Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:00, курсовая работа
Экономика любой страны является смешанной, поскольку теоретические модели рыночного хозяйства описывают экономику какой-либо достаточно локальной области, а на практике (в масштабах государства) действуют одновременно законы нескольких моделей экономики. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой- либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.
В России за годы экономических преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим действие конкурентных закономерностей хаотично и имеет свои особые формы
Введение
Понятие и сущность конкуренции
Виды и типы конкуренции
Теория совершенной конкуренции
Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде
Совершенная конкуренция теория и практика
Заключение
Библиографический список
Критика модели совершенной конкуренции
"Человек не может
жить без экономической
В условиях неограниченной конкуренции
экономика функционирует с максимально
возможной эффективностью. Ни один производитель
не может получить доход путем увеличения
цен, а только посредством сокращения
своих издержек производства. Свободный
доступ туда, где имеются ненормальные
прибыли, позволяет расширять производство
и снижать цены. Всякое изменение желаний
потребителей сообщается производителю
посредством изменения цен на товары.
Эти изменения отражаются на цене факторов
производства, которые, таким образом,
привлекаются в одни, отрасли или устраняются
из других. Экономике не угрожает недоиспользование
факторов производства: последние подвижны
и перемещаются из сфер производства, от
которых отворачивается потребитель,
к тем сферам, куда устремляется спрос.
Конкуренция тех, кто ищет факторы производства,
влечет за собой установление уровня процентной
ставки, благоприятного для тех, кто стремится
к сбережениям. Высокий процент поощряет
сбережения за счет текущего потребления.
Таким образом, высвобождаются средства
для инвестиций.
В условиях совершенной конкуренции удовлетворительно
решается проблема экономической власти.
Ни одна экономическая единица не располагает
достаточным влиянием, чтобы воздействовать
на рынок и цены. Нет господства частной
экономической власти и злоупотребления
ею. Из этого следует, что становится ненужной
государственная власть, служащая ограничению
или регламентации частной экономической
власти. Поскольку без государственного
содействия достигнут максимум эффективности
экономической системы, очевидно, что
любое вмешательство правительства повредило
бы такой эффективности. По удачному выражению
Гэлбрейта - «в государстве благоденствия
нет необходимости в министерстве благоденствия».
Достоинства модели совершенной конкуренции
были таковы, что она все менее соответствовала
действительности, и становилась скорее
описанием идеального общества; такие
теоретики, как Энрико Бароне (Enrico Barone)
и Оскар Ланге (Oscar Lange), даже считали ее
целью социалистического общества.
Вследствие критики, развернувшейся в
последние годы, сегодня используется
лишь нормативный аспект этой модели.
Такое критическое отношение стало следствием
не только сопоставления ее с фактами,
но и пересмотра понятия конкуренции и
ее форм.
А) Факты показывают, что если модель неограниченной
конкуренции и могла в целом подходить
к структуре экономики XIX века, которая
характеризовалась капитализмом с мелкими
производственными единицами, то она не
годится для такой экономики, где в большинстве
отраслей хозяйственная деятельность
осуществляется незначительным количеством
фирм. Классическая конкуренция между
многочисленными мелкими фирмами уступила
место "конкуренции в узком кругу".
Изучение концентрации экономики наносит
удары по понятию атомизации рынка.
Исследования, касающиеся рекламы и ее
развития в современных условиях, показывают,
что для нынешней экономической жизни
характерно скорее разнообразие, чем однородность
выпускаемой продукции. Таким образом,
второе условие совершенной конкуренции
полностью отпадает.
Что касается свободного доступа в сферу
той или иной отрасли экономики, то достаточно
перечислить необходимые для этого условия,
чтобы представить себе все ограничения,
с которыми приходится сталкиваться в
реальной экономической жизни:
- прежде всего, требуется, чтобы инвестиции,
необходимые для утверждения в отрасли,
были незначительными и вступающие в нее
фирмы могли найти достаточные средства;
- нужно затем, чтобы рост производства
в отрасли в результате появления новичков
не оказал заметного влияния на цены и
не отпугнул бы их, вызвав опасение изменить
существующий уровень цен;
- все потенциальные новички должны иметь
свободный доступ к производственным
факторам, которые не находятся в руках
или под контролем существующих уже фирм-монополистов;
- не должно существовать никаких искусственных
препятствий для вступления в данную отрасль;
- новички должны производить товары, идентичные
тем, которые поставляются существующими
фирмами.
