Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:04, курсовая работа
Вторая революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, что радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
1. Введение.
2.1. Информационный взрыв – угроза современной цивилизации.
2.2. Информационный кризис: голод при изобилии.
2.3. Информационная экономика, ее функции и задачи.
2.4. Система информационной экономики.
2.5. Основные современные направления развития экономической теории. Новая информационная экономика.
Заключение.
Список литературы.
Санкт – Петербургский Государственный Инженерно – Экономический Университет.
Курсовая работа по экономической теории на тему: «Современная цивилизация и ее информационная стадия развития»
Заключение.
Список литературы.
Цивилизация - стадия всемирно
исторического процесса, связанная с достижением
определённого уровня социальности (стадия
саморегуляции и самопроизводства при
относительной независимости от природы
дифференцированности общественного
сознания).
В информационном обществе деятельность
человека во многом зависит от умения
эффективно использовать имеющуюся информацию.
Использование компьютеров во всех сферах
человеческой деятельности обеспечивает
доступ к достоверным источникам информации,
избавляет человека от рутинной работы,
позволяет ускорить принятие оптимальных
решений, автоматизировать обработку
информации не только в производственной,
но и в социальной сферах. В результате
этого процесса движущей силой развития
общества стало производство информационного,
а не материального продукта. Этот процесс
привел к созданию информационного общества,
в котором главную роль играют знания
и интеллект.
Грядущую эру в истории человечества
стали называть не только информационным
обществом, но и обществом знаний, постиндустриальным
обществом, инфосферой.
А. Тоффлер ввел в научный оборот теорию
трех революций, согласно которой человечество
пережило уже аграрную и индустриальную
революции и стоит на пороге информационной
революции.
Ученые утверждают, что в истории развития
цивилизации произошло несколько информационных
революций - преобразований общественных
отношений из-за кардинальных изменений
в сфере обработки информации. Следствием
подобных преобразований являлось приобретение
человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением
письменности, что привело к гигантскому
качественному и количественному скачку.
Появилась возможность передачи знаний
от поколения к поколениям.
Вторая революция (середина XVI в.) вызвана
изобретением книгопечатания, что радикально
изменило индустриальное общество, культуру,
организацию деятельности.
Третья революция (конец XIX в.) обусловлена
изобретением электричества, благодаря
которому появились телеграф, телефон,
радио, позволяющие оперативно передавать
и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая революция (70-е гг. XX в.) связана
с изобретением микропроцессорной технологии
и появлением персонального компьютера.
На микропроцессорах и интегральных схемах
создаются компьютеры, компьютерные сети,
системы передачи данных (информационные
коммуникации).
Этот период характеризуют три фундаментальные
инновации:
- переход от механических
и электрических средств
- иниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
- создание программно-
Последняя информационная
революция выдвигает на первый план новую
отрасль - информационную индустрию, связанную
с производством технических средств,
методов, технологий для производства
новых знаний.
Важнейшими составляющими информационной
индустрии становятся все виды информационных
технологий, особенно телекоммуникации.
Современная информационная технология
опирается на достижения в области компьютерной
техники и средств связи.
Усложнение индустриального производства,
социальной, экономической и политической
жизни, изменение динамики процессов во
всех сферах деятельности человека привели,
с одной стороны, к росту потребностей
в знаниях, а с другой - к созданию новых
средств и способов удовлетворения этих
потребностей.
Цель: изучение состояния информационной стадии развития современной цивилизации, основных проблем на пути к совершенствованию информационной индустрии; рассмотрение состояния современной информационной экономики, ее основных функций и задач.
2.1. Информационный взрыв - угроза современной цивилизации.
В последнее время много
говорят об "информационной революции",
"информационном взрыве", о переходе
земной цивилизации к "информационному
обществу". Что же вкладывают специалисты
в эти и многие подобные понятия и термины,
своей необычностью, непривычностью звучания
и яркостью в буквальном смысле слова
захлестнувшие страницы газет и журналов,
а также электронные средства массовой
информации? Сегодня уже никто
не удивляется обилию разнообразной техники,
заполонившей многочисленные офисы фирм
и компаний, органов власти и управления.
