Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Степень активности национальной экономики постоянно варьируется. Объёмы производства товаров и услуг возрастают вследствие роста производительности труда, увеличения основного капитала, а также новых технологических достижений.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 2.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Степень активности национальной экономики постоянно варьируется. Объёмы производства товаров и услуг  возрастают вследствие роста производительности труда, увеличения основного капитала, а также новых технологических  достижений.

Однако периодически возникают ситуации, когда фирмы оказываются не в состоянии реализовать произведённые товары и услуги и сокращают объёмы производства. Вследствие этого реальный ВВП страны и другие показатели доходов снижаются. В чём заключаются причины краткосрочных колебаний экономической активности? Имеет ли государство возможность предотвратить периоды падения доходов и возрастания безработицы или повлиять на их производительность? Большинство экономистов используют в анализе краткосрочных флуктуаций модель совокупного спроса и совокупного предложения.

Модели совокупного  спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения  для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы:

    • Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены?
    • Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие?
    • Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства?
    • Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Для такого ответа нужно  объединить все отдельные рынки  страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.

Подобные агрегированные показатели и являются объектом исследования данной курсовой работы.

            Информационной базой являются  А.С. Булатов, И.В. Дектярёва, 

А.Г. Грязнова, М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совокупный спрос и совокупное предложение.

 

1.1 Совокупный спрос и его факторы.

Совокупный спрос-это  сумма всех индивидуальных спросов  на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает потребительский спрос С - совокупный спрос домашних хозяйств; спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей и домашних хозяйств I; спрос на товары и услуги со стороны государства G; спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств - чистый экспорт Xn. Все перечисленные составляющие совокупного спроса можно записать в виде формулы:

                                Y = C + I + G + Xn

где: Y - объем выпуска;

      С - потребительские расходы;

       I - валовые частные внутренние инвестиции;

      G - государственные закупки товаров и услуг;

      Xn- чистый экспорт.

 

Рассмотрим каждый компонент  в отдельности.

Главным компонентом  совокупного спроса являются потребительские  расходы. Объем потребления (С), в  первую очередь, определяется величиной  располагаемого дохода, который равен  личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Кроме того, долгосрочные тенденции в динамике потребления связаны с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса сосредоточен, в основном, на факторах реального потребления (то есть номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс уровня цен). Доля потребительских расходов в национальном продукте составляет более 60%.

Вторым по важности компонентом  являются государственные закупки  товаров и услуг (G), которые включают расходы на национальную оборону, строительство дорог, а также покупка дорожно-строительного оборудования, выплаты местным органам власти, финансирование судебной системы или государственных школ и т.д. Эта часть совокупного спроса определяется непосредственно правительственным решением.

Следующий компонент  совокупного спроса - валовые частные  внутренние инвестиции (I), которые включают весь прирост физического объема капитала и запасов, произведенных  жителями данной страны за определенный период времени. Чистые инвестиции равны валовым за минусом амортизации. Объем инвестиций определяется, главным образом, уровнем выпуска, стоимостью капитала и ожиданиями относительно будущей конъюнктуры. Основным каналом влияния экономической политики на инвестиции является кредитно-денежная политика.

Чистый экспорт (Xn) равен разности между ценностью экспорта и импорта. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт (который является импортом для других стран) можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса.

Кривая совокупного  спроса AD (от англ. aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которое  потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.


Кривая совокупного  спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена  она в иной системе координат (рис. 1). На оси абсцисс указываются  значения реального объема национального  производства, обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в млрд руб.), а уровень цен (Р), или дефлятор.

 

Рисунок  1. Кривая совокупного спроса.

 

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного  спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Наиболее простое выражение  этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

                                

где:  М- количество денег в экономике;

        V- cкорость обращения денег;

         Р - уровень цен в экономике;

         Y - реальный объем выпуска, на  который предъявлен спрос.

 

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем  меньше реальные запасы денежных средств M/P (кривая АD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.

