Рынок труда и занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех аспектов рынка труда и занятости в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы являются:
- рассмотрение рынка труда и его характерных особенностей;
- определение механизмов функционирования рынков труда;
- характеристика рынка труда в Псковской области.

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………….3

1 Рынок труда и его характерные особенности…………………………………...4
1.1 Трудовые ресурсы ……………………………………………………………4
1.2 Сущность и формы проявления рынка труда……………………………….5
1.3 Структура рынка труда…………………………………………………….... 7
Виды и модели рынка труда………………………………………………...10

2 Функционирование рынка труда…………………………………………….….15
2.1 Рынок труда и воспроизводство рабочей силы……………………………15
2.2 Механизм функционирования рынка труда………………………….……17
2.3 Особенности функционирования рынка труда…………………...………..18

3 Характеристика рынка труда ……………………………………………….…..21
3.1Занятость населения………………………………………………………….21
3.2 Виды занятости ……………………………………………………………...22
3.3 Характеристика рынка труда в Псковской области………………….……25
Заключение……………………………………………………………………….…30
Список литературы…………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Rynok_truda_Kursovaya.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых,  государственная служба занятости финансирует   переобучение и повышение квалификации. К примеру, в 2010 году   было переобучено порядка 1520 человек, при этом, что действительно важно и является критерием оценки таких программ, ни один безработный не был признан повторным безработным, все смогли трудоустроиться.

В-третьих, профессиональная ориентация.  За 2010 год 30322 человек смогли через программы профориентации получить квалифицированную помощь со стороны государственной службы занятости.

Отметим, что  профориентационная работа в сочетании с психологической  поддержкой населения ориентирована  на различные категории граждан.  Приоритетные направления в развитии профриентационных услуг со стороны службы занятости включают в себя построение активной политики взаимодействия с работодателями, оказание консультационных услуг гражданам, дальнейшее развитие групповых и клубных форм работы, превентивную профориентационную работу с выпускниками школ и профессиональных учебных заведений, создание условий для адоптации безработных граждан к меняющимся социальным условиям, обучение навыкам преодоления стрессовых ситуаций, овладение элементами делового и межличностного сотрудничества и многое другое.

В-четвертых, ярмарки вакансий, которые  проводятся не только в крупных городах, но и в районах и позволяют   не только познакомить работодателей  и безработных, но и получить консультацию   юристов, специалистов-профконсультантов. Только в 2011 году было проведено 60 ярмарок вакансий.

В-пятых, трудоустройство особо  нуждающихся граждан: инвалидов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, многодетных матерей, беженцев.

В-шестых, трудоустройство подростков, когда организуются   работы, не требующие высоких профессиональных навыков, например, ремонт школ, уборка территорий.   В результате и школа отремонтированы, и подростки заработали деньги. В 2010 году по этой программе трудились 3028 человек.

Помимо государственной службы занятости, решением проблемам трудоустройства  занимаются коммерческие организации. Деятельность последних помогает государству трудоустроить граждан, а бизнесу найти высококвалифицированных работников. Рекрутинговые компании исследуют потребности российского и регионального бизнеса, пытаясь удовлетворить спрос работодателей преимущественно на специальности, требующие высокой профессиональной подготовки. В условиях, когда столичный бизнес идет в регионы, а также существует возможность переноса части производств с территории стран Балтии в приграничную Псковскую область, кадровые агентства способны оказать весомую поддержку развитию трансграничного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности.

Есть люди, согласные на переезд, и те, кто желает реализовать себя в Пскове. Такой своеобразный патриотизм присущ части нашего населения. И наше дело, как профессионалов, рассмотреть все эти аспекты, определить, способен ли человек переехать и реализовать себя в Москве или Санкт-Петербурге, или он сможет найти достойную работу в Пскове».

Просматривая списки вакансий и анализируя профессиональную структуру безработных граждан невольно делаешь вывод о дисбалансе спроса и предложения в профессиональном разрезе. Налицо высокий спрос на рабочие специальности. При этом в 90-е годы, когда «пошла мода» на высшее образование и так называемые «престижные специальности» в сфере экономики и юриспруденции,  многие училища ввели дополнительные профессии, к примеру, начали выпуск менеджеров,  но все это делалось спонтанно, что затрудняло прогнозирование востребованности выпускников на рынке труда.

