Совершенная и несовершенная конкуренция: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Множество определений конкуренции отражают сложность и многофункциональность этой категории. Следует подчеркнуть главное: вне конкуренции рынок не может оказывать экономического давления на субъектов хозяйствования.
Условия, которые формируют спрос, предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависит от вида конкуренции. В данном реферате будет рассмотрена чистая (совершенная) конкуренция и несовершенная конкуренция.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..3
1. Чиста (совершенная) конкуренция……………………………….………4
1.1 Классификация рыночных структур……………………………...………6
2. Несовершенная конкуренция……………………………………….…….7
2.1 Понятие монополии. Виды монополий……………………………...…...7
2.2 Цена и предельный доход при монополии………………………………9
2.3 Монополистическая конкуренция………………………………………..11
2.4 Олигополия………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………14
Используемая литература…………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 60.43 Кб (Скачать файл)

Монополистическая конкуренция  – это такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция  этих фирм является близкой, но не полностью  взаимосвязанной, то есть каждая из множества мелких фирм производят продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и т. д.

Теория монополистической  конкуренции была впервые описана  в работе Эдварда Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1993 г.) и независимо от него – Джоан Робинсон в работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции».

Монополистическая конкуренция  возникает там, где хозяйствуют десятки фирм,  тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Основные черты  монополистической конкуренции:

  1. Как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, то есть является «искателем цены».
  2. Как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля.
  3. Здесь отсутствует взаимная зависимость фирм, а тайный сговор практически невозможен.
  4. Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию.

Именно убывающая кривая спроса, отражающая существование дифференциации продукта, отличает монополистическую  конкуренцию от совершенной. Если монополистический конкурент снизит свою цену, то спрос на его продукцию возрастет, так как некоторые покупатели переключаться на его товар с продукции других продавцов. Но так как продукция различается, то не все покупатели переключаться (как было бы в условиях совершенной конкуренции). Многие являются приверженцами продукции определенной марки, предпочитают своего парикмахера и массажиста, кому-то нравится именно эта продавщица и он приходит именно в этот магазин. Таким образом продукт может дифференцироваться по качеству, по услугам, по размещению, могут быть и мнимые различия, созданные посредством рекламы, упаковки, использования торговой марки.

 

 

 

2.4 Олигополия.

Олигополия – это тип  рыночной структуры, при котором  на рынке господствует несколько  фирм, каждая из которых способна оказать  влияние на рыночную цену своими собственными действиями. К олигополии относятся  такие отрасли, как производство алюминия, меди и стали, автомобильная  промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных  машин, телефонных аппаратов и так далее, то есть к олигополистическому рынку относятся множество реально существующих рынков:

  1. Небольшое число фирм господствующих на рынке. На рынке автомобилей в России – это «ВАЗ», «АЗЛ», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КамАЗ».
  2. Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей).
  3. Ограничения доступа на рынок, что делает сложным и даже невозможным выход на рынок новых фирм. К естественным преградам относятся:

- эффект масштаба, который  может сделать не прибыльным  сосуществование многих фирм  на рынке (нужны большие финансовые  средства), тогда речь идет о  естественной олигополии;

- патентование и лицензирование  технологии производства.

4. Каждая фирма своими  действиями способна оказывать  влияние на рыночную цену. Причем  это влияние зависит от взаимодействия  фирм. Очень значительно может  влиять на цену при тайном  сговоре.

5. Всеобщая взаимозависимость   фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурента на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что соперники также постараются предвидеть его реакцию на свои действия. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость – отличительная черта олигополии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассматривая совершенную  конкуренцию, следует сделать выводы, что она, в отличие от несовершенной конкуренции представляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования ее никогда не существовало. Совершенная конкуренция есть неотъемлемый атрибут свободного  (совершенного) рынка, который также является сугубо абстрактной  конструкцией.

Что же касается несовершенной конкуренции, то в целом она характеризуется более или менее активным вмешательством в конкурентные отношения монополистических «начал» и установлением власти над ценами со стороны отдельных субъектов рынка.

В современной реальной жизни господствует несовершенная конкуренция. Если не будет конкуренции, то экономическая жизнь как бы замирает. Именно конкуренция вынуждает фирмы применять новую технику и технологию, требующую наименьших издержек, а поэтому экономически самую эффективную, наиболее производительную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА.

1. «Экономическая теория» : учеб. для студентов вузов / Под ред. В. Д. Камаева. – 13-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 591с.: ил. – (Учебник для вузов).

2. Электронный учебник «Экономическая теория» : под ред. Носова С.С. – М.: КНОРУС, 2008. – 374с.

3. Экономическая теория: учебное пособие / В.М. Соколинский, В.Е Корольков [и др.] ; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 464с.

 


Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция: сравнительный анализ