Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 23:47, курсовая работа
Целью данной работы является определение места и роли, типов и форм собственности, как с экономической, так и с юридической точки зрения.
Считается, что эта тема, безусловно, актуальна на данном этапе развития общества. Так как, по мнению многих ведущих юристов и экономистов, вопрос о собственности, как частной, так и государственной в Российской Федерации поставлен неоднозначно. Очень остро и не определенно стоит вопрос о собственности субъектов Российской Федерации и о муниципальной собственности. Что касается собственности граждан, то данный институт сейчас заключен в очень грубые рамки со стороны налогов.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы собственности
1.Сущность собственности…………………………………………....5
2.Собственность как экономическая категория……………………..7
3.Четыре важнейших эффекта собственности………………………9
4.Виды и формы собственности в рыночной системе хозяйствования…………………………………………………………………..10
5.Упорядочение отношений собственности………………………..20
Глава 2. Место собственности в реформировании Российской экономики
1.Сравнение форм собственности между собой…………………..24
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………31
Основной
проблемой общей собственности
является ее сверхиспользование: каждый
индивид стремиться определить другого
в потреблении того, что достается ему
бесплатно. Таким образом, общая (коммунальная)
собственность оказывается неустойчивой,
нестабильной и с течением времени превращается
либо в частную, либо в государственную
собственность.
1.5.
Упорядочение отношений
Структура проблемы:
Переход
от нынешнего состояния с правами
собственности на различные виды
активов к состоянию, в котором
у собственников будут
Специфицировать права собственности означает:
Установить объект того или иного права собственности означает описать существенные характеристики актива, которые отражают его «естественные» свойства так, чтобы исходя из этого описания в случае возникновения конфликта, можно было бы однозначно определить, о каком активе идет речь.
Установить содержание конкретного права собственности означает установить, что именно владелец может делать с данным активом, не подвергаясь угрозе быть наказанным со стороны гаранта.
Установить субъекта права собственности означает определить, какой индивид или организация наделяется тем конкретным правом собственности, содержание которого установлено на предыдущем этапе.
Установить степень исключительности права означает определить, в какой мере данное право может быть реализовано его субъектом без согласования с другими физическими или юридическими лицами.
Защитить то или иное право собственности владельца на актив означает предотвратить не разрешенное владельцем использование актива в соответствующем направлении другими субъектами (потенциальными нарушителями соответствующего права):
Защита
права собственности от неразрешенного
использования физическими
Защита права собственности от неразрешенного использования юридическими лицами, способными попытаться нарушить рассматриваемое право с привлечением частных или государственных правоохранительных организаций.
Защитить права собственности при их легальной передаче другому владельцу означает обеспечить условия, при которых соответствующий контракт в случае его одностороннего разрыва не приведет к утрате передаваемого права без оговоренной в контракте компенсации.
Защита прав в рамках контрактов между частными лицами может быть осуществлена многими различными способами, одним из которых является обращение к судебной защите.
Восстановить нарушенные права собственности означает «физически» вернуть ему утраченный актив или же возможность его использования (с компенсацией недополученной выгоды за период, в течение которого право было нарушено).
Органы законодательной власти принимают правила (законы), регулирующие процессы спецификации и защиты прав собственности, органы исполнительной власти осуществляют (наряду с судом) спецификации прав оказывая государственные властные услуги, а органы судебной власти разрешают конфликты в сфере прав собственности и устраняют нарушения незаконно нарушенных прав (совместно с органами исполнительной власти).
Рекомендации к решению проблемы собственности.
На первый взгляд в решении проблемы защиты прав собственности органы исполнительной власти участвуют незначительно. Действительно, больше в роли субъектов, наиболее значимо влияющих на процессы защиты прав собственности и контрактных прав, представлены органы законодательной и судебной ветвей власти.
