Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 07:51, курсовая работа
В анализе микро- и макроэкономики применяется метод равновесия. В исследовании микроэкономических процессов этот принцип выступал как постулат о равенстве спроса и предложения на том или ином товарном рынке, а также равенстве спроса и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках – товаров, труда, капитала.
В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Совокупный спрос, его структура и факторы,
его определяющие………………………………………………………………...4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него……………...12
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
и его особенности в России…………………………………………………….19
4. Практикум…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Филиал в г. Калуге
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
тема «Совокупный спрос и совокупное предложение»
Выполнила:
Студентка: Зайцева С. В.
Личное дело № 10МЛБ00751
Курс II Факультет: МиМ
Специальность: Бакалавр менеджмента
Форма обучения: день
Преподаватель: Зельников О. И.
КАЛУГА-2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
его определяющие………………………………………………
и его особенности в России…………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современный макроэкономический инструментарий основан на анализе агрегированных или совокупных величин, суммирующих характеристики многих тысяч рынков, составляющих национальную экономику и позволяющих анализировать хозяйственную систему как единый рынок страны.
В анализе микро- и макроэкономики применяется метод равновесия. В исследовании микроэкономических процессов этот принцип выступал как постулат о равенстве спроса и предложения на том или ином товарном рынке, а также равенстве спроса и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках – товаров, труда, капитала.
В данном случае речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении одного конкретного товара, а о совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка. Т.е. конкретные товары (галстуки, телевизоры, холодильники и т.д.) объединяются в совокупную массу товаров, выраженную не в штуках, тоннах или метрах, а в стоимостном измерении в виде совокупной цены. Спрос выступает не как спрос отдельных покупателей или групп населения, а в виде совокупного платежеспособного спроса в масштабе национального хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос населения, фирм и государства, начисляемый обычно в масштабе года, с другой стороны, это предложение годового национального продукта рассчитанного применительно к сложившемуся уровню цен.
Целью курсовой работы является рассмотрение совокупного спроса и совокупного предложения. Достижение поставленной цели выделяю следующие задачи:
СОВОКУПНЫЙ СПРОС, ЕГО СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.
В экономической теории под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.
Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при соответствующем уровне цен. Она дает такие варианты сочетания объема производства товаров и услуг и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.
Рис. 1. Кривая совокупного спроса (AD).
В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в его составе выделяют следующие основные элементы:
-потребительские расходы
-инвестиционные расходы частно
-государственные закупки (G);
-чистый экспорт (NX)).
В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных элементов расходов: Y=C+I+G+NX.
Совокупный спрос (линия AD) разложен на четыре составляющие. Для некоторого уровня цен Р мы можем выявить соответствующие значения желаемых объемов потребления, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта, которые в сумме составляют совокупный спрос или совокупные расходы в размере Q.
Среди множества факторов, воздействующих на совокупный спрос, необходимо различать ценовые и неценовые факторы.
К ценовым факторам т.е. факторам которые связаны с динамикой цен и, следовательно, не изменяют положение кривой С, следует отнести прежде всего эффект процентной ставки; эффект богатства, или реальных кассовых остатков; эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
Эффект богатства, или реальных кассовых остатков выражается в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность материальных ценностей (деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население беднеет и будет сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость материальных ценностей возрастает и расходы увеличатся.
Эффект импортных закупок предполагает, что при повышении уровня цен по сравнению с ценами за рубежом эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги). И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе.
Изменения в уровне цен приводят к изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей и соответственно – к колебаниям спроса на реальный объем производства. Эти изменения провоцируются со стороны цен, и кривая совокупного спроса на графике остается в прежнем положении.
При изменении нецелевых факторов совокупного спроса кривая совокупного спроса может смещаться влево и вправо. Правостороннее смещение отражает увеличение величины плановых расходов при каждом данном уровне цен, левостороннее – их уменьшение. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо может происходить при росте благосостояния потребителей, увеличении денежной массы, возрастании государственных расходов, снижении налогов, массовом ожидании новой волны повышения цен или реальных доходов населения и пр. При обратном характере изменение этих показателей происходит сдвиг кривой совокупного спроса влево.
Изменение одного или нескольких «прочих условий» вызывает смещение кривой совокупного спроса. Такие условия представляют собой неценовые факторы совокупного спроса.
К неценовым факторам относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах и расходах, связанных с внешнеторговой деятельностью.
Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С. Изменения в потребительских расходах зависят от уровня благосостояния, ожиданий и задолженности потребителей а также от уровня налогооблажения, которое влияет на величину располагаемых доходов. Необходимо помнить что это те изменения в потребительских расходах, которые никак не связаны с понижением или повышением уровня цен. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50%, а в США – около 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ. Единственным компонентом этих расходов, не включаемым в состав расходов на потребление, являются затраты на строительство жилья.
Под инвестиционными расходами (инвестициями) понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15-20% ВНП страны.
Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают:
-реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия;
-чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике (основных производственных фондов и товарно-материальных запасов предприятий, а также жилого фонда, находящегося в собственности домохозяйств).
Поскольку амортизационные отчисления включаются в состав ВНП и ВВП при их исчислении, как по расходам, так и по доходам, то при анализе равновесия на рынке благ в общий объем совокупного спроса, как правило, включаются только чистые инвестиции, запланированные на покупку общественного продукта, измеряемого показателем национального дохода.
Изменения в инвестиционных расходах, которые предопределяются уровнем процентных ставок, ожидаемым уровнем будущих прибылей от инвестиций, налогами с предприятий, уровнем их технического оснащения и масштабами избыточных производственных мощностей. В данном случае речь идет о динамике спроса на товары и услуги производственного назначения на средства производства. Доминирующую роль здесь играет предпринимательский сектор с его запросами на инвестиционные товары.
Повышение или понижение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, ведет к уменьшению или увеличению инвестиционных расходов, совокупного спроса.
Ожидаемые прибыли от инвестиций вызывают либо увеличение, либо уменьшение вложений капитала. Это непосредственно скажется на спросе на товары производственного назначения, а следовательно, на той части прибыли, которая связана с инвестициями. Любые изменения в спросе на такие товары вызывают смещение кривой совокупного спроса.
Изменение уровня налогов с предприятий ведет к сжатию или расширению фонда накопления предприятий за счет прибыли, что также непосредственно скажется на размере инвестиционных расходов и совокупном спросе.
Усовершенствование техники и технологии имеет тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Рост же избыточных мощностей, т.е. незадействованного реального капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос.
Государственные закупки товаров и услуг. Он включает расходы правительственных органов всех уровней (федеральных, региональных, муниципальных) на оплату услуг (например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидий и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30% национального дохода страны.
Между государственными закупками национального продукта при данном уровне цен и совокупным спросом существует прямая зависимость: рост государственных закупок вызывает увеличение совокупного спроса, и наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к его сокращению.
Чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей). Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объема производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт можно представить как зеркальное отображение импорта, и определяется он, соответственно, доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом. Таким образом, величина чистого экспорта зависит от соотношения доходов внутри страны и за рубежом, цен на продукцию и валютного курса.
Более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на отечественные товары за рубежом, а сокращение импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Величина внешнеторгового сальдо зависит от национального дохода зарубежных стран и валютных курсов.
С повышением уровня доходов в зарубежных странах повышается спрос на товары отечественного и импортного производства. Поэтому повышение уровня национального дохода у наших торговых партнеров увеличивает возможности нашего экспорта. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат. В первом случае кривая совокупного спроса смещается вправо, во втором – влево.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение