Рыночная и смешанная экономика, их содержание и различия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

С появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришло к выводу, что ни одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Появилась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения. Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, т.к. само выбирает какие черты других экономических систем использовать. Поэтому так сильны отличия между Россией, США и остальными странами, идущими по этому пути.
Цель исследования - изучить основные модели организации экономики.

Содержание

Введение
1. Условия возникновения рыночной экономики
2. Рыночная экономика и ее сущность
3. Аргументы в пользу рыночной экономики
4. Аргументы против рыночной экономики
5. Основные черты смешанной экономики
6. Зарождение смешанной экономики
7. Национальные модели смешанной экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

Эти экономисты считают, что  по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения  ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также  суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность  распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

Но существуют и другие доводы против признания эффективности  рыночной системы. Это - неравное распределение  дохода. Критики утверждают, что  рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает  этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых хозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В  результате возникает социальное неравенство. Отсюда делается вывод: рыночная система  выделяет ресурсы на производство изысканных предметов роскоши для богатых  за счет ресурсов на производство предметов  первой необходимости для бедных.

Какая из этих позиций - одна за, другая против рыночной системы - правильна? До известной степени обе правильны. Некоторые критические замечания  относительно рыночной системы довольно точны и слишком серьезны, чтобы  их можно было игнорировать. С другой стороны, нельзя выносить суждения по какой-то проблеме лишь на основе количества аргументов за и против. Главный экономический аргумент в пользу рыночной системы, а именно она способствует обеспечению эффективного распределения ресурсов.

5. Основные черты смешанной экономики

 

Одним из главных признаков  является преобладание рыночной организации  экономики, что в первую очередь  подразумевает свободное предпринимательство. Многосекторность экономики предполагает наличие большого количества равноправных секторов, соотношение которых зависит  от национальных и территориальных  особенностей стран. Государство играет роль организатора, но не оказывает  значительного влияния на экономику. Оно должно координировать деятельность малого, среднего и крупного бизнеса, защищать отечественного производителя, обеспечивать свободную конкуренцию.

Государство может размещать  госзаказы на товары, услуги или  выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике.

Социальная защита населения  поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для  существования хотя бы на минимальном  уровне. Также государство ведет  перераспределение доходов для  сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

К основным целям, которые  преследует смешанная экономическая  система, можно отнести обеспечение  полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование.

 

Специфические черты смешанной экономики. Во-первых, новый хозяйственный механизм органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения потребностей и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения личных запросов. Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования; социальную справедливость; стабильность экономического роста. В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Для этого требуется согласовано привести в действие все рычаги и стимулы хозяйствования на уровнях микро-, мезо - и макроэкономики.

Каждое отдельное государство  по-разному расставляет приоритеты развития, однако три основных принципа присущи всем моделям смешанной  экономики:

1) насколько увеличивается  рыночный сектор, настолько (в  пределах определившейся потребности)  уменьшится государственный сектор;

2) насколько эффективен  финансовый потенциал рыночного  сектора, настолько экономически  «обеспечен» и государственный сектор;

3) процесс приватизации (в  том числе и земли) будет  в стране идти до тех пор  и до тех размеров, пока весь  государственный сектор не перейдет  на «содержание» рыночного.

6. Зарождение смешанной экономики

 

Рыночная экономика испытывала серьезные затруднения еще в XIX в. Низкая зарплата, высокий уровень  безработицы, ненормированный рабочий  день - все эти факторы вызывали недовольство широких масс населения  во многих странах. В конце 20-х и  начале 30-х годов весь западный мир  поразила «Великая депрессия», в результате которой произошло разрушение финансовой и денежной системы. Их охватила всеобщая волна банкротства и массовой безработицы. Такая ситуация породила недоверие к рыночной экономике, как со стороны рабочих, так и со стороны предпринимателей. В дальнейшем интересы различных социальных групп в какой-то мере объединила смешанная экономическая система. Смешанная экономика - организация экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги.