Органы исполнительной власти играют исключительную роль на этапе спецификации прав собственности, без которого лишается смысла их защита. В данной сфере обращает на себя внимание ненадежность спецификации в ряде отраслей – нерешенность вопроса о центральном государственном депозитарии ценных бумаг, создание которого повысило бы качество защиты прав владельцев ценных бумаг. Принятие нового закона о регистрации юридических лиц, как показывает анализ практики его применения, не улучшило радикально положения дел в данной сфере, а отсутствие законодательно оформления других государственных властных услуг не позволяет говорить о прогрессе и по отношению к другим властным услугам по спецификации различных прав собственности.
Важным шагом в деле улучшения защиты прав собственности у владельца – законодательное введение ответственности должностных лиц за нарушение чьих-либо прав собственности путем взыскания нанесенного ущерба из текущего бюджета учреждения, с последующим переносом взыскания на имущество виновника. Естественно, факт нанесения ущерба и обязанность его возмещения должны при этом устанавливаться судом, для чего необходимо обеспечение независимости суда от влияния органов исполнительной власти.
Поскольку в настоящее время значительная часть имущества остается в собственности государства, - в форме казенных предприятий, - а упорядочения отношений собственности является обеспечение защиты прав собственности государства (и муниципальных образований) от их несанкционированного использования со стороны наемных менеджеров – руководителей государственных и муниципальных предприятий.
Как показывает опыт зарубежных стран, достаточно надежной формой такой защиты является заключение с менеджерами государственных предприятий стимулирующих контрактов, увязывающих оплату их труда с эффективностью использования государственного имущества и предусматривающих снижение оплаты в связи со снижением такой эффективности.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
предложенные направления и формы участия
субъектов бюджетного планирования в
достижении цели улучшения упорядочения
и защиты прав собственности обеспечивают
широкие возможности для включения соответствующих
действий.
Глава
2. Место собственности в
2.1. Сравнение форм собственности между собой
Для
сравнения форм собственности между
собой необходимо рассмотреть их
структуру в различных
Для начала рассмотрим структуру капитальных вложений за счет всех источников финансирования по формам собственности в % к итогу за 1992 – 1997 гг.
Таблица №1.
Форма собственности | 1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. |
Государственная | 81 | 51 | 32 | 31 | 24 | 21 |
Муниципальная | 6 | 12 | 8 | 6 | 5 | 5 |
Смешанная | 10 | 25 | 42 | 49 | 52 | 52 |
Частная | 3 | 12 | 18 | 14 | 19 | 22 |
Из этой таблицы видно, что капитальные вложения в государственную и муниципальную формы собственности стали снижаться, в то время как капитальные вложения в смешанную и частную собственности неуклонно растут.
В приведенной ниже таблице №2 отображаются результаты опроса населения по вопросу «в чьих руках должны находиться производства».
Как
видно из этой таблицы в 1990г. около
40% опрошенных высказывались в пользу
того, чтобы промышленность и земля
сельскохозяйственного
Таблица №2 (в %)
В чьих руках должны находиться: | 1990 | 1994 | 1998 | 2002 | |
Большая часть в руках государства, совхозов, колхозов | промышленность | 32,3 | 20,6 | 46,4 | 50,7 |
Земля с/х назнач | 26,2 | 24,4 | 39,7 | 50,0 | |
Большая часть в руках трудовых коллективов | промышленность | - | 14,2 | 12,6 | 10,5 |
Земля с/х назнач | - | 60,9 | 37,4 | 32,5 | |
Большая
часть – в частной |
промышленность | 42,2 | 12,2 | 8,1 | 5,6 |
Земля с/х назнач | 37,3 | 11,3 | 11,9 | 10,7 | |
Примерно поровну: в руках гос | промышленность | - | 49,2 | 25,0 | 26,7 |
Земля с/х назнач | - | - | - | - |
При сравнении форм собственности следует также обратить внимание и на фактическую и желаемую занятость россиян по основной работе на предприятиях разных форм собственности. Эти данные приведены в таблице №3.
Если
учесть, что желаемые рабочие места
чаще возникают в новых трудовых
организациях, относящихся к
Информация о работе Собственность и ее место в экономической системе. Типы и формы собственности