Потребности фирм в основном капитале,
осуществление инвестиций "блоками",
стратегия крупных фирм в их отношениях
с банками, преимущества, связанные с наличием
товарного знака или использованием тех
или иных технологий - все это факторы,
которые могут в огромном числе случаев
сделать свободу доступа в отрасль иллюзорной.
3. Конкуренция в РоссииПервый в истории
России законодательный акт, регламентирующий
порядок конкурентного поведения фирм
в условиях рыночного хозяйства и содержащий
«правила игры» для конкурентов, был принят
в марте 1991 г. Это Закон РФ «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках».
Основная особенность этого документа – он содержит перечень запрещаемых видов поведения конкурентов и меры ответственности по отношению к тем, кто все же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон «О конкуренции...» по своему содержанию и по структуре ближе к традиционному зарубежному экономическому законодательству, исповедующему принцип «все разрешено, что не запрещено», нежели к разрешительному законодательству России начала 90-х гг.
Закон «О конкуренции…» содержит запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров...» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.
Весьма важно и определение в самом законе «барьера монополизации»: «не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 % » (статья 4).
Однако наряду с «жесткими» формулировками Закон «О конкуренции...» содержит и такие положения, которые во многом ставят под вопрос возможности его эффективного применения для поддержания рынка в «режиме конкуренции».
Так, к примеру, Закон (см. статьи 22 – 26) предъявляет к нарушителям, включая должностных лиц органов госуправления, просто смехотворные материальные претензии в виде штрафных санкций. Должностное лицо может быть оштрафовано, например, на сумму от 100 до 1000руб.
Но самая существенная слабость Закона обусловлена прописанной в нем конструкцией Верховного органа антимонопольного регулирования экономики – «Антимонопольного комитета». Задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой Комиссии, Антимонопольный комитет, с одной стороны, получил права, которые и не снились антимонопольным органам США, с другой – оказался таким образом включенным в систему исполнительной власти, что сам во многом сделался зависимым от многих лиц, персонально заинтересованных в развитии монополизма.
Конструкция Антимонопольного комитета такова. Этот орган является одновременно и прокуратурой по отношению к вероятным нарушителям закона (статья 12), и хранителем коммерческих секретов и информации (статьи 13 – 15), и своего рода Верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения (статьи 27 – 29). Этот комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнять данный закон – не случайно в статье 3 «Государственные антимонопольные органы РФ» упоминается в качестве «органов» лишь один «орган», Антимонопольный комитет.
Вместе с тем в отличие от Федеральной торговой комиссии США, подчиненной лично всенародно избираемому президенту США, Антимонопольный комитет России оказывается подчинен Президенту, его администрации, Председателю Правительства РФ, его замам и ещё многим-многим должностным лицам. Вероятно, это одна из причин того, что нет у нас до сих пор громких «антимонопольных дел», подобных делу АЛКОА или делу АТТ.
Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции.
Мировой опыт свидетельствует о том, что рынок, существенно отошедший от условий совершенной конкуренции, самостоятельно, без вмешательства государства не может вернуться в исходное состояние. Здесь глубокая аналогия, например, с самолетом, ведомым автопилотом. Если датчик координат неисправен, то нужно переходить на ручное управление. Если рынок отошел от условий совершенной конкуренции, то цены на нем не могут служить достоверной информацией для принятия верных решений, что, как и сколько производить. Поэтому одной из основных функций государственного аппарата должно быть постоянное отслеживание состояния экономики и принятие своевременных и действенных мер для устранения причин, вызвавших нарушение условий совершенной конкуренции.
Экономическая ситуация в России много хуже, чем, к примеру, у Польши и Венгрии. Производительность труда упала до 19% от уровня США, хотя еще в 1991 году этот показатель был равен 30%, а в 1985 году он был равен 55%. Согласно отчету о конкурентоспособности экономики стран мира за 1999 год, публикуемому ежегодно Давосским форумом, Россия занимает последнее место из 59 включенных в обзор государств.
Западные эксперты упирают обычно на то, что в России отсутствуют условия для совершенной конкуренции. Логика западных консультантов вполне понятна и даже приемлема. Действительно, возникновение в России экономики, базирующейся на условиях свободной конкуренции, привело бы к немедленному росту ее эффективности. Почему же тогда она не возникает? Авторы обходят один очевидный вопрос, поставленный многие десятилетия назад еще Максом Вебером (впрочем, неизвестно, слышали ли они такое имя - на Западе узкие специалисты в любой области, не исключая экономику, отличаются крайним невежеством в общегуманитарной сфере и культурологии) - как возможна свободная конкуренция в стране, где отсутствует протестантская этика? Как ее учинить между людьми, образ мыслей которых ее не приемлет?
