Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений.

Содержание

1 Введение
2 Рыночное равновесие и его характеристика.
3 Равновесная цена.
4 Тесты
5 Заключение
6 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая теория..doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Тема : Рыночное равновесие

 

 

 

Выполнила:

 

Аднагулова  В.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Наименование

Страница

 

 

1

Введение

3

2

Рыночное равновесие и его характеристика.

4-5

3

Равновесная  цена.

6-7

4

Тесты

8

5

Заключение

9

6

Список литературы

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.  

1.Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.  Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.  
П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник.

Рыночное равновесие и его характеристика.

 

         Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже. До сих пор мы рассматривали цены как возможные.  Пример: если цена такая-то, то и сумма будет иной. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным покупателем и единичным продавцом. Частный собственник предъявляет спрос или предлагает свой товар на продажу в зависимости от структуры цен, структуры имеющихся у него запасов и характера предпочтений. Реализация желаний может натолкнуться на препятствие: то нужного товара нет, то он есть, но в недостаточном количестве, то цена оказывается неподходящей.  
На рынке продавцов и покупателей много. Каждый из них имеет определенную кривую спроса или предложения. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену товара. Численность и состав групп продавцов и покупателей изменяется при изменении цены. При высокой относительной цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного блага и, возможно, станут покупателями.

Рыночное равновесие устанавливается тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене.

Приведем  пример:

       Одно количество товаров совпадает  с тем количеством товаров  которое потребитель  хочет  и может купить, а производитель  хочет и может продать . В  результате появляется  равновесие на определенный период времени при  котором фиксируется  равновесная цена и равновесный объем продаж

        Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения. (D (спрос), S (предложение), дефицит, избыток) На графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар. На рынке автоматически установится цена (PE), при которой величина спроса D равна величине предложения S. Если покупатели захотят купить товар по цене P 1, которая ниже PE, то спрос D 1 окажется большим, чем предложение S 1, возникнет дефицит товара, изменяемый разностью Ц1-П1, и цена вследствие этого будет возрастать, пока предложение не уравняется со спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене P2, которая выше равновесной PE, то предложение S2 окажется выше спроса D2, образуется избыток товара, равный 1S-D2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся. Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению. Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации рыночного равновесия не ведет к его нарушению, т.к. избыток предложения и дефицит равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка

 

 

           P


 избыток S


 

       

          Ре       -------------------- E   рыночное равновесие


              

 

                           дефицит D

       

            О Qе Q


Равновесная  цена.

 

         Равновесной ценой и называется  цена, при которой уравновешиваются  спрос и предложение. При любой  цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется  больше величины спроса. Этот  избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.  
        Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.  При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.  
       Если в отрасли имеется только один производитель товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий  были приняты                                                           антитрестовские законы.

        Равновесная цена, которая также называется рыночная ценой выступает

между результатом взаимодействия спроса и предложения Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Цену равновесия называют ценой чистого рынка, потому что она удовлетворяет всех участников рынка. Действия покупателей и продавцов естественным образом движут рынок к равновесию спроса и предложения. Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Если спрос - это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить, то предложение - это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо.

     На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состояние выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов. Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить

 

ТЕСТЫ:

 

 

Какой из перечисленных  факторов  будет смещать кривую

спроса на товар вправо:

  1. Повышение цены;
  2. Снижение доходов;
  3. Рост доходов;
  4. Снижение цены;
  5. Удешевление товаров-заменителей.

 

        В связи с тем, что снижается цена, из-за этого повышается потребность спроса,  -  кривая  спроса на товар будет перемещаться вправо.  

 

 

Причиной падения  цены на товар может стать:

  1. Рост налогов на частное предпринимательство;
  2. Рост потребительских доходов;
  3. Падение цены на производственные ресурсы;
  4. Падение цены на  взаимодополняющий товар.

 

    При падении цены на производственные ресурсы, затраты будут минимальны,  в  связи  с этим  цена на товар будет падать.

 

 

Наличие на рынке  избыточного  предложения  товара может

являться  следствием  того, что:

 

  1. цена на товар равна  равновесной цене;
  2. цена на товар ниже равновесной цены;
  3. сократился объем предложения данного товара;
  4. цена на товар выше равновесной цены;
  5. увеличился объем спроса на данный товар.

 

     При ценах на товар выше равновесной, на рынке происходит наличие избыточного предложения, так как товар не реализуется, накапливаются излишки и необходимо  перепроизводство.

 

 

 

 

Заключение.

     Рынок находится в состоянии равновесия только тогда, когда уравновешиваются разно направленные силы. Данное определение можно и  применить и к  рыночному равновесию.

      Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

       Протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

       Из этого можно сделать вывод, что рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства. Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Информация о работе Рыночное равновесие