Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:29, курсовая работа
Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Сегодня все мы готовы судиться с государством, которое присвоило и растранжирило наши трудовые сбережения, не выплачивает нам заработанные деньги, пенсии. В этом плане цивилизация не далеко ушла от мира животных, где каждый защищает среду своего обитания, претендует на тот или иной "кусок" или территорию.
Введение 2
1. СОБСТВЕННОСТЬ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.1. История возникновения собственности и развития ее форм 5
1.2. Собственность как экономическая категория 6
1.3. Теория прав собственности 10
2. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 15
3. СОБСТВЕННОСТЬ В РФ: ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ 22
3.1. Преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям 22
3.2. Современное состояние основных форм собственности в Российской Федерации 27
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Все они хотели получить
на «законных» основаниях в соответствии
с возможностями занимаемого положения
свою долю общественного имущества или
легализовать уже имеющееся [9, c.119].
Результатом этой борьбы и стала
государственная программа приватизации,
подготовка которой продолжалась в течение
1992 г. В основу программы приватизации
была положена модель сочетания коммерческого
подхода с льготной продажей и безвозмездной
передачей части госсобственности трудовым
коллективам или обменом ваучеров на акции.
Было принято решение о двух этапах приватизации
— ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).
Приватизация, являясь одним
из важнейших направлений разгосударствления,
означает переход объекта собственности
от государства в частные руки.
Первый этап (1992 — 1 июля 1994 г.)
так называемой «малой приватизации»
начался с предприятий торговли, общественного
питания, бытового обслуживания, производства
товаров народного потребления. За это
период было приватизировано свыше 70%
всех малых предприятий, которые перешли
в частную собственность, было создано
более 25 тыс. акционерных обществ, составивших
основу корпоративного сектора.
«Большая приватизация» (второй
этап) предполагала продажу государственной
собственности по конкурсу или на аукционах;
продажу акций предприятий (акционерных
обществ); полный или частичный выкуп госимущества,
сданного в аренду; продажа недвижимости
и земли и т. д.
Подводя некоторые итоги, следует
отметить, что сама приватизация:
Осуществлялась в радикальном
варианте, как по характеру, так и масштабам,
срокам и методам;
Имела своим основным направлением
превращение абсолютной монополизированной
государственной собственности в некоторые
разновидности частной собственности;
Преследовала, прежде всего,
политические цели, которые преобладали
перед экономическим подходом (критерием);
привела к значительному расслоению
общества, сосредоточению многих объектов
госсобственности в руках олигархических
групп и номенклатуры разных властных
уровней;
Пока еще мало способствовала
созданию действительной конкурентной
среды, финансовой стабилизации в экономике,
повышению эффективности деятельности
предприятий, привлечению иностранных
инвестиций.
К сожалению, следует констатировать,
что те цели и задачи, которые ставились
при проведении приватизации, не оправдали
надежд большинства населения страны.
Можно согласиться с мнением многих экономистов,
что в России пока произошла лишь смена
юридической формы собственности, становление
же новых форм присвоения — это процесс
длительный и достаточно сложный и пока
не состоявшийся.
Из вышесказанного можно сделать
следующий вывод: тотальная смена формы
собственности (приватизация) без одновременной
глубокой рационализации отношений владения,
пользования и управления объектами собственности
не решает и не может решить проблемы повышения
эффективности функционирования экономической
системы. Именно поэтому формальная и
массовая передача титула собственности
в частные руки не только не привела Россию
к выходу из экономического кризиса, разразившегося
еще в период господства государственной
собственности, но и усугубила его.
3.2. Современное состояние основных
форм собственности в Российской Федерации
За период с 2002 по 2005 гг. доля государственной собственности РФ в капитализации экономики увеличилась более чем в 1,5 раза и достигла 30%. И в 2006 г. правительство усиливает присутствие государства в крупнейших национальных холдингах. Благодаря весомым приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 млрд. дол. в 2003 г. до 190 млрд. дол. на начало 2006 г., причем за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 6 раз. Государством приобретено 10,7% акций Газпрома, а сама корпорация слилась с ОАО «Сибнефть»; ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (группа «Уралмаш-Ижора») пополнилось долями в РАО «ЕЭС России», «Мосэнерго».
Несмотря на явные
изменения в структуре собственности,
государство еще не распродало принадлежащие
ему пакеты акций в тысячах открытых и
закрытых АО; до настоящего времени не
завершена инвентаризация государственного
и муниципального имущества; не определены
функции значительного количества унитарных
предприятий. Для современной экономической
ситуации в России характерно усиление
контролирующих функций государства в
результате административной реформы
высших органов исполнительной государственной
власти и присутствия государства в экономике
за счет приобретения собственности путем
купли, а также возврата собственности
за долги государству.
В последние месяцы 2010 г. в разы
возросла капитализация крупных отечественных
корпораций, причем наиболее интенсивно
- компаний со значительным присутствием
государственной собственности. Ротация
форм собственности происходит двумя
способами.
Первый - это отъем собственности
у так называемых эффективных собственников.
Инструментом деприватизации служит дополнительная
эмиссия акций в размере долга, и эти акции
становятся собственностью государства.
