно делится на совокупное предложение земли и предложение  отдельных видов земельных участков.

Под совокупным предложением подразумеваются все виды земельных  участков, которые их собственники готовы продать в данный период времени  при данных условиях. Однако если принимать  во внимание предложение конкретных участков земли, то оно может меняться в зависимости от различных факторов. Вот почему под предложением земли  экономическая теория обычно понимает земельные участки, которые их владельцы  готовы продать в данный период времени  при данных условиях. Конкретные виды участков формируют соответствующие  рынки земли.

Плата за пользование землей называется рентой, которая является своеобразной ценой, уплачиваемой арендатором  земельному собственнику. Взаимозависимость  спроса на землю и ренты при  фиксированном предложении представлена на рис. 17.1.

 

 

 

Рис. 17.1. Рынок земли 

Скольжение по любой кривой спроса выражает функциональную зависимость  спроса на землю от ренты. Рента выступает  в качестве независимой переменной. Обратная функциональная зависимость  между спросом и рентой, когда  независимой переменной выступает  спрос, а зависимой — рента, выражается смещением кривых спроса в плоскости  оси ординат. Если спрос на землю  или на любые другие природные  ресурсы возрастает, а предложение  остается фиксированным, то соотношение  между спросом и предложением уравнивается путем повышения рентных  платежей. В частности, при превышении спроса на землю над ее предложением рента поднимается с уровня RА на уровни RБ, RВ, RR путем смещения кривой спроса вверх и вправо.

В определении цены земли, несомненно, последнее слово за спросом  и предложением. Однако субъект, желающий приобрести земельный участок, рассматривает  альтернативные варианты. Субъект всегда имеет право выбора: положить деньги в банк или купить земельный участок. Поэтому при всех неизменных условиях цену земли можно выразить следующей  формулой:

 

 

где Цз – цена земли; R – рента; r′ – процентная ставка.

 

В самом деле, цена земли  — это покупная цена не земли, а  той земельной ренты, которую  она приносит. В этом экономическом  ее содержании ренту можно рассматривать  как процент на капитал.

 

3. Ссудный процент –  это  денежное вознаграждение, которое получают кредиторы, предоставляя кредит. Ссудный процент является ценой кредита, или платой, которую заемщик денег должен кредитору за пользование кредитом. Ссудный процент представляет собой доход на ссудный капитал, тем самым подчеркивается денежная природа процента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Совокупный спрос — это потребность в товарах и услугах со стороны населения, предприятий, государства и иностранных государств, представленная в денежной форме. Он представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели. И наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Следовательно, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость.

Ценовые факторы совокупного спроса. К  числу ценовых факторов совокупного  спроса следует отнести прежде всего эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, или реальных кассовых остатков, импортных закупок.  Эффект процентной ставки оказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят с одной стороны, потребительские расходы, а с другой — инвестиции, т.е. с повышением уровня цен повышаются процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Эффект материальных ценностей (эффект богатства) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.

Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, покупатели больше покупают импортных товаров, а на международном рынке сокращается продажа отечественных товаров, т.е. эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения.

Неценовые факторы совокупного  спроса.

К ним относятся изменения  в потребительских, инвестиционных и государственных рас­ходах, в  расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается изменениями величины совокупного  спроса. Если они способствует увеличению совокупного спроса, то кривая из положения AD1 смещается к AD2, если неценовые  факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD3.

 

 

6. Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Существуют три основные функции налогов:

фискальная;

 контрольная;

 распределительная.

Фискальная функция –  основная, характерная изначально для  всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция  обеспечивает реальную возможность  перераспределения части стоимости  национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

 

Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финан-совых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

 

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

К основным принципам формирования налоговой системы относятся: законность, всеобщность и равенство налогообложения, экономическая обоснованность, сохранение единого экономического пространства страны, презумпция невиновности налогоплательщика.

Статья 8 Налогового кодекса  Республики Беларусь устанавливает  следующие виды республиканских  налогов и сборов (пошлин):

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налог на доходы иностранных  организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

подоходный налог с  физических лиц;

экологический налог;

налог за добычу (изъятие) природных  ресурсов;

земельный налог;

дорожные налоги и сборы;

сбор за проезд автомобильных  транспортных средств иностранных  государств по автомобильным дорогам  общего пользования Республики Беларусь;

таможенные пошлины и  таможенные сборы;

гербовый сбор;

оффшорный сбор;

консульский сбор;

Информация о работе Рынок труда есть экономические отношения по поводу купли-продажи рабочей силы