Современная конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной курсовой работы является:
- анализ понятия конкурентоспособности организации;
- анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
- анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 – 4
1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы. . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 14
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . .5 – 6
1.2 Факторы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 – 10
1.3 Резервы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 – 13
2. Оценка конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 – 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 – 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 74.32 Кб (Скачать файл)
ign="justify">     7. уровень организации производства;

     - по срокам действия (тактическое и стратегическое);

     - по факторам состояния рынка:

     1. рыночная конъюнктура;

     2. емкость рынка;

     3. темп роста рынка;

     4. уровень конкуренции на «выходе»;

     5. уровень конкуренции на «входе».

     Преимущества  низшего порядка определяются возможностью использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию и другие ресурсы, т.е. факторами, обусловленными преимущественным положением предприятия на рынке. Их называют низшими, так как они не обеспечивают стабильности и устойчивости, легко утрачиваются или становятся доступными конкурентам в связи с инфляцией, ростом цен, изменением системы налогообложения, введением или отменой протекционной политики и т.д.

     Преимущества  высшего порядка включают в себя: оригинальную продукцию, уникальную технологию и квалифицированных специалистов, репутацию фирмы и др. Эти преимущества достигаются с помощью уникальных технологий, «ноу-хау», повышения квалификации кадров, специализации товаров, производств  и организаций с целью удовлетворять  особые потребности покупателей  и получать за это престижную цену.

     Естественные  конкурентные преимущества создаются  во внешней среде (например, наличие природных запасов сырья, большая емкость рынка).

     Созданные конкурентные преимущества возникают  во внешней и внутренней среде  в результате действия субъектов. Например, во внешней среде – эффективная  система налогообложения, государственные  меры по развитию Интернета, льготная политика кредитования и т.д. Во внутренней среде – эффективная система управления конкурентоспособностью на предприятии, сертификация продукции и систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, наличие патента на технологию производства продукта, высококвалифицированные кадры и т.д.

     Тактическое преимущество – это фактор внешней  или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в краткосрочный период – не более 1 года (например, временные льготы по налогам, аренде, благоприятная рыночная конъюнктура, активная рекламная кампания и др.).

     Стратегическое  преимущество – это фактор внешней  или внутренней среды организации, который будет использован организацией в конкурентной борьбе в долгосрочный период – более одного года (например, наличие патента, имиджевой товарной марки, квалифицированных кадров и т.д.) [2]. 

     1.3. Резервы конкурентоспособности организации.

     Резервы повышения конкурентоспособности  организации – это неиспользованные возможности развития субъектов хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами. Резервы конкурентоспособности не следует смешивать с резервами как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. Можно выделить пять укрупненных групп резервов конкурентоспособности организации. Рассмотрим каждую из них подробно.

     К группе резервов рыночной ситуации относятся резервы, связанные с тем, насколько организация эффективно и полно использует формальные правила деятельности, установленные государством. Для эффективной работы организации также важно определить целевой рынок своей деятельности на основе анализа соответствующих показателей рынков или их сегментов, где она может обеспечить себе наиболее высокую рентабельность и на которые она будет ориентировать производственную программу.

     В современных условиях, когда отраслевые рынки поделены между участниками, наибольший интерес представляет изучение отдельных сегментов и выявление резервов конкурентоспособности за счет четкой целевой ориентации производства на требования конкретных потребителей. Наряду с правильным выбором целевого рынка и его сегмента важное значение имеет оценка условий деятельности на данном рынке. Связанные с этим резервы конкурентоспособности организации могут быть выявлены при составлении объективных прогнозов экономических, политических, технико-технологических условий, позволяющих определять и экстраполировать тенденции спроса, конкуренции и рентабельности.

     В данную группу резервов использования  рыночной ситуации также отнесены резервы, зависящие от того, насколько организации  эффективно применяют возможности повышения своей конкурентоспособности за счет максимального использования формальных правил деятельности, устанавливаемых государством. Это резервы:

     - связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;

     - резервы использования системы государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; страхования деятельности;

     - резервы, возникающие при реализации государственных программ по повышению конкурентоспособности организаций;

     - резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования.

     Во  вторую группу входят резервы конкурентоспособности, связанные с использованием возможностей организационного потенциала организации.