Второй способ — выкуп контрольного пакета
акций корпорации, предотвращающий ее
неизбежное банкротство (инициируемое
или планируемое собственниками).
Как показывает опыт развитых
стран, в конкретных экономических ситуациях
государственные корпорации могут развиваться
интенсивнее компаний частного сектора.
Например, при значительном износе инфраструктурных
объектов, обеспечивающих безопасность
перевозок, требуются значительные прямые
инвестиции (капитальные вложения) в развитее
транспортной сети государства. Реальные
инвестиции обеспечивают увеличение тарифов
и снижение прибыли частных пользователей,
то есть определенное перераспределение
финансовых ресурсов.
Другой пример. Расширение
экспортных поставок сырьевых ресурсов
(углеводородов) требует весомых вложений
в новое строительство продуктопроводов.
В подобные моменты обычно увеличивается
доля государственного сектора в национальной
экономике любого государства.
Считается, что эта временная
мера, обусловлена потребностью экстенсивного
расширения или модернизации. С исчезновением
такой потребности может снова измениться
структура собственности. В открытой рыночной
экономике бывают такие стечения обстоятельств,
когда иностранные участники имеют больше
финансовых возможностей для приобретения
значимых для государства активов, чем
национальные.
Когда отечественным, пусть
даже достаточно эффективным корпорациям
не хватает финансовых ресурсов для «стратегических»
сделок, в игру вступает государство -
покупателем становится 100%-но подконтрольная
государству корпорация. Со временем,
после накопления достаточных финансовых
ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами,
эти «временно-государственные» активы
будут реализованы частному сектору.
Интересы государства распространяются
на корпорации, стратегически позиционирующие
страну в мирохозяйственных связях, а
также в области обороноспособности. Если
такое предприятие находится в частной
собственности, собственник может перепрофилировать
его (или отдельные производства) из-за
снижения рентабельности. В этом случае
государство также «сработает» эффективно,
если выкупит по рыночной цене контрольные
пакеты акций существующих предприятий.
Это выгоднее, чем строить новые. Используя
рычаги регулирования, государство решит
проблемы взаимного демпинга участников
на мировых рынках, усилит НИОКР и маркетинговую
базу, при необходимости проведет организационную
реструктуризацию (например, создаст холдинг
со 100%-м участием государства). После реструктуризации
бизнеса, а именно: совершенствования
системы управления, выработки рациональной
финансово-экономической политики корпорации,
улучшения операционной деятельности,
обновления системы маркетинга и системы
управления персоналом, компания по рыночной
цене, через аукцион, продается новому
эффективному собственнику [14, c.105].
Такие операции могут принести
государству значительно больше, чем оно
реально затратит на реструктуризацию
и финансовое оздоровление корпорации.
Нужно лишь правильно определить временные
периоды для «усиления» либо «ослабления»
государственного присутствия в конкретном
секторе национальной экономики.
Заключение
Подводя итог, отмечу, что в
первой части своей курсовой работы я
рассмотрела основные определения собственности,
ее экономический и юридический смыслы.
Собственность - это
отношение между людьми, классами и социальными
группами общества, а также хозяйствующими
субъектами по поводу присвоения ресурсов,
условий производства, технического и
технологического, научного и интеллектуального
потенциала, произведенных в обществе
материальных и духовных ценностей.
Во второй части курсовой были
рассмотрены формы собственности и их
классификация. Классифицируется собственность
на частную и государственную (общественную)
собственности.
Частная собственность — это
отношения собственности, при которых
субъект осуществляет функции распоряжения
и присвоения независимо от других, а все
основные правомочия находятся у него.
Государственная (общественная)
собственность — это отношения собственности,
при которых различные субъекты совместно
осуществляют функции распоряжения и
присвоения, а также наделены определенными
правомочиями собственника. В рамках общественной
собственности возникают различные ее
виды: 1) коллективная собственность; 2)
государственная собственность. Государственная
собственность в свою очередь может быть:
общенародной, региональной; муниципальной.
В третьей части курсовой речь
шла о преобразованиях форм собственности
в России в условиях перехода к рыночным
отношениям и современном состоянии основных
форм собственности РФ.
После 1991 г. в Российской Федерации
произошло отделение средств производства
от рабочей силы в форме преобразования
общегосударственной формы собственности
в частную.
Для превращения государственной
формы собственности в частную в России
был использован наиболее развитый в социалистическом
обществе инструмент выполнения решений
- команда сверху. На высшем государственном
уровне приняли решение и организовали
сначала кампанию разгосударствления,
а потом приватизации общественной собственности.
После чего высшая власть отстранилась
от управления государственной собственностью,
подстегивала темпы приватизации, сквозь
пальцы смотрела на нарушение законности
использования и присвоения общественной
собственности, сама нарушала законы.
Для современной экономической
ситуации в России характерно усиление
контролирующих функций государства в
результате административной реформы
высших органов исполнительной государственной
власти и присутствия государства в экономике
за счет приобретения собственности путем
купли, а также возврата собственности
за долги государству.