Стоит вспомнить и тот ценный опыт, который был в советское  время, когда 80% телеэфира было посвящено  рабочим профессиям, и процесс  профориентации шел, начиная со школьной скамьи. Ведь сегодня по телевизору мы видим преуспевающих бизнесменов, экономистов, юристов, как они много получают и как они красиво живут, а об обычных профессиях мы очень редко читаем в газетах и практически ничего не видим по телевидению. И усилия школ и службы занятости разбиваются о вал информации в СМИ, пропагандирующей не рабочие специальности».

С целью решения проблемы сельской занятости при помощи программ ТАСИС  Управление ФГСЗН по Псковской области  надеется на реализацию ряда минипроектов, направленных на снижение сельской безработицы.  Кроме того, предполагается организация общественных работ в сельской местности.

Таким образом, ситуация на рынке труда Псковской области является своего рода индикатором экономического развития региона. Поэтому внимание к проблемам занятости населения сложно переоценить. И очевидно, что решать эти проблемы успешно можно лишь сообща. При этом необходимо участие не только государственных структур и коммерческих организаций, формирующих инфраструктуру рынка труда, но и учебных заведений. Важно, чтобы сегодняшний студент не стал завтрашним безработным.

Особая роль в решении проблемы безработицы вне сомнения стоит  отвести бизнесу. Конечно, с точки  зрения экономической теории, безработица  необходима для создания конкуренции  предложения рабочей силы, с целью  повышения качества трудовых ресурсов, однако понятие рабочей силы не должно ассоциироваться с понятием «рабского труда», когда работнику предлагаются зарплаты ниже величины прожиточного минимума.

Особый акцент стоит сделать  на решение проблемы сельской безработицы. Без развития социальной и производственной инфраструктуры, строительства промышленных предприятий очевидно решить ее невозможно. Думаю, это прекрасно понимают и в районах. Поэтому новости об инвестиционных проектах в сельской местности не могут не радовать. 

Как бы то ни было, или муниципалитеты будут активно привлекать инвестиции, в том числе иностранные, либо в них просто не кому будет работать. Однако выбор есть, и важно его  правильно сделать. Ведь трудовые ресурсы  – это будущее, которое рождается  сегодня.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В курсовой работе мы попытались дать оценку деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда  это не только отношения между  наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными способами, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для  рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в  целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

Также необходимо вмешательства государства  в рыночную экономику, и конкретно  в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально-ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Богдановский  В.  Труд и занятость в сельском хозяйстве. Вопросы экономики. Изд.6-е, 2005. 123с.
  2. Видяпин В.И., Добрынин  А.И. Экономическая теория. М. ИНФРА-М, 2007. 280с.
  3. Воробьев Л.   Переобучение безработных - курс на эффективность. Изд.12, 2005. 187с.
  4. Добрынин А.Н., Тарасевич Л.С.  Экономическая теория. Изд. 3- е. СПб.  Изд. СПб .ГУЭФ. Питер, 2007.  544 с.
  5. Калашников С. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики. «Человек и труд». Изд.5-е, 2007.
  6. Камаев В.Д. Экономическая теория: учеб. Для студентов вузов. Изд. 2-е. перераб. и доп. М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС.  2006. 591 с.
  7. Курс экономической теории: учебник 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. Киров «АСА». 2006. 832 с.
  8. Мамедов О.Ю.  Современная экономика. Ростов н/Д «Феникс», 2003.512c.
  9. Носова С.С.  Экономическая теория. М., 2007.533с.
  10. Осаковский В., Брагин В.   Безработица и экономическая активность. «Человек и труд». Изд.7, 2005.
  11. Павленко  В.А.  Рынок труда, занятость, безработица. Изд-во Московский университет, 2007. 188с.
  12. Плотницкий  М.И. Курс экономической теории: Учебник для вузов. М. ИНФРА-М, 2008. 324с.
  13. Чепурин М.Н., Киселева Е.А.  Курс экономической теории.  Куров, «АСА», 2009. 254с.

 


Информация о работе Рынок труда и занятости населения