Конкурентная среда в стране, где 80% мужчин воспитанием программируются как хронические неудачники, означает физическое вымирание этих 80% и их семей. Недаром введение "реформаторами" первых, минимальных элементов конкурентной среды снизило среднюю продолжительность жизни мужчин в России с 73 до 56 лет. Они смогут выжить и эффективно работать только в патерналистской системе азиатского типа, изолирующей их от конкуренции. Без этого необходимого условия в России не будет конкурентной экономики. Этого не понять западным экспертам, которые выросли в сложившейся талассокра-тической (греч.: власть посредством моря) цивилизации, этику которой Т. Гоббс охарактеризовал латинским изречением "Ноmо homus Lupus est" (Человек человеку волк).
В стране героев Сталлоне, Шварценеггера
и Уиллиса совершенная конкуренция теоретически
может работать (хотя реальность от нее
довольно далека), но уже во Франции она
невозможна и потому не существует,
несмотря на тридцать лет зверской атаки
неоконсерваторов на французскую систему
экономического патернализма. Отсутствие,
кстати, свободной конкуренции во Франции
не мешает ей достичь наиболее высоких
показателей производительности труда
в мире (если исключить валютные игры,
где американцы французов опережают).
Отсутствие свободной конкуренции, монополизм,
патернализм и протекционизм в Японии
не мешают ей обеспечивать самые быстрые
темпы научно-технического прогресса.
Плановая государственно-
Все это объясняется просто - экономическая система этих стран соответствует особенностям их культуры. Если ликвидировать всех русских и населить Россию американцами, свободная конкуренция действительно окажется наиболее эффективной формой организации экономики. Если оставить в живых хотя бы часть русских, то придется формировать систему, учитывающую особенности их этики и культуры. И опыт той же Японии показывает, что такая система может оказаться нисколько не менее эффективной, чем ориентированная на протестантскую этику система свободной конкуренции.
Развал экономики России и вопиющая неэффективность пореформенной экономики связаны как раз с тем, что проводники этой политики изо всех сил пытались проводить в жизнь именно те рецепты, которые советуют западные эксперты. Факт остается фактом - эти рецепты и формы отторгаются Россией как кровь чужой группы, порождают нежизнеспособный химерический симбиоз.
Реальный выход из ситуации заключается вовсе не в том, чтобы превратить русских в американцев и ввести для них совершенную конкуренцию. При выполнении первого условия второе окажется возможным и даже несложным, но как выполнить само первое условие? Реальный выход заключается в построении экономической системы, адекватной условиям страны.
Построение системы патерналистского
государственно-монополисти-
Заключение
Разумеется, рынок с совершенной конкуренцией - это идеальная модель. Такого рынка ни в одной стране мира никогда не было в прошлом, нет в настоящем и, очевидно, не будет в будущем, но стремиться к нему нужно. Иного пути к достойной жизни у человечества просто нет.
Тепловой двигатель, работающий по циклу Карно, - модель идеальной тепловой машины, коэффициент полезного действия которой в принципе недостижим для реальных машин, но практическую значимость такой модели трудно переоценить. Для разработчиков тепловых двигателей эта модель будет вечно служить маяком, к которому они всегда будут стремиться, не достигая его. В экономике таким маяком является рынок с совершенной конкуренцией.
Хрестоматийным примером усиления государственного регулирования экономики может служить "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта в период Великой депрессии 30-х годов. Очевидно, что чем больше экономика не соответствует условиям совершенной конкуренции, тем более действенной должна быть роль государства. В отличие от США, где никогда не стояла задача перехода к рыночной экономике, у нас перед началом радикальных экономических реформ экономика была предельно далека от условий совершенной конкуренции. Поэтому наш "Новый курс" должен был бы быть намного жестче курса Ф. Рузвельта. Мы же поступили с точностью до наоборот и получили то, что получили. В полном соответствии с экономической наукой.
Но положение наше не безнадежно. Свет в конце туннеля обязательно появится. Нужно только не делать больше ошибок и принять верный курс.
§2. Условия возникновения совершенной конкуренции
Каковы условия возникновения такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности?
Идеальный «храм» совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в его фундаменте присутствуют все необходимые «кирпичики» - условия:
1) Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.