Рыночная система и её эволюция. Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является изучения основных характеристик чистой рыночной экономики, а также экономических моделей в таких странах, как Швеция, Америка, Япония и Беларусь. Важно сделать вывод об эффективности функционирования рыночных экономик в вышеперечисленных странах.
Задачами моей курсовой работы являются:
выявить предпосылки возникновения рыночной экономики;
изучить основные характеристики рыночной системы и принципы ее функционирования;
рассмотреть шведскую экономическую систему;
изучить американскую систему рыночной экономики;
определить особенности японской модели экономики;
выявить особенности функционирования белорусской модели экономики;
определить основные направления развития белорусской экономической системы;
выявить, является ли эффективной белорусская модель экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..4
1 Рыночная система: понятие, свойства, функции, структура….……………...6
2 Эволюция рыночной системы: история возникновения и развития……….12
3 Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики.15
3.1 Зарубежные модели ………………...…………………………………….....15
3.2 Белорусская модель развития экономики………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕЧАТЬ КУРСОВАЯ.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

    Распределение доходов постепенно либерализируется. Вместе с тем степень перераспределения доходов остается высокой, что обусловливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. В абсолютном выражении уровень социальной поддержки населения не очень высок в сравнении со среднеевропейскими показателями, так как и объем валового производства в Беларуси ниже. Но на фоне других стран СНГ социальная поддержка очень значительна. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое — важные направления государственных расходов.[9,с.137-138]

    В основу белорусской экономической модели закладываются особенности функционирования именно белорусского материального производства.

    1. Предусматривается активное государственное  участие в системе экономических отношений между производителями и потребителями. В условиях формирования рыночной экономики, когда субъекты хозяйствования выходили из прямого подчинения государства и не попадали под непосредственное воздействие рынка, ни одна отрасль не была упущена из вида. Не допущено «разбазаривание» материальных ресурсов, поспешности в передаче государственной собственности в частное владение. Надеяться на рыночное саморегулирование в республике не приходилось ввиду высокого уровня монополизма в производстве.[12,с.17-18]

    2. Образованный во времена плановой  экономики промышленный комплекс включает в себя крупные и крупнейшие предприятия и объединения, создав высокий уровень концентрации производства; на предприятия свыше 1 тыс. чел. приходится более 2/3 валового промышленного производства. Производственные мощности превышают емкость внутреннего рынка по ряду позиций в 10-12 раз. Сложился и продолжает существовать объективный экспорт: более 90% продукции наша страна вынуждена экспортировать.

    Условия экспорта постоянно ухудшаются в связи с усилением конкуренции, ростом глобализации. Число ТНК за последние два десятилетия увеличилось более чем в 6 раз. Они контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80% иностранных инвестиций, на их долю приходится 80% патентов и лицензий на новейшую технику и технологии. Внешние рынки монополизируются. Требования к конкурентоспособности экспортируемых изделий растут.[11,с.4]

    3. Рыночная стратегия нашей страны  не может не учитывать крайне  высокий уровень кооперированных  поставок. На внешних рынках приобретается около 96% сырьевых и практически 100% топливно-энергетических ресурсов. Причем кооперативные поставки носят монопольный характер. Таким образом, основным поставщиком (по ряду позиций — единственным) является Россия.

    Сохраняется объективный импорт и как следствие — постоянная и значительная зависимость конечного результата от внешней экономической среды.[12,с.19]

    Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу.

    Стратегической  целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2015 гг. является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств. Достижение этой цели связано с ускорением институциональных и структурных преобразований экономики и улучшением всех качественных параметров ее функционирования. Для этого предусматривается решение следующих задач:

•проведение структурной перестройки, технологического перевооружения производства с целью повышения конкурентоспособности экономики и наращивания экспортного потенциала;

• инновационно-структурное  обновление экономики, стимулирование разработки и реализации эффективных инновационных и инвестиционных проектов;

• совершенствование структуры экономики за счет ускоренного развития отраслей социально-культурного комплекса, наукоемких ресурсосберегающих, экспортоориентированных и импортозамещающих экологически чистых производств;

 •  радикальное улучшение инвестиционного  климата и обеспечение значительного роста инвестиций в основной капитал, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• улучшение  финансовых результатов работы государственных  и приватизированных организаций, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;

• расширение рынков сбыта в странах дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров;

• повышение  эффективности агропромышленного  комплекса и развитие социальной инфраструктуры села;

• развитие экономических методов управления земельными ресурсами в целях пополнения местных бюджетов;

• комплексное  развитие территорий, малых и средних  городов с учетом сохранения и  улучшения окружающей среды;

• совершенствование  структуры и повышение комфортности возводимого жилья путем улучшения  его потребительских и эксплуатационных характеристик;

• обеспечение  роста реальных денежных доходов  населения и снижения уровня бедности;

•опережающее  развитие сферы услуг, прежде всего  образования, здравоохранения, культуры;

• создание благоприятных условий и возможностей для интеллектуального и физического развития человека;

• улучшение демографической ситуации.[13,с.7-8]

    В сравнении со странами Центральной  и Восточной Европы трансформация  экономики Беларуси носит постепенный  характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью — это высокие темпы экономического роста.