Первые идеи смешанной  экономики появились в начале XX века, но споры о них ведутся  до сих пор. Одним из ведущих ученых в этой области был М. Алле, который  считал, что рыночная экономика «не панацея, позволяющая решить все проблемы», т.к. не использует все возможности общества. Но наибольший вклад в развитие этой дисциплины внес Дж.М. Кейнс. Он доказал, что рынок может успешно развиваться и заниматься саморегулированием без вмешательства государства и регулирования им кредитно денежной политики. Это направление было названо кейнсианством, впоследствии оно разделилось на неокейнсианство и посткейнсианство.

Сторонники неокейнсианства  основное внимание уделяли проблемам  занятости, инфляции и экономического роста. К ним относятся Р. Харрод, Е. Домар, П. Самуэльсон и другие. Сторонники посткейнсианства, такие как Дж. Робинсон и П. Сраффа, в большей  мере изучали вопросы распределения  доходов и конкуренции. В дальнейшем неоклассика претерпела ряд изменений, вследствие чего образовались такие  направления как монетаризм, новая  классическая экономика и теория общественного выбора.

Монетаристы во главе с  Фридменом считали, что рынок  может регулировать себя самостоятельно, поэтому роль государства в экономике  следует свести к минимуму. Представители  новой классической экономики предлагают снижать налоги и предоставлять больше свобод и возможностей частным предпринимателям, что поможет стимулировать бюджет. Сторонники теории общественного выбора во главе с Бьюкененом важнейшее значение придавали стремлению человека максимизировать свою прибыль в любой области деятельности. Поэтому и государство существует лишь для заботы об общественных интересах.

Институционалисты видели связь  между «институтами» и экономикой. Под «институтами» следует понимать государство, политические партии, профсоюзы и т.д. То есть все те организации, которые тесно связаны с социальной стороной жизни человека и общества.

    1. Национальные модели смешанной экономики

 

 Японская модель. Является моделью регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной государственной политикой и особым социальным значением корпоративного начала. Характеризуется отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. Таким образом достигается уменьшение себестоимости продукции, а следовательно и увеличение ее конкурентоспособности.

После II мировой войны экономика  страны была сильно подорвана, многие города были разрушены, число природных  ресурсов сократилось. Однако именно эти  неблагоприятные факторы позволили  Японии быстро развиться за короткий срок и существенно опередить  другие страны в развитии. По сути дела без энтузиазма, трудолюбия и самоограничения  японского народа это «экономическое чудо» не состоялось бы.

В стране сильно развита система  планирования. Планирование носит рекомендательный характер, но развито довольно сильно. Большое внимание уделяется традициям, что наносит отпечаток на ведение  бизнеса. Эта модель возможна только при высоком развитии национального сознания, когда каждый человек готов поставить благополучие государства выше собственных интересов.

Основную роль в добывающей и  обрабатывающей промышленности играют мелкие и средние предприятия, причем мелкие оказываются вполне конкурентоспособными, так что тенденции к сокращению их количества на рынке нет. Во многом это обусловлено вмешательством государства, которое внимательно  следит за всеми изменениями в  экономике страны и весьма активно  на нее воздействует.

«Государственное вмешательство  в экономику Японии отличалось тем, что макроэкономическое регулирование  органично сочеталось с регулированием микроэкономическим».  Государство  могло контролировать частные компании и предприятия. Отсутствие разногласий  у этих двух сторон давало Японии преимущество в развитии, т. к. обеспечивало слаженность  действий правительства и предпринимателей. Среди особенностей японской модели смешанной экономики следует  выделить неукоснительное соблюдение указов высших должностных лиц. Если какая-либо фирма отказывается их исполнять, то ее наказывают в назидание другим. Такая методика может существенно  снизить процент нарушений в  сфере предпринимательства и  привести к уменьшению совершения нелегальных  операций, коррупции и т. д.

Трудовые отношения до сих пор  складываются с принятием во внимание многовековых традиций. Так, например, в Японии популярен принцип пожизненного найма, когда работник, придя в  какую-либо компанию, остается в ней  до выхода на пенсию. Уровень заработной платы варьируется в зависимости  от стажа, причем быстрее всего он растет при достижении работником среднего возраста. Рабочий день японцев существенно  длиннее, чем в Европе или США  и составляет около 60 часов в неделю. Налоговая система построена  таким образом, что позволяет  держать уровень заработной платы примерно одинаковым для представителей разных социальных групп.