Компьютеры, принтеры, сканеры, мобильные
телефоны, пейджеры и другие средства
получения и обработки информации используются
во многих областях человеческой деятельности,
и количество сфер применения будет постоянно
расти. Кроме того, уже и в системе среднего
образования вводятся новые специальности
для учителей, например, так называемые
"тьюторы" будут готовить учеников
школ для работы в глобальных компьютерных
сетях, в том числе и в Интернете. Научно-технический
прогресс нельзя остановить. Надо реагировать
на происходящие в мире (в том числе и в
информационной сфере) изменения адекватно.
Для того, чтобы научить подавляющее
большинство населения грамотной работе
с информацией, надо создавать специальные
подготовительные центры. Иначе прогрессивно
нарастающая лавина разноплановой информации
может захлестнуть своими потоками неподготовленных
людей. Поэтому и психологическую сферу
(психосферу) человека следует готовить
к работе в условиях информационных перегрузок
постепенно. Одна из особенностей человеческой
психики как таковой - медлительность
изменений. И это, на самом деле, очень
хорошо. Человек, пропуская через свой
внутренний мир определённые внешние
перемены, успевает к ним адаптироваться.
Но всё равно это связано с возникновением
разнообразных перегрузок. А то, что такие
перегрузки будут увеличиваться и разрастаться,
скоро заметят (если ещё не заметили) многие.
В связи с этим и в школьные программы,
и в курсы подготовки специалистов с высшим
образованием сегодня вводятся новые
дисциплины.
Одна из проблем многообразия профессий
- количество затрачиваемого на подготовку
специалиста времени и качество подготовленного
специалиста. Вопрос: можно ли научить
человека работе на компьютере за несколько
занятий? Ответ: да, вполне возможно. Вопрос:
будет ли такой специалист разбираться
в премудростях структуры персонального
компьютера, сможет ли он заниматься, как
говорят специалисты, "железом" (начинкой)?
Ответ на данный вопрос также лежит на
поверхности: нет, не сможет. Поэтому наряду
с краткосрочными курсами повышения квалификации
должны существовать базовые образовательные
системы, в ходе освоения которых люди
получат фундаментальную подготовку по
широчайшему кругу вопросов. Такие специалисты
всегда высоко котируются на профессиональных
рынках. Что касается предотвращения перегрузок
по информации, то одна из задач центров,
которые можно было бы создать в данной
области, должна быть адаптация и обучение
людей поиску объективной, достоверной
и своевременной информации.
Для решения многочисленных проблем,
поднятых в материале, предстоит очень
много трудиться, не покладая рук. Задача
общественности, средств массовой информации
- поднимать вопросы, если они существуют,
предлагать свои (возможно, и авторские)
варианты решения накопившихся проблем,
а задача властных структур - находить
мостки для реализации на практике принимаемых
решений, чтобы они работали на благо личности,
общества и государства, защищая жизненно-важные
интересы триединого целого в самых разных
сферах жизнедеятельности, в том числе
и в информационной как одной из важнейших
составляющих современного общества.
2.2 Информационный кризис: голод при изобилии.
Информация всегда облегчала
труд человека: знания позволяли ему придумывать
различные приспособления, рычаги, двигатели,
использующие силу пара, падающей воды,
ветра и, наконец, силу атома. Всем, что
имеет человек сейчас, он обязан своему
умению воспринимать и обрабатывать информацию.
Вся история становления и развития человека
сопровождалась совершенствованием этого
умения и ростом объема информации, накопленной
обществом.
Поток информации на самых различных
носителях, с которыми приходилось сталкиваться
человеку, возрастал довольно быстро.
И вот случилось то, что, по логике этого
процесса, должно было рано или поздно
произойти: люди столкнулись с трудностями
в переработке этого потока. Информация
по-прежнему была необходимой. Благодаря
ей человек достиг огромного, фантастического
могущества. Но чрезвычайно большие возможности
человеческого мозга не беспредельны.
Человеку становится все труднее справляться
с резко возросшими информационными нагрузками,
которые ему приходится испытывать во
всех областях его деятельности. Рост
потоков информации так велик, что его
часто называют информационным взрывом,
употребляя это выражение без кавычек
- настолько точно оно отражает действительное
положение дел. Примеров более чем достаточно.
