Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:21, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является:
- анализ понятия конкурентоспособности организации;
- анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
- анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 – 4
1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы. . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 14
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . .5 – 6
1.2 Факторы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 – 10
1.3 Резервы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 – 13
2. Оценка конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 – 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 – 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
- по срокам действия (тактическое и стратегическое);
- по факторам состояния рынка:
1. рыночная конъюнктура;
2. емкость рынка;
3. темп роста рынка;
4.
уровень конкуренции на «
5.
уровень конкуренции на «входе»
Преимущества низшего порядка определяются возможностью использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию и другие ресурсы, т.е. факторами, обусловленными преимущественным положением предприятия на рынке. Их называют низшими, так как они не обеспечивают стабильности и устойчивости, легко утрачиваются или становятся доступными конкурентам в связи с инфляцией, ростом цен, изменением системы налогообложения, введением или отменой протекционной политики и т.д.
Преимущества
высшего порядка включают в себя:
оригинальную продукцию, уникальную технологию
и квалифицированных
Естественные конкурентные преимущества создаются во внешней среде (например, наличие природных запасов сырья, большая емкость рынка).
Созданные конкурентные преимущества возникают во внешней и внутренней среде в результате действия субъектов. Например, во внешней среде – эффективная система налогообложения, государственные меры по развитию Интернета, льготная политика кредитования и т.д. Во внутренней среде – эффективная система управления конкурентоспособностью на предприятии, сертификация продукции и систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, наличие патента на технологию производства продукта, высококвалифицированные кадры и т.д.
Тактическое преимущество – это фактор внешней или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в краткосрочный период – не более 1 года (например, временные льготы по налогам, аренде, благоприятная рыночная конъюнктура, активная рекламная кампания и др.).
Стратегическое
преимущество – это фактор внешней
или внутренней среды организации,
который будет использован организацией
в конкурентной борьбе в долгосрочный
период – более одного года (например,
наличие патента, имиджевой товарной марки,
квалифицированных кадров и т.д.) [2].
1.3. Резервы конкурентоспособности организации.
Резервы
повышения
К группе резервов рыночной ситуации относятся резервы, связанные с тем, насколько организация эффективно и полно использует формальные правила деятельности, установленные государством. Для эффективной работы организации также важно определить целевой рынок своей деятельности на основе анализа соответствующих показателей рынков или их сегментов, где она может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые она будет ориентировать производственную программу.
В современных условиях, когда отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес представляет изучение отдельных сегментов и выявление резервов конкурентоспособности за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей. Наряду с правильным выбором целевого рынка и его сегмента важное значение имеет оценка условий деятельности на данном рынке. Связанные с этим резервы конкурентоспособности организации могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов экономических, политических, технико-технологических условий, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции и рентабельности.
В данную группу резервов использования рыночной ситуации также отнесены резервы, зависящие от того, насколько организации эффективно применяют возможности повышения своей конкурентоспособности за счет максимального использования формальных правил деятельности, устанавливаемых государством. Это резервы:
- связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;
- резервы использования системы государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; страхования деятельности;
- резервы, возникающие при реализации государственных программ по повышению конкурентоспособности организаций;
- резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования.
Во вторую группу входят резервы конкурентоспособности, связанные с использованием возможностей организационного потенциала организации.
Резервы
использования научно-
- повышение уровня патентно-правовой работы;
- обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции организации на рынке;
- изменение качества изделия, его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;
- повышение внимания к надежности продукции;
- выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
- изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
- определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
- нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой.
К
этой группе резервов относятся и
резервы повышения
Большое
значение в последнее время приобретают
резервы повышения
Для
третьей группы резервов повышения
конкурентоспособности
- резервы использования основных фондов (резервы использования производственных площадей, фонда времени работы оборудования, инструмента и приспособлений);
- резервы обновления структуры основных фондов;
- резервы улучшения материально-технического обеспечения производства;
- резервы совершенствования технологии производства (резервы улучшения технологической преемственности, интенсификация технологических процессов, сокращения технологической подготовки производства);
- резервы улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.
Четвертая
группа резервов повышения
- резервы финансовой устойчивости организации (резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала);
- резервы инвестиционной привлекательности организации;
- резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий).
Пятая
группа резервов повышения
- резервы повышения квалификации кадров;
- резервы уменьшения потерь рабочего времени (снижение целодневных потерь рабочего времени; снижение внутрисменных потерь рабочего времени);
- резервы повышения творческой активности кадров.
Рассмотренная
классификация резервов повышения
конкурентоспособности
2. Оценка конкурентоспособности организации.
Оценка
конкурентоспособности
- установления целей по конкурентоспособности;
- анализа достижения целей;
- выбора стратегии конкуренции;
- выявления конкурентных преимуществ и разработки программы повышения конкурентоспособности продукции и организации;
- принятия решения об инвестировании.
Для внешних субъектов – инвесторов и кредиторов - результаты оценки конкурентоспособности позволяют принять правильное решение по инвестированию и кредитованию.
Для
органов государственного управления
оценка конкурентоспособности
Таблица 2.1.
Квалиметрические требования к методам измерения конкурентоспособности организаций и продукции [9].