    Государственное регулирование экономики. В этой области предусматривается переход преимущественно к экономическим методам управления. Основные меры включают:

  • упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику путем ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены неэффективных налогов и сборов; определение единого для всей страны порядка исчисления местных налогов и сборов; совершенствование процедур уплаты налогов; принятие мер по пресечению уклонения от уплаты налогов;

• совершенствование инструментов и рычагов денежно-кредитной политики, направленных на достижение устойчивого экономического роста, повышение реальных денежных доходов населения, рост инвестиций и сбережений. Предусматривается обеспечить снижение и поддержание стабильно низких темпов инфляции (3-5% в год), наращивание  денежного предложения в национальной валюте. Должны быть разработаны меры по взаимовыгодному сближению денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, а также расширению и углублению взаимодействия с международными финансовыми организациями;

• формирование ценового механизма, стимулирующего структурную перестройку и модернизацию экономики на инновационной основе, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. Важнейшими мерами в области ценообразования должны стать: либерализация ценообразования по мере создания экономических условий, гибкое сочетание свободных и регулируемых цен; сокращение ценовых диспропорций, постепенный переход к системе цен, обеспечивающих покрытие издержек во всех отраслях экономики; поэтапная оптимизация уровня цен  естественных монополий; расширение сферы применения цены как регулятора структуры потребления энергоресурсов и объемов выбросов вредных веществ. [13,с.17-18]  

    Внешнеэкономическая деятельность. Главной целью внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для повышения эффективности экономики, ее модернизации на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком.

    Основными направлениями внешнеэкономической  деятельности в прогнозируемом периоде должны стать расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры.

    Для их реализации предусматривается:

• усиление конкурентных позиций на мировых рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие требованиям международных стандартов;

• создание новых экспортоориентированных производств на основе передовых научно-технических разработок;

• повышение  доли наукоемкой продукции в общем  объеме экспорта;

• активное применение новых форм внешнеэкономической  деятельности (создание белорусских  торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических сервисных центров, представительств организаций в странах ближнего и дальнего зарубежья);

• оптимизация  и сбалансированность торговых и  платежных отношений во внешней  торговле;

• совершенствование  механизма управления и регулирования  внешнеэкономической деятельности;

• приведение системы тарифного, нетарифного  регулирования и таможенного администрирования в соответствие нормам международного права и общепринятой международной практики;[13,с.19]

  • дальнейшее развитие приватизационных процессов как с целью использования преимуществ вхождения в глобальные экономические отношения, так и для дополнительного задействования потенциала малого и среднего предпринимательства;

• стимулирование малого и среднего бизнеса, развитие его инновационной деятельности;

• переход  к формированию современной системы мотивации высших менеджеров, а также обеспечение уровня их профессионализма, соответствующего современным требованиям.[2,с.112]

    Международное экономическое сотрудничество будет  осуществляться на принципах сочетания  многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров, широты участия с определением приоритетных направлений, общей координации международного сотрудничества с автономностью принятия решений.

    Социальная  политика в Республике Беларусь.

Главными  направлениями социальной политики являются: повышение уровня и качества жизни населения, последовательный и сбалансированный рост денежных доходов населения, сокращение малообеспеченности, приближение их параметров к уровню экономически развитых европейских государств.

Для реализации этих направлений предусматривается  повышение заработной платы, пенсий и пособий, оказание адресной социальной помощи нуждающимся гражданам. Улучшение качества жизни предполагается за счет мер, способствующих укреплению здоровья населения, повышению качества медицинской помощи, развитию системы образования, формированию достойных условий проживания, а также условий для массового физкультурно-оздоровительного движения и др.

Для реализации этих направлений предусматривается:

• улучшение  демографической ситуации в стране на основе повышения рождаемости, укрепления семьи и здоровья населения, снижения смертности, оптимизации миграционных процессов;

• повышение  уровня заработной платы в меру роста  производительности труда;

• обеспечение  поддержки социально уязвимых слоев  населения, дальнейшее развитие адресной социальной помощи, упорядочение системы социальных пособий и льгот, улучшение системы пенсионного обеспечения;   

• повышение эффективности социальных программ и рациональное использование средств, выделяемых государством на социальную защиту;

• обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда путем повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы.[13, с.9]

           Научно-инновационная и инвестиционная деятельность. Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Беларусь является переход на инновационный путь развития. Эта задача определяет стратегическую цель государственной научно-технической политики.

Информация о работе Рыночная система и её эволюция. Модели рыночной экономики