Нисходящую траекторию (отрицательный наклон) кривой совокупного  спроса также обусловливают:

  1. эффект процентной ставки;

     2. эффект богатства, или эффект кассовых остатков;

     3. эффект  импортных закупок.

 

Эффект процентной ставки проявляется через воздействие  изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские  расходы и инвестиции. Если считать денежную массу постоянной, то повышение уровня цен автоматически повышает спрос на деньги, значит, повышается процентная ставка. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинают сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции – производственные закупки. Таким образом сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей, что приводит к уменьшению совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая AD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.

Эффект богатства, или  реальных кассовых остатков, проявляется  в негативном влиянии инфляции на доходы населения. Богатство людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратно пропорциональной зависимости. Это срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его понижения.

Эффект импортных закупок  означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта и в целом чистый экспорт сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

Указанные эффекты оказывают  свое влияние на совокупный спрос  через цены, поэтому происходит перемещение  точки вдоль кривой совокупного спроса. Под влиянием всех неценовых факторов кривая AD сдвигается вправо-влево в зависимости от направления действия фактора (рис.2). На графике увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо – от AD1 к AD2. Это смещение показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. Уменьшение совокупного спроса представлено отклонением кривой влево – от ADX к ADУ.  Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.


 

 

Рисунок 2. Изменение совокупного спроса

 

 

На величину совокупного  спроса оказывают влияние, как ценовые  факторы, так и неценовые. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупных расходов в зависимости от общего уровня цен. На данное движение влияют ценовые факторы. Существует три ценовых фактора совокупного спроса:

1) эффект процентной  ставки;

2) эффект богатства;

3) эффект обменного  курса.

Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Особое значение эффекту  процентной ставки придавал великий экономист Джон Кейнс (1883-1946), поэтому иногда его и называют эффектом Кейнса. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

Эффект богатства (эффект Пигу). Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу. Рассмотрим деньги, которые вы храните в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег - величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, так как вы получаете возможность приобрести большее количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, то есть они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги.

Эффект обменного курса (эффект Манделла-Флеминга). Рассмотрим на примере. Снижение уровня цен в  США ведет к уменьшению значения ставки процента. Некоторые американские инвесторы в поисках более высоких доходов будут вкладывать капитал за границей. Например, при падении процентной ставки облигаций правительства США взаимный фонд мог бы продать имеющиеся у него облигации и приобрести ценные бумаги правительства ФРГ. Поскольку паевой инвестиционный фонд перемещает активы за границу, предложение долларов на рынке обмена иностранной валюты возрастает. Увеличение предложения долларов приводит к обесцениванию национальной денежной единицы США по отношению к другим валютам (то есть количество денежных единиц иностранной валюты, которое можно приобрести на американский доллар, уменьшается). В результате снижения курса доллара произведенные в США товары (относительно импортной продукции) становятся относительно более дешевыми. Данное изменение относительных цен ведет к увеличению экспорта товаров и услуг из США и сокращению импорта. Чистый экспорт (разность экспорта и импорта) также увеличится. Таким образом, когда падение уровня цен в США приводит к снижению процентных ставок, реальный обменный курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт США, вследствие чего происходит повышение предъявляемого на товары и услуги объема спроса. Этот эффект обменного курса был отмечен экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом.

Теперь можно подвести итоги всему вышесказанному. Таким  образом, существуют три различные, но связанные между собой, причины, по которым снижение уровня цен ведет  к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги. Во-первых, это то, что потребители ощущая возросшее богатство, стимулируют спрос на потребительские товары; во-вторых, снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; и в-третьих, понижение обменного курса национальной валюты повлечет за собой увеличение чистого экспорта. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.

Как уже говорилось, изменения  цены при прочих равных условиях ведут к перемещению из одной точки на кривой совокупного спроса к другой. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" называются неценовыми факторами совокупного спроса. К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт.

          Остановимся подробнее на неценовых факторах совокупного спроса:

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение