Современные причины инфляции в России (2009-2010 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе анализа экономической ситуации охарактеризовать сущность и факторы развития инфляционных процессов в России, выявить их специфические черты и причины возникновения, обобщить существующие в современных условиях методы антиинфляционной политики государства, выявить основные направления ее совершенствования.
Задачи:
Изучить типы и виды инфляции;
Изучить причины инфляции;
Проанализировать причины инфляции;
Оценить социально-экономические последствия инфляции;
Проанализировать прогноз инфляции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Инфляция как макроэкономический показатель……………………….... 5
1.1. Показатели инфляции………………………………………………… 5
1.2. Виды инфляции……………………………………………………….. 6
1.3. Типы инфляции………………………………………………………… 6
2. Причины инфляции………………………………………………………. 8
2.1. Неправильная политика центрального эмиссионного банка……… 8
2.2. Монетаристская модель………………………………………………. 10
2.3. Немонетарные и монетарные причины инфляции…………………… 13
2.4. Инфляция спроса и инфляция издержек……………………………… 15
3. Последствия инфляции…………………………………………………….. 23
3.1. Социально-экономические последствия………………………………. 23
3.2. Прогноз инфляции………………………………………………………. 25
3.3. Антиинфляционная политика государства……………………………. 26
3.4. Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эконом.теории.docx

— 80.54 Кб (Скачать файл)
  • в краткосрочном периоде – рост цен и реального выпуска;
  • в долгосрочном – только рост цен.

Если проводится политика жестких ограничений, то производство реагирует спадом, который в течение  известного времени сводит инфляцию на нет. Однако в силу особенностей конкретных факторов роста издержек продолжительность этого “известного времени” может оказаться достаточной для возрастания трансакционных издержек использования этих методов до политически и социально неприемлемого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Инфляция предложения (издержек)

 

      Важным элементом функциональной системы, регулирующей уровень инфляции, является практика рефинансирования коммерческих банков, которая поддерживает ликвидность банковской системы.

Даже в самой стабильной экономике у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности  и проблемы с ликвидностью. Поэтому  центральные банки используют систему  специальных кредитов (вспомогательный  кредит, ломбардный кредит и др.) для  решения проблемы временной неплатежеспособности коммерческих банков.

Рефинансирование коммерческих банков в России производится в очень ограниченных объемах.

Кредиты выдаются на разные сроки и под разные проценты. Внутридневной (беспроцентный), “овернайт”, т.е. на один рабочий день (12%), ломбардный на 7 или 14 дней (7,1%), под залог и поручительство от90 до 180 дней (7,2-10%).

Поскольку в последние  годы Банк России проводит политику привязки ставки рефинансирования к уровню инфляции, а он остается достаточно высоким, то и ставки кредитов высоки.

Кредиты Банка России не являются для коммерческих банков важным источником финансовых ресурсов. Поэтому  для поддержания ликвидности  коммерческие банки предпочитают занимать друг у друга на межбанковском рынке.

Кроме того значительно увеличились заимствования в иностранных банках. Общая задолженность банков по зарубежным кредитам в начале 2008 г. достигла 130 млрд. долларов.

Следует отметить, что проблема рефинансирования не является сугубо банковской. Руководители кредитных  организаций отмечают значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Особенно это заметно  по динамике заимствований крупных  российских компаний и банков.

По данным Банка России, в период с 1999 г. по 2005 г. внешние заимствования  российских компаний и банков увеличились  в 70 с лишним раз, с 1,2 млрд. долл. до 73,3 млрд.

Кроме того, госкомпании  активно использовали заимствования  в виде синдицированных кредитов у западных банков. В 2005 г. среди российских компаний с государственным участием крупнейшими заемщиками были: ОАО  «Газпром», ОАО «Роснефть», «Совкомфлот», РАО «РЖД», «Транснефть», «АЛРОСА», которые привлекли кредитов на сумму свыше 28 млрд. долл.

