Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 11:13, курсовая работа
Эта тема актуальна и по сей день, так как это время, в котором мы живем в данный момент, события которого происходили на наших глазах (падение коммунистического режима, распад СССР, потеря престижа на мировой арене, экономический кризис, становление новой экономической системы и ее развитие).
В курсовой работе рассматриваются основные экономические системы: традиционная, административно-командная и два вида рыночной системы. Представлена экономическая система России, ее функционирование и дальнейшее развитие.
Введение 3
Понятие экономической системы. 4
Типы экономических систем. 5
Традиционная экономическая система 5
Командно-административная (плановая) экономическая система 6
Экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) 8
Современная рыночная экономика (современный капитализм) 8
Рыночная экономическая система в целом. 10
Экономика России. 14
Системный кризис 90х и его основные направления. 14
Страна после кризиса. 14
Экономическое развитие 2006 г. 15
Экономические проблемы, стоящие перед Россией в XXI веке. 16
Стратегия инновационного развития страны. 19
Вывод. 20
Список используемой литературы: 22
Около восьми лет назад ситуация в стране была крайне тяжелой. В 2000 год страна пережила дефолт, обесценились денежные накопления граждан, разорилось большое количество предприятий, произошел рост безработицы.
Причинами
дефолта служило то, что значительная
часть экономики
Первым шагом к возрождению страны стало наведение порядка: Россия преодолела политический и духовный кризис 90-х, остались в прошлом невыплаты пенсий и зарплат, была разрушена грабительская олигархическая система.
В итоге, достигнута политическая и экономическая стабильность. Восстановлено политическое единство страны и остановлена война на Кавказе. Созданы предпосылки для того, чтобы национальная экономика работала в интересах всех граждан России.
Россия сегодня – это сильное и неделимое государство. Созданы условия для эффективной борьбы с терроризмом, укреплена вертикаль власти, что позволило перейти к системной борьбе с коррупцией.
Наведение
порядка в стране позволило сконцентрировать
ресурсы для решения наиболее
острых социально-экономических
В 2006 г. оказалась переломлена тенденция затухания экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы. Если в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, в 2004 г. — на 7,2%, а в 2005 г. — на 6,4%, то результат 2006 г. 7,4% (табл.1, рис.1)
Нельзя не признать очевидный факт: экономические итоги 2006 г. по главному макроэкономическому показателю — росту ВВП — оказались лучше итогов 2005-го. Именно по итогам 2006 года можно констатировать, что сильнейший экономический спад, сопровождавший переход к рыночной экономике, оказался полностью преодолен. Именно за эти восемь лет экономического роста, включая 2006 год, российская экономика полностью восстановилась по показателю объема ВВП. Экономика полностью восстановилась по сравнению с дореформенным уровнем.
Объем ВВП — это основной макроэкономический показатель и именно по нему возможно сделать серьезные выводы относительно экономического положения в России.
Инфляция по итогам 2006 г. составила около 9%. Это рекордно низкий уровень за все последние 15 лет. Примечательно также и то, что впервые за прошедшие годы инфляция перестала выражаться двузначной цифрой (в 2005 г. было 10,9%). Фундаментальной основой для достижения столь неплохого показателя по инфляции является продолжающийся экономический рост.
Иностранные инвестиции были и остаются важнейшим индикатором инвестиционной активности. В январе—сентябре 2006 г. в экономику России поступило 35,3 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 31,7% превышает соответствующий показатель 2005 г.
Что касается промышленного производства, то его прирост сохранился примерно на уровне 2005 г. — немногим более 4%. Однако этот прирост обеспечивался в первую очередь производством и распределением энергии, газа и воды. Улучшились показатели по добыче полезных ископаемых, но показатели роста обрабатывающих производств за 2006 г. были несколько меньше по сравнению с 2005 г.
В итоге, за 2000-2007 год достигнута стабильность в обществе, улучшение качества жизни и надежда на длительное спокойное развитие. Россия преодолела застой 90х, в первую очередь, в образовании, здравоохранении, жилищных вопросах. Появились первые, пусть и весьма неполные, результаты.
Существенно укрепилась российская экономика. Экономика растет темпами выше, чем во многих развитых странах. Повысилась обороноспособность и безопасность России.
Стало другим отношение к России в мире. Страна вернула себе подобающее место в мировом сообществе.
Россия — федеративная страна с большими перспективами, но и с немалыми проблемами. И главная из них – это сохраняющееся в российском обществе пренебрежительное отношение к частной собственности.
Причины:
Уважение к частной собственности должно стать одной из основ проводимой государством политики. Есть уникальная возможность продолжить экономические преобразования не с очередного передела собственности, а с признания ее безусловной ценности.
