Современная конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной курсовой работы является:
- анализ понятия конкурентоспособности организации;
- анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
- анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 – 4
1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы. . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 14
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . .5 – 6
1.2 Факторы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 – 10
1.3 Резервы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 – 13
2. Оценка конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 – 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 – 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 74.32 Кб (Скачать файл)

     Содержание.

     Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 – 4 

     1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы. . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 14

     1.1 Понятие и виды конкурентоспособности  организации. . . . . . . . . . . . . . . . .5 – 6

     1.2 Факторы конкурентоспособности  организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 – 10

     1.3 Резервы конкурентоспособности  организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 – 13

     2. Оценка конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 – 25 

     Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 – 27 

     Список  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 
 

 

     Введение.  

     Основной  целью хозяйствующих субъектов  в рыночной экономике является обеспечение  конкурентоспособности товаров  или оказываемых услуг, так как  от этого напрямую зависит финансовое благосостояние организации. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают организации  с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом  организации подразумевается как  реальная, так и потенциальная  способность организации разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать  в конкретных сегментах рынка  конкурентоспособные изделия.

     Высокая конкурентоспособность организации  обуславливается наличием следующих трех признаков:

     1) потребители довольны и готовы  купить повторно продукцию этой  организации (потребители возвращаются, а товары нет);

     2) общество, акционеры, партнеры не  имеют претензий к организации;

     3) работники гордятся своим участием  в деятельности организации, а  посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

     Для того чтобы стать конкурентоспособной  организацией необходимо:

     - обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка (конкурентоспособность товара - оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя);

     - поднять потенциал конкурентоспособности организации, а следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли (этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует светлое будущее).

     У менеджеров возникает естественный вопрос оценки ранга своего предприятия  среди конкурентов. Установление своего места в рыночной среде — первый шаг в управлении конкурентоспособностью организации.

     Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Ошибка в выборе метода измерения может привести к принятию ошибочных управленческих решений. В настоящее время в Российской Федерации общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике и эффективность ее применения не афиширует.

     Все вышеперечисленное делает вопрос о  конкурентоспособности организации  и методов ее оценки достаточно актуальным и требующим дополнительных исследований и анализа.

     Целями  данной курсовой работы является:

     - анализ понятия конкурентоспособности организации;

     - анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;

     - анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них. 

 

     1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы.

     1.1. Понятие и виды конкурентоспособности организации.

     Повышение уровня конкурентоспособности организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводимых процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

     Необходимо  различать понятия конкурентоспособность  организации и конкурентоспособность продукции.

     Конкурентоспособность организации - реальная и потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов [5].

     Повышение уровня конкурентоспособности организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:

     - конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);

     - оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель;

     - конкурентоспособность организации носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный [7].

     Исследуя  сущность конкурентоспособности организации, необходимо остановиться на таком теоретическом аспекте, как виды конкурентоспособности:

     - по степени реализации:

     а) потенциальная конкурентоспособность (характеризуется наличием конкурентных преимуществ во внешней и внутренней среде и представляет собой количественную оценку конкурентного потенциала организации. Конкурентный потенциал организации – комплекс ресурсов, обеспечивающих конкурентное положение на рынке);

     б) реальная конкурентоспособность (определяется показателем рыночной стоимости организации (по факту сделки));

     - в зависимости от рынка, на котором работает организация:

     а) внутренняя(в условиях идентичных факторов внешней среды для одноотраслевой группы организаций, действующих в условиях одного и того же рынка, применимо понятие внутренней конкурентоспособности организации);

     б) внешняя(когда организация принимает решение о выходе на внешний рынок, необходимо оценить внешнюю конкурентоспособность организации, которая представляет собой оценку потенциальных возможностей организации на внешнем рынке. Методологический подход к оценке внешней и внутренней конкурентоспособности организации базируется на логической схеме, приведенной на рис. 1) [6].

     

     Рис. 1. Структура конкурентоспособности организации. 

     1.2 Факторы конкурентоспособности  организации.

     Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а  в результате – изменение уровня конкурентоспособности организации.

     Классификация факторов конкурентоспособности организации  довольно обширна, в данной курсовой работе будет рассмотрена наиболее важная классификация. Деятельность любой организации находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии организации с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности организации возможно подразделить на:

     - факторы влияния во внешней среде:

     а) уровень конкурентоспособности страны;

     б) уровень конкурентоспособности отрасли;

     в) уровень конкурентоспособности региона;

     г) меры государственного воздействия: экономического (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда) и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);

     - факторы влияния во внутренней среде:

     а) эффективность маркетинга;

     б) конкурентоспособность товара;

     в) качество менеджмента;

     г) финансовое состояние;

     д) уровень организации производства;

     е) активность инновационной деятельности (в том числе использование Интернет-технологий);

     ж) уровень квалификации кадров;

     - факторы состояния рынка:

     а) привлекательность рынка;

     б) положение предприятия на рынке;

     в) конкуренция на рынке.

     Внешние факторы – социально-экономические  и организационные отношения, позволяющие  организации создать продукцию, которая по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательна.

     Внутренние  факторы – это объективные  критерии, которые определяют возможности организации по обеспечению собственной конкурентоспособности.

     Факторы преимуществ во внешней среде  и факторы преимуществ в привлекательности рынка будут одинаковыми для предприятий одной отрасли на одном региональном рынке, поэтому для сравнительной оценки конкурентоспособности организации необходимо анализировать показатели факторов внутренних конкурентных преимуществ [8].

     Факторы могут оказывать положительное  или отрицательное влияние на конкурентоспособность организации. В первом случае они становятся конкурентными преимуществами, во втором – конкурентными проблемами.

     Конкурентное  преимущество организации – выигрышное состояние фактора влияния (или  по сравнению с конкурентами и/или  максимально возможное значение фактора), которое способствует повышению  конкурентоспособности организации.

     Конкурентные  преимущества организации можно  классифицировать:

     - по ценности конкурентных преимуществ (низшего и высшего порядка);

     - по позициям в отношении конкурентов (меньшие издержки; дифференциация; увеличение доли на рынке);

     - по источникам возникновения  (во внешней макросреде и микросреде; во внутренней среде);

     - по факторам внутренней среды  предприятия:

     1. качество менеджмента;

     2. эффективность маркетинга;

     3. конкурентоспособность товара;

     4. уровень квалификации кадров;

     5. финансовое состояние;

     6. инновационная активность;

Информация о работе Современная конкурентоспособность