В 70-х-80-х годах Японию настигли экономические кризисы, выявившие  высокую степень зависимости  экономики страны от международного рынка. Например «Японии пришлось столкнуться  с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены»  в 1985 году». Во многом эти кризисы  были обусловлены утратой таких  преимуществ как высокая производительность труда и дешевая рабочая сила, которые обеспечивали конкурентоспособность  Японии. Это событие подтолкнуло  правительство к изменению плана  экономического развития государства, вследствие чего совершился переход  от ценовых методов конкуренции  к неценовым и снизились издержки производства. Особенно сильно это  было заметно в металлургической промышленности.

В 90-х годах прошлого века Японию снова настигла волна кризисов. Во многом это было связано с тем, что «американские корпорации значительно  усилили свое присутствие на внутреннем рынке Японии, увеличив объемы своего экспорта с 27 до 65 млрд.долл. В результате этого началась волна массовых банкротств японских предприятий: с 1991 г. по 1996 г.закрылось  почти 110 тыс. фирм». Такое сильное  увеличение объема иностранной валюты существенно пошатнуло национальный валютный рынок и привело к  кризису в стране. Тем не менее  страна смогла восстановить свое положение, и сейчас экспорт ее капиталовложений превосходит импорт иностранных  вкладов.

Шведская модель. «Это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются». Как и многие другие государства Швеция особенно активно развивалась в послевоенный период, когда весь мир понял несостоятельность предыдущих экономических систем и попытался выбрать новый, и более оптимальный метод развития.

На шведскую модель как и на японскую значительное влияние оказывают  исторические предпосылки, культура и  традиции, к которым следует относить и предпринимательство, зародившееся в стране очень давно. Шведская модель смешанной экономики на протяжении уже нескольких десятилетий является достаточно стабильной и устойчивой, т. к. дает людям социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Правительство старается обеспечивать полную занятость населения, устанавливает  социальные гарантии в том числе  и заботится о пенсионном обеспечении. Поэтому для Швеции не характерны забастовки рабочих и массовая безработица, являющиеся протестом против существующего  строя или социально-экономического положения дел в стране.

Коммунальная собственность в  стране не слишком велика и сконцентрирована в основном в сфере жилищно-коммунальных услуг. Национализации подлежат предприятия  связанные с добывающей промышленностью, транспортом, судостроением. Эти предприятия  обычно являются акционерными обществами.

Швеция шла по этому пути, начиная  с 50-х годов прошлого века. Такая  системность позволила стране развиваться  целенаправленно, в то время как  частая смена планов развития других государств не приносила положительных  изменений. Шведская экономика отчасти  напоминает командно-административную экономику СССР, т. к. основывается не столько на индивидуальных качествах, сколько на умении работать в группе.

Зависимость шведской экономики от внешних рынков привела к тому, что работодатели были склонны идти на компромисс, чтобы не терять доходов  от экспорта и не изменять реноме надежных партнеров; социальный мир оказывался для них материально выгодным. Социал-демократия, традиционно сильно влияющая на рабочее движение страны, также обнаруживала стремление к компромиссу при разрешении конфликтных ситуаций.

Основой шведской модели является положение  о том, что рыночная система производства должна быть децентрализованной. Государство  не вмешивается в деятельность фирм, но активно занимается перераспределением доходов граждан и проводит активную политику на рынке труда, поэтому  так велико его роль в управлением  национальным доходом. На стремление к  максимальному равенству негативно  влияет инфляция. Правительство, стремясь обеспечить полную занятость населения, стимулирует инфляцию, которая может  увеличивать разрыв между уровнем  жизни разных слоев населения. Однако при удержании ее на низком уровне растет уровень безработицы. Таким  образом проблема инфляции и безработицы  является одним из самых слабых мест шведской модели экономики.

Информация о работе Рыночная и смешанная экономика, их содержание и различия.