Современная конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной курсовой работы является:
- анализ понятия конкурентоспособности организации;
- анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
- анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 – 4
1. Теоретические основы конкурентоспособностифирмы. . . . . . . . . . . . . . . . 5 – 14
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . .5 – 6
1.2 Факторы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 – 10
1.3 Резервы конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 – 13
2. Оценка конкурентоспособности организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 – 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 – 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 74.32 Кб (Скачать файл)

     K = KKI, (1)

     где K – конкурентоспособность исследуемого предприятия;K– коэффициент операционной эффективности;K– коэффициент стратегического позиционирования.

     Операционная  эффективность обеспечивает получение  прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием операционной эффективности является прибыль предприятия.

     В качестве показателя прибыльности может  рассматриваться рентабельность производства и реализации продукции, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. Однако оценка операционной эффективности на основе рентабельности по прибыли носит знакопеременный характер, что будет искажать показатель конкурентоспособности (например, оценка операционной эффективности может иметь одно и то же отрицательное значение как в случае убыточности рассматриваемого предприятия и прибыльности выборки, так и в случае прибыльности рассматриваемого предприятия и убыточности выборки, тогда как приведенные ситуации имеют абсолютно различное экономическое содержание). В этих условиях наиболее емким и универсальным показателем операционной эффективности представляется отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. В математической форме:

     r = , (2)

     где – операционная эффективность предприятия;В – выручка от реализации продукции;З – затраты на производство и реализацию продукции.

     Аналогично  определяется показатель операционной эффективности по выборке:

     R = , (3)

     где – операционная эффективность по выборке;В– выручка от реализации продукции по выборке;З– затраты на производство и реализацию продукции по выборке.

     Под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной  для сопоставления с рассматриваемым  хозяйствующим субъектом. Выборка  может состоять из одного или нескольких предприятий-конкурентов либо всех конкурирующих предприятий отрасли. Необходимо отметить, что в зависимости  от целей исследования возможно формирование выборки не только из отраслевых конкурентов, но и любых других хозяйствующих  субъектов, конкурирующих с исследуемым  предприятием.

     Для оценки операционной эффективности  предприятия необходимо сопоставить  величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта соответствующему показателю по выборке:

     K (4).

     Стратегическое  позиционирование обеспечивает саму возможность  процесса реализации прибавочной стоимости. Основным результатом и критерием  стратегического позиционирования является занимаемая доля рынка. В качестве показателя стратегического позиционирования предлагается рассматривать изменение доли рынка в сравнении с предшествующим периодом.

     Доля  рынка предприятия может быть определена в виде следующего отношения:

     Д = , (5)

     где Д  – доля рынка предприятия;В – выручка от реализации продукции предприятия;V  – объем рынка.

     Доля  рынка по выборке запишется так:

     Д, (6)

     где Д– доля рынка по выборке;В– выручка от реализации продукции по выборке;V  – объем рынка.

     Изменение доли рынка предприятия можно  найти по формуле:

     ΔД , (7)

     где ΔД – изменение доли рынка предприятия;В– выручка от реализации продукции рассматриваемого предприятия в предшествующем периоде;V0  – объем рынка в предшествующем периоде.

     Изменение доли рынка по выборке:

     ΔД=  , (8)

     где ΔД– изменение доли рынка по выборке;В0S  – объем выручки от реализации продукции по выборке в предшествующем периоде;V0  – объем рынка в предшествующем периоде.

     Для оценки стратегического позиционирования необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта соответствующему показателю по выборке. С учетом выражений (7) и (8) получится:

     , (9)

     Важно отметить, что отношение выручки анализируемого периода к выручке предшествующего периода является индексом изменения выручки. Таким образом, отношение показателей стратегического позиционирования идентично отношению индексов изменения объемов выручки:

     , (10)

     где – индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия;IS  – индекс изменения объемов выручки по выборке.

     При этом:

     (11)

     (12)

     Однако  объемы выручки по природе своей  совершают бóльшие колебания, чем показатели операционной эффективности, из чего следует бóльшаяколеблемость показателей стратегического позиционирования. Это обуславливает то, что основным фактором формирования показателя конкурентоспособности предприятия становится оценка стратегического позиционирования. В то же время показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень:

     (13)

     Тогда с учетом выражений (4) и (13) получается:

     (14)

     Чем выше значение К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0< К< ∞. При этом, в том случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К> 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.