     Резервы использования научно-технического потенциала организации реализуются через:

     - повышение уровня патентно-правовой работы;

     - обеспечение технико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетность продукции организации на рынке;

     - изменение качества изделия, его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;

     - повышение внимания к надежности продукции;

     - выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

     - изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

     - определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);

     - нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой.

     К этой группе резервов относятся и  резервы повышения эффективности  рекламы. Рекламу следует рассматривать как составную часть большого органического единства общества и системы предпринимательства. Тесно связаны с резервами рекламы резервы сертификации. Сертификат выступает как один из методов конкурентной борьбы, особенно если он выдан престижным, с мировым именем сертификационным центром.

     Большое значение в последнее время приобретают  резервы повышения конкурентоспособности на стадии эксплуатации продукта, поскольку эти резервы связаны с расширением сети постпроизводственного, сервисного и гарантийного обслуживания своей продукции предприятиями-производителями; увеличением объема и сроков гарантийного и сервисного обслуживания и т.д.

     Для третьей группы резервов повышения  конкурентоспособности организации  характерно использование резервов производственно-технологического потенциала организации такие, как:

     - резервы использования основных фондов (резервы использования производственных площадей, фонда времени работы оборудования, инструмента и приспособлений);

     - резервы обновления структуры основных фондов;

     - резервы улучшения материально-технического обеспечения производства;

     - резервы совершенствования технологии производства (резервы улучшения технологической преемственности, интенсификация технологических процессов, сокращения технологической подготовки производства);

     - резервы улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

     Четвертая группа резервов повышения конкурентоспособности  организации — резервы ее финансово-экономического потенциала. Выделяются следующие группы резервов, входящих в данную группу:

     - резервы финансовой устойчивости организации (резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала);

     - резервы инвестиционной привлекательности организации;

     - резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий).

     Пятая группа резервов повышения конкурентоспособности  организации — резервы ее кадрового потенциала. Несмотря на важность всех вышеперечисленных групп резервов, особую роль на современном этапе развития промышленного производства следует отвести именно этой группе резервов конкурентоспособности. Данный факт объясняется тем, что технико-экономическое развитие организации в современном быстро меняющемся технологическом мире во многом зависит от качества ее трудовых ресурсов и инвестиций в человеческий капитал с целью повышения этого качества и усиления интереса людей к творчеству, инновациям и адаптации кновым технологиям. Среди основных резервов данной группы можно выделить:

     - резервы повышения квалификации кадров;

     - резервы уменьшения потерь рабочего времени (снижение целодневных потерь рабочего времени; снижение внутрисменных потерь рабочего времени);

     - резервы повышения творческой активности кадров.

     Рассмотренная классификация резервов повышения  конкурентоспособности промышленной организации является укрупненной. Она может быть детализирована в  зависимости от конкретных условий  рынка и особенностей деятельности субъекта экономики [1]. 

 

     2. Оценка конкурентоспособности  организации.

     Оценка  конкурентоспособности производителя  является важным инструментом принятия управленческих решений различными субъектами рынка. В первую очередь  высшему руководству организации  результаты оценки конкурентоспособности  необходимы для решения следующих  задач:

     - установления целей по конкурентоспособности;

     - анализа достижения целей;

     - выбора стратегии конкуренции;

     - выявления конкурентных преимуществ и разработки программы повышения конкурентоспособности продукции и организации;

     - принятия решения об инвестировании.

     Для внешних субъектов – инвесторов и кредиторов - результаты оценки конкурентоспособности позволяют принять правильное решение по инвестированию и кредитованию.

     Для органов государственного управления оценка конкурентоспособности создаваемого предприятия (представленная в бизнес-плане) дает основание для выдачи разрешения на регистрацию создаваемых предприятий. Субъектам управления конкурентоспособностью в стране информация о конкурентоспособности организаций и отраслей необходима для принятия решений по защите национальных производителей от возросшего демпингового импорта. На основе оценки конкурентоспособности организаций региона разрабатываются программы повышения конкурентоспособности региона. Оценка конкурентоспособности организации представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Применяемый метод нахождения интегрального показателя конкурентоспособности должен соответствовать 25 квалиметрическим требованиям (табл. 2.1.1). 
 
 
 

     Таблица 2.1.

     Квалиметрические требования к методам измерения конкурентоспособности организаций и продукции [9].

Информация о работе Современная конкурентоспособность