Мы приведем лишь некоторые, наиболее
впечатляющие.
По данным ЮНЕСКО, в начале XIX в. во
всем мире выходило около 100 периодических
научных изданий. К 1850 г. количество периодических
изданий увеличилось до 1000, к 1900 г. превысило
10000, а теперь, по оценке некоторых специалистов,
оно приближается к 100 000. Кроме того, непрерывно
увеличивается количество статей в журналах:
сейчас ежегодно публикуется около 3 млн.
статей. Книг за последние 25 лет выпущено
почти столько же, сколько за предшествующие
500 лет.
В настоящее время одно поколение читает
научных и технических документов в десять
раз больше, чем их прочитали за всю историю
цивилизации! Однако не вся информация,
накопленная человечеством, содержится
в общедоступных печатных изданиях. Более
половины ее приходится на долю так называемых
непубликуемых источников - отчетов, докладов,
меморандумов и т.д. Накоплены огромные
объемы информации, которая хранится на
магнитных лентах, микрофильмах, формулярах
и т.д. Тысячи тонн магнитных лент и микрофильмов,
содержащих геофизические, метеорологические,
океанографические, медицинские данные,
возможно, никогда не будут использованы.
Но, может быть, растущее количество
людей, занимающихся обработкой информации,
дает нам надежду на улучшение положения
в будущем. Вероятно, нет. Население земного
шара удваивается примерно каждые 45 лет,
число ученых - каждые 15 лет, научно техническая
информация - каждые 10-15 лет. Поэтому если
бы со временем все население Земли было
представлено учеными, то, вероятно, и
они не смогли бы усвоить полностью информацию
о новых достижениях науки, не говоря уже
о ранее накопленном опыте.
Рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий
«механизм» информационного взрыва. Представим
себе, что на каком-то предприятии имеется
три подразделения, которые сообщаются
между собой при помощи трех информационных
каналов.
С вводом нового подразделения количество
информационных каналов (связей) на предприятии
удваивается новое подразделение должно
быть связано с каждым из имеющихся. Предполагая,
что между подразделениями предприятия
циркулируют примерно равные объемы информации,
приходим к выводу, что объем информации
возрос в 2 раза.
Дальнейшее увеличение числа подразделений
неизменно сопровождается опережающим
ростом объемов информации, циркулирующей
между ними. Академиком А.А. Харкевичем
было доказано, что информация растет,
по крайней мере, вдвое быстрее промышленного
потенциала.
Основную опасность таят в себе не
потоки информации сами по себе, а их соотношение
с возможностями человека по их обработке.
И так как информационный взрыв изменил
это соотношение не в пользу человека,
то наступил информационный кризис.
С одной стороны, по мнению Х. Арнтца,
тот, кто желает человечеству счастливого
будущего, может только приветствовать
дальнейший прогресс, а следовательно,
и все более интенсивный рост информации.
С другой стороны, информация становится
поистине мучительной ношей. Лавина информации
столь сокрушительна, что человек просто
капитулирует, не в силах ее переработать.
Его интерес к информации ослабевает,
а та информация, которую ему предлагают,
рассматривается им не как жизненно важная
помощь, а как дополнительное затруднение.
Хотя дальнейший прогресс человечества
немыслим без возрастания объемов информации,
тот же рост ее становится и помехой прогрессу!
В этом суть информационного кризиса.
Быстро увеличивающиеся потоки информации
все труднее обрабатывать, а следовательно,
и использовать. В результате обычным
явлением стало дублирование разработок.
Как преодолеть информационный кризис?
Чем в результате станет для нас искусство
владения информацией добром или злом,
источником силы и залогом нашей уверенности
в будущем или источником дополнительных
и немалых - затруднений?
Теперь самое время задать вопрос:
а что такое информация? Что мы знаем о
ней? Можно ли сформулировать определение
информации? В настоящее время человечество,
столкнувшись с первыми проявлениями
информационного взрыва, занялось изучением
сущности понятия информации и ее свойств.