Внешние займы Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка и  Россельхозбанка в 2005 г. составили 6,45 млрд. долл., или на 36% всех внешних заимствований российской банковской системы.

Таким образом, совокупный корпоративный  внешний долг российских компаний  составлял на начало 2005 г. – 98 млрд. долл. (в том числе банковский – 32 млрд.), в 2006 – 163 млрд. долл. (в том числе банковский  - 50 млрд.), в 2007 г. (середина года) – 314 млрд. долл. (в том числе банковский – 130 млрд.), в 2008 г. (сентябрь) – 436 млрд. долл. (в том числе банковский – 171 млрд.), в 2009 г. (сентябрь) – 308 млрд. долл.

В этот период около 75% общего объема эмиссии долговых ценных бумаг  приходилось на иностранные заимствования.

Сложившаяся тенденция объясняется  тем, что возможности долгосрочного  кредитования в России ограничены. Кроме того, в условиях укрепления курса рубля заимствования в иностранной валюте выгоднее. В конечном итоге это приводит к росту денежного предложения и увеличению инфляционного потенциала.

Возможности рефинансирования следует ориентировать на достижение общеэкономических целей, поддержание  структурных и региональных приоритетов. Для этого необходимо расширить  перечень бумаг, принимаемых Банком России в качестве залога.

Спад производства в России происходил на фоне инфляции производства, вызванной ростом цен на продукцию  естественных монополий, процентных ставок по кредитам, обесценением рубля, что  в условиях зависимости отраслей экономики от импорта может привести к росту себестоимости и удорожанию продукции сверх прогнозируемых значений.

Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал может превысить  прогнозируемое значение (100%). В январе-феврале 2009 г. (по отношению к ценам января-февраля 2008 г.) индекс-дефлятор инвестиций в  основной капитал за счет всех источников финансирования составил 113,5%.

В 2009 г. Правительством Российской Федерации прогнозировался дефицит  по счету текущих операций в объеме, не превышающем 5 млрд. долл., продолжился отток капитала из страны, он составил 80 млрд. долл., а также снизились валютные резервы на 88 млрд. долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Последствия инфляции

3.1. Социально-экономические последствия

 

 Первыми жертвами инфляции становятся потребители, которым приходится страдать от падения уровня жизни. Рост цен ведет к снижению текущих реальных доходов населения. Сокращаются реальные ценности личных сбережений Хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег. Каждый новый виток инфляции сокращает массу товаров, которые мог бы приобрести потребитель на имеющиеся у него сбережения. В несколько лучшем положении оказывается владелец акций, наименьший ущерб несут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности.

От инфляции страдает и  производство.  По мере ее нарастания у предпринимателей и работников пропадают стимулы к труду. Производители  не получают ценовых сигналов и выгод  от перемещения капиталов.

Замороженные цены делают невыгодным приложение капитала и тех  областях, где высокие издержки производства. Поэтому из них устремляется остаток  капитала, что оголяет отрасль  и приводит к дефициту товаров, который  становится хроническим. У населения  образуются вынужденные сбережения, которые не выражают рост благосостояния. Дефицит товаров и вынужденные сбережения приводят к появлению очередей и возникновению черного рынка. Замедляется и рост благосостояния общества. Если нет роста предложения, то и государственная казна лишается ожидаемого накопления налоговых поступлений. Если предложение не увеличивается, нет основы и для роста доходов, заработной платы.

Инфляция спроса обычно возникает  при полной занятости и полной загруженности производительных мощностей. В этом случае повышение спроса на товар вызывает производственный спрос  на ресурсы и последующий рост цен на них. Рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.

Инфляция издержек может  вызвать рост цен любого из факторов производства, будь то земля, капитал  или рабочая сила. Издержки производства повышаются, затем они переносятся  на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем. Если для него этот товар является ресурсом для последующего производств, то издержки повышаются и у него, что заставляет предпринимателя компенсировать потери повышенной ценой. Инфляция издержек распространяется в стране подобно эпидемии.