За период с 2007 по 2010 гг. доля
государственной собственности РФ в капитализации
экономики увеличилась более чем в 1,5 раза
и достигла 30%. И в 2006 г. правительство усиливает
присутствие государства в крупнейших
национальных холдингах. Благодаря весомым
приобретениям государственных корпораций,
а также росту курсовой стоимости акций
произошло увеличение доли государства
с 48 млрд. дол. в 2007 г. до 190 млрд. дол. на
начало 2010 г.
После более чем десятилетнего
опыта приватизации в России можно констатировать,
что задача создания эффективного частного
собственника как доминирующей фигуры
экономики страны не нашла своего решения.
Мелкий и средний бизнес не получил ни
прочной правовой, ни серьезной экономической
основы для цивилизованного конкурентного
развития.
Перспективы развития частной
собственности в стране имеются пока только
у крупного и отчасти среднего бизнеса
и совсем призрачны у малого частного
предпринимательства.
Таким образом, российское общество
и его властные структуры оказались перед
сложнейшей дилеммой: приватизация, проведенная
по принятой в стране схеме, стала тормозом
экономического развития, но возврат в
исходную точку с целью использования
более эффективных приватизационных моделей
является утопией.
Выход из этого тупика лежит,
на наш взгляд, в выработке выверенной
целенаправленной политики, суть которой
в афористичной форме можно выразить достаточно
кратко: трансформировать не разрушая.
Трансформация отношений собственности
должна преследовать цель постепенного
(но не размытого во времени) нахождения
цивилизованного консенсуса между обществом
(государством), собственником и менеджментом.
Реализация этой цели предполагает
скоординированное развязывание следующих
проблемных узлов:
Во-первых, государство должно
четко и однозначно подтвердить, что объектом
приватизации до настоящего времени было
производственное оборудование, основной
и оборотный капитал предприятий (независимо
от его стоимостной оценки, принятой в
момент приватизации). Ни в каких законодательных
актах, указах Президента РФ и подзаконных
инструкциях никогда не шла речь о приватизации
недр, запасов полезных ископаемых и иных
природных богатств.
Во-вторых, признание незыблемости
прав частной собственности должно быть
распространено и на личные сбережения
граждан.
Список использованной литературы
Бабич А. М., Павлова Л..Н. Основы
экономической теории. — М.:ЮНИТИ, 2007. –
326с.
Брайчева Т. В. Экономическая
теория. — СПб.: Питер, 2006. – 299с.
Борисов Е. Ф. Основы экономики.
М.: Юристъ, 2006. – 336с.
Вахрин Г. К. Экономическая теория.
— М.: Омега-Л, 2007. – 499с.
Врублевская О. В. Экономическая
теория. — М.: Перспектива: Юрайт, 2006. –
287с.
Дадашев А. З., Черник Д. Г. Курс
экономической теории. — М.: ИНФРА-М, 2007.
– 401с.
Курс экономической теории.
Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой
Е. А. Киров: «АСА», 2008. - 75-87 с.
Куликов Л. М. Экономическая
теория: учеб. – М.: ТК Велби, 2008. - 560 с.
Лубнев Ю. П., Кравцова Н. И. Краткая
энциклопедия по экономической теории
и практики.- Ростов н/Д., 2006. – 420с.
Микроэкономика. Теория
и российская практика: Учебник для студентов
вузов, обучающихся по экономическим специальностям
и направлениям/Под ред. А. Г. Грязновой
и А. Ю. Юданова. 2 –е изд.. – М.: ИТД «КноРус»,
«Издательство ГНОМ и Д», 2008. - 544 с.
Нуреев Р. М. Курс микроэкономики:
Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.:
Норма, 2004. - 168 с.
Румянцева Е. Оценка собственности
в ходе проведения приватизации в России
//Проблемы теории и практики управления
2010. №1. С. 117-121
Радыгин А., Архипов С. Собственность,
корпоративные конфликты и эффективность
Журнал «Вопросы экономики» - №11, 2000 г.
с.114.
Скворцов. Л., Пивоваров Ю., Фурсенко
А. «Собственность XX столетия», изд-во
«Российская политическая энциклопедия
(РОССПЭН)», Антология, 2001г.
Экономическая теория: Учебное
пособие для студентов экономических
специальностей высших учебных заведений
/Базылев Н. И., Базылева М. Н.. – Мн.: Книжный
дом, 2009 – 608 с.
Экономика: Учебник для вузов
/ Под ред. Е. Н. Лобачевой. — М.: Издательство
«Экзамен», 2008. — 592 с.
Собственность в жизни россиян:
домыслы и реальность. Аналитический доклад.
Институт комплексных социальных исследований.
М., 2005; Социол. исслед. 2010. № 11. С. 3-18
Экономика. Учебник. Под ред.
Булатова А. С.. – М: Юрист, 2008. - 174 с.
Экономическая теория. Учебник.
Под ред. Борисова Е. Ф. М.: Юрайт-М, 2006. -
47-68с.
Экономическая теория. Учебник.
Под ред. Добрынина А. И., Тарсевича Л. С.
М: Литера, 2008. - 67-75с.
Информация о работе Собственность как основа экономической системы