Однако на сегодняшний день мы не можем
сказать, что знаем все или почти все об
информации. Долгое время - тысячелетиями
- люди накапливали информацию, вооружались
знаниями, не задумываясь, как это происходит.
Теперь дальнейшее овладение знаниями
невозможно без пристального изучения
этого процесса.
Оказалось, что нам нужны не просто
знания и не просто информация. Нам необходимы
знания о знании и информация об информации.
В результате появилось множество научных
дисциплин, изучающих различные аспекты
понятия информации, все, что так или иначе
связано с этим понятием. И первые результаты
этого развернутого «наступления на информацию»
дают возможность предполагать, что информационный
кризис будет преодолен.
2.3. Информационная экономика, ее функции и задачи.
Сегодня существует
разная интерпретация термина "информационная
экономика", что естественно влияет
на формулирование ее целей
и задач. На Западе информационную
экономику склонны
Информационная экономика (правила
хозяйствования в постиндустриальном
обществе) – это наука, исследующая хозяйственную
деятельность человека, которая предусматривает
широкое применение электронных (информационно-
Особенностью информационной экономики
является направленность на массовость
и глобальный характер хозяйственного
взаимодействия, а также распределения
созданных благ среди потребителей в глобальном
масштабе. В отличие от традиционных методов
хозяйствования общепринятой экономики,
основанных на менеджменте и рыночной
модели ведения бизнеса (на основе схемы
“спрос – предложение”), информационная
экономика базируется на месседжменте,
инновационном предпринимательстве, информационном
инжиниринге и автоформализации (автоструктурировании)
экономических процессов.
Главные задачи информационной экономики:
На макроуровне – это выбор направления хозяйственного развития в рамках происходящих глобальных процессов, что определяется способностью хозяйственной энергии общества двигаться к новым внешним ресурсам и качественным трансформациям своей структуры. Более широко это выглядит как развитие ноосферы в результате эволюционного взаимодействия ее составляющих: техносферы, антропосферы и социосферы.
На микроуровне – создание субъектами предпринимательства алгоритмов хозяйствования, направленных на получение хозяйственной энергии внешней среды и трансформацию ее в виде работы и создание рабочих мест.
В качестве примера можно привести реализацию информационно-экономического взаимодействия на базе информационно-маркетинговой сети стран СНГ, в которой функция макроуровня реализуется в виде факта обусловленного и соотнесенного во времени по созданию информационных обществ, электронных министерств, электронных регионов, электронных групп по интересам, а функция микроуровня реализуется через электронный офис участника сети.
2.4. Система информационной экономики.
Под системой информационной
экономики понимается система
хозяйственной деятельности, в которой
реализована функция взаимно-
Система строится на базе телекоммуникационных
сетей, включая Интернет, на платформе
"облачных вычислений", что обеспечивает
массовый формат электронного экономического
взаимодействия на глобальном уровне.
Система информационной экономики характеризуется
наличием динамически меняющихся связей,
структурированных по видам экономической
деятельности и обусловленных включением
в систему то одних, то других элементов.
При этом соблюдается условие сохранения
приемственности между элементами и типами
связей для обеспечения целостности правового
поля.
Система информационной экономики
состоит из единиц, самогруппирование
которых просходит по типам связей, соотнесенных
к потребностям в ресурсах и информации.
Единицы системы могут образовывать группы
по интересам, электронные товаропроводящие
сети и другие различные электронные бизнес-мозаики
экономического взаимодействия.
Каждая единица является системой
с горизонтальной структурой, что обеспечивает
возможность самостоятельной структуризации
экономических процессов в неиерархической
(нежесткой), слабосвязанной среде. Система
"экономической единицы" состоит
из информационных ресурсов, определяющих
ее визуальное представление в информационном
пространстве, ячеек управления состоянием
и связями. Единица является нейроном,
функционирующим в системе информационной
экономики, и непосредственно влияет на
постоянно изменяющуюся структуру, формируя
ее "информационный ландшафт".
Любая система информационной
экономики в зависимости от процессов,
происходящих в ней в рамках места, событий
и времени, характеризуется тремя параметрами:
Информация о работе Современная цивилизация и ее информационная стадия развития