Также к социально-экономическим  последствиям относятся:

  1. перераспределение доходов и богатства;
  2. отставание цен государственных предприятий от рыночных;
  3. скрытую государственную конфискацию денежных средств через налоги;
  4. ускоренную материализацию денежных средств;
  5. нестабильность экономической информации;
  6. падение реального процента;
  7. обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Инфляция представляет собой  опасность для экономического развития в силу ее агрессивности, которая  связана с ее самовоспроизводством. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну.

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это  происходит потому, что они связаны  между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.

Инфляция считается опасной  болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это  связано с инертностью психологического настроя, который сформировался  ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупку  “на всякий случай”. Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, так как они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.

 

3.2 Прогноз инфляции

 

Потери трети урожая из-за беспрецедентной засухи в России и других мировых экспортеров зерна привели к полуторному росту мировых цен на зерновые культуры, подтолкнули вверх цены на мясо и другие продовольственные товары. В связи с этим в начале второго полугодия 2010 г. начал быстро набирать темпы рост внутренних цен на с/х и продовольственные товары. При этом в наибольшей мере дорожают основные наиболее дешевые социально значимые продукты (хлебопродукты, молочную продукцию, сахар, яйца, картофель, овощи и др.), спрос на которые не эластичен.

На фоне возросших инфляционных ожиданий в связи с сокращением  предложения ряда товаров с опережением  растут цены поставщиков сырья, и  у переработчиков. Рост потребительских  цен на продукты более сдержанный, за исключением товаров с длительным сроком хранения. Для сдерживания роста цен на продукты в первую очередь будут приниматься другие меры по росту предложения и сокращению возникших дисбалансов на товарных рынках, в частности за счет стимулирования продовольственного импорта. В отдельных случаях всплеска цен в соответствии с действующим законодательством возможно использование мер по их временному замораживанию, однако такая мера может привести к сокращению предложения этих товаров, а также дальнейшему росту цен на другие виды продовольствия в связи с переносом на них торговой наценки и за счет этого усиления инфляции.

Удорожание продовольственного сырья также будет оказывать  давление на цены и другие продовольственные  товары, однако рост цен будет более  умеренным по сравнению с социально  значимыми товарами, сдерживаемым сохранением  спроговых ограничений, а также расширением объемов импорта в связи с растущей эффективностью вследствие укрепления рубля.

Динамику цен на непродовольственные  товары и рыночные услуги по-прежнему будут определять растущая конкуренция импорта на фоне укрепления рубля, а также сохраняющиеся спроговые ограничения у групп населения с низким уровнем доходов, особенно на товары не первой необходимости, поэтому в прогнозируемый период рост цен будет умеренный.

В этих условиях оценка инфляции за годовой период 2010 года повысилась до 7-8% (в 2009 – 8,8%) .

 

3.3. Антиинфляционная политика государства

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Опыт борьбы с инфляцией  показывает, что основной целью государственной  антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а превращение  её в управляемый процесс, доведение  до умеренного уровня.

Можно выделить несколько  вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.

В зависимости от цели выделяют два направления такой политики:

  1. адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментами для этого является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов.
  2. политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. Концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории. Кейнсианская концепция выделяет в качестве приоритетного направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса, представители же монетаристской школы первоочередные меры регулирования инфляции нацеливают на сокращение совокупного спроса, то есть проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы.

Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:

1) ортодоксальные программы  финансовой стабилизации, приоритетами  которых являются ликвидация  бюджетного дефицита и поддержание  темпов прироста денежной массы  в обращении в соответствии  с реальными возможностями увеличения  производства;

2) гетеродоксальные программы, исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).

Негативные социально-экономические  последствия инфляции вынуждают  правительство проводить определенную экономическую политику. Различают  две их части: антиинфляционную стратегию  и антиинфляционную тактику.

Информация о работе Современные причины инфляции в России (2009-2010 гг.)