     В качестве главного преимущества предлагаемой методики оценки конкурентоспособности предприятия автор считает то, что оценка осуществляется по конечным критериям конкурентоспособности – прибыльности и доле предприятия на рынке, которые в условиях рыночной экономики и определяют жизнеспособность предприятия, перспективы его функционирования и развития. Такой подход обеспечивает максимальную достоверность получаемых результатов в отличие от пофакторной оценки конкурентоспособности, которая в силу погрешностей в оценках отдельных факторов, а также условности и субъективности ряда используемых в расчетах показателей, зачастую является неадекватной. Действительно, показатели прибыльности и доли рынка предприятия объединяют в себе абсолютно все макро – и микроэкономические, объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на деятельность хозяйствующих субъектов. Кроме того, стоимостная оценка позволяет избежать трудностей при оценке и анализе разнородных показателей, имеющих несопоставимую размерность.

     Предлагаемая  методика оценки конкурентоспособности, в отличие от существующих методик подобного рода, имеет в своей основе четко выраженный математический аппарат. Это дает не оценочную и во многом условную зависимость определяемого показателя от факторов конкурентоспособности, а жесткую функциональную связь. Указанное обстоятельство обуславливает возможность широкой математической обработки показателей конкурентоспособности предприятия, что, в свою очередь, обуславливает возможность всемерного анализа исследуемой категории.

     Предлагаемый  подход значительно облегчает задачу по сбору необходимой для оценки конкурентоспособности предприятия  информации. Отпадает необходимость  в проведении дорогостоящих и  не всегда доступных маркетинговых  исследований, подборе экспертов  и специалистов в различных отраслях знаний; вся необходимая информация может быть почерпнута из данных бухгалтерского и статистического учета и  отчетности. Несомненно, что это  значительно повышает практическую применимость такой методики оценки конкурентоспособности.

     Помимо  прочего, к преимуществам предлагаемой методики следует отнести и ее универсальность, поскольку она  допускает в зависимости от целей  анализа и наличия исходных данных формирование любого объема и состава  выборки предприятий-конкурентов. Отмеченная универсальность приобретает особое значение в тех случаях, когда  практически невозможно определить географические и товарные границы  того или иного рынка, установить круг конкурентов; а также в ситуациях, когда информация о них недоступна. Рассматриваемая методика допускает  сопоставление предприятий, вовсе не относящихся к одной отрасли, но конкурирующих в силу взаимозаменяемости производимой продукции. Теоретически возможен расчет показателей конкурентоспособности и между отраслями. Универсальность методики может проявляться и в отношении доходов и расходов предприятия, учитываемых (либо не учитываемых) при расчете показателя конкурентоспособности.

     Таким образом, предлагаемая методика оценки конкурентоспособности предприятий является простым и универсальным инструментом оценки эффективности хозяйственной деятельности, применение которого возможно как в теоретических исследованиях, так и в практике экономического анализа [10].  
 
 
 
 

 

     Заключение.

     Подводя итог, отмечу, что функционирование предприятий в рыночных условиях, происходит в форме постоянной конкуренции, непрерывного соперничества.

     Необходимым условием успеха на свободном рынке  является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения фирмы как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения ее конкурентов. Для достижения этого результата фирма должна постоянно стремиться определить своих соперников по конкурентной борьбе. Осознание необходимости рассмотрения процесса конкуренции позволяет нам критически отнестись к концепции ориентации на потребителя, согласно которой целью маркетинга является простое удовлетворение нужд клиентов фирмы.

     Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов. Каждая из представленных в работе групп факторов имеет право на существование, а их использование будет зависеть от цели проводимого исследования и от того принципа, который положен в ее основу.

     Анализ  конкурентоспособности фирмы очень  важный и сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

     Факторы могут воздействовать как в сторону  повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

     Таким образом, достижение конкурентных преимуществ  на рынке во многом определяется конкурентоспособностью организации, природа которой обусловлена, прежде всего, наличием множества детерминирующих  ее внутренних и внешних факторов. Очевидно, что чем шире у организации  набор конкурентных преимуществ, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности рынке или отдельных сегментах этого рынка.

     В заключении можно сделать вывод, что чем конкурентоспособнее  фирма, тем больше она получает прибыль, а, следовательно, и имеет расширенные масштабы хозяйственной деятельности. 
 

 

Информация о работе Современная конкурентоспособность