Финансовая сфера.
Для формирования нормальной инвестиционной среды должны происходить преобразования финансовой сферы. Это обеспечение макроэкономической стабильности, и развитие российских финансовых институтов, и создание возможностей для привлечения финансирования на международных рынках.
В результате в последнее время наблюдается настоящий инвестиционный бум. Но его особенностью является концентрация инвестиций в сфере деятельности крупных и, прежде всего, государственных компаний.
Новая экономика
Для
новой экономики нужен
Развитие современной экономики должно опираться на активность не только нескольких крупных, но и сотен средних предприятий, на деятельность десятков тысяч малых предпринимателей., на их реальную экономическую свободу.
Налоговая сфера.
Одним из препятствий инновационному прорыву российской экономики является ситуация в налоговой сфере.
Налоговая система России должна быть конкурентоспособна по отношению к налоговым системам других стран. Государство должно собирать ровно столько налогов, чтобы, во-первых, обеспечить те функции государства, которые необходимы для существования самого общества, и, во-вторых, чтобы национальный бизнес не разбежался по другим странам.
Задачи:
1. Ввод закона, определяющего сроки перехода на единую пониженную ставку НДС.
2. Несколько решений по налогу на прибыль: дать налогоплательщикам более гибко определять амортизационную систему, а также ввести механизмы, которые дополнительно стимулируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
3. Изменить принципы установления налогов и экспортных пошлин так, чтобы они стимулировали строительство новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов.
4. Упростить объем налоговой отчетности в малом бизнесе. Объем налоговой отчетности должен быть соразмерен масштабу бизнеса.
Финансовая система.
Важнейшим фактором комфортного инвестиционного климата является состояние финансовых рынков.
Рост цен на продовольствие, спад на фондовом рынке — это проблемы заграницы, появившиеся и в России. Именно эти проблемы стали основным стимулом построения самостоятельной, мощной, но открытой финансовой системы.
России нужна устойчивая финансовая система, которая не даст обесцениваться накоплениям граждан и которая имеет достаточные ресурсы для удовлетворения спроса со стороны предприятий, реализующих самые разнообразные проекты — от открытия ресторана до строительства электростанции. А также со стороны граждан, стремящихся улучшать свое благополучие, рассчитывая не только на текущие, но и на будущие доходы.
Меры по изменению финансовой системы:
1. Введение инструментов долгосрочного рефинансирования банковской системы.
2. Подготовка инструментов поддержки банковской системы на случай возникновения кризисных ситуаций.
3. Формирование комфортных правил регулирования финансового рынка.
4. Стимулирование перехода на оплату в рублях при экспорте сырья.
5. Значительное расширение мер поддержки экспорта и инвестиций российских компаний за рубежом, улучшение имиджа российского бизнеса за рубежом.
6. Корректировка политики управления бюджетными и валютными резервами в целях достижения более ощутимой пользы для российской экономики.
Был
утвержден конкретный план развития
до 2010 г., но несмотря на отдельные успехи
последних лет, России пока не удалось
уйти от инерционного, энерго-сырьевого
сценария развития. Правительство пока
лишь фрагментарно занимается модернизацией
экономики. Это неизбежно ведет к росту
зависимости России от импорта товаров
и технологий, к закреплению за ней роли
сырьевого придатка мировой экономики.
Единственной реальной альтернативой
такому ходу событий является стратегия
инновационного развития страны.
Стратегия
инновационного развития
страны включает в
себя:
Нет сомнения в том, что плановая система "реального социализма", приведшая в упадок социалистическую экономику СССР, требовала радикального реформирования. Однако, вместо прогрессивного реформирования мы получили ОБРУШЕНИЕ планового народного хозяйства, что повлекло за собой вовсе не рыночные отношения, а состояние хаоса, в условиях которого процветала "теневая" экономика и коррупция.
Реформы 90-х годов привели к жесткому расслоению общества. Именно отсутствие сотрудничества и социальной солидарности привело к тому, что все реформы 90х фактически свелись к уходу государства из экономической и социальной сферы. Вместо плохих государственных монополий страна получила еще худшие (но частные), которые вообще перестали считаться с интересами общества. Низкий уровень жизни миллионов людей объективно становится тормозом на пути к инновационной экономике и препятствием для вхождения России в круг ведущих мировых держав. Ведь рыночная экономика - это не просто свободные цены, частная собственность и прибыль, это общество, состоящее из образованных и социально благополучных людей, составляющих социальный капитал страны, который в условиях глобализации становится основным показателем успешно функционирующей экономики.
Информация о работе Современные экономические системы. Экономическая система современной России