Содержание и роль проектного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

В мировой практике бизнеса разработаны инструменты, позволяющие разделить основной бизнес и конкретный инвестиционный проект, и связать долговые обязательства с реализуемым проектом. Среди таких инструментов можно выделить проектное финансирование, которое, как правило, не требует внешних гарантий, базируется на эффективности собственно проекта, оценке величины и качества его активов и детальном распределении рисков и ответственности между его участниками, обеспечивающей, в конечном счете, возврат вложенных средств и процентов по кредиту.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Содержание и роль проектного финансирования
Участники проектного финансирования
Риски проектного финансирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

192090.rtf

— 233.47 Кб (Скачать файл)

- правительство страны, в которой физически осуществляется проект, - его роль может быть сведена к выдаче необходимых разрешительных документов. Иногда правительство (или правительственное агентство) выступает в качестве покупателя продукции, произведенной по проекту, или в качестве акционера проектной компании;

- управляющие проекта - ключевое звено всей сделки по проектному финансированию;

- долговые финансисты - структуры, которые предоставляют проектной компании ресурсы в долг на оговоренный период времени и на заранее согласованных условиях;

- консультанты и советники - специализированные компании и индивидуумы, компетентные в различных аспектах осуществления проекта. При этом для эффективной организации работ чрезвычайно важным представляется привлечение финансовых советников.

Однако наибольшее значение имеют кредитор и заемщик, а также ответственные за риски (в том числе за первичные и остаточные риски), которыми выступают кредиторы, гаранты и другие участники проекта, принимающие на себя неучтенные риски.

Участников проектного финансирования, прежде всего, интересует насколько качественно и реалистично произведены технико-экономическое обоснование проекта, оценка чувствительности проекта к изменению основных его параметров.

Поскольку круг участников реализации инвестиционного проекта достаточно широк, и у каждого свой взгляд на него, успех во многом зависит от отношений между партнерами и инвесторами, координации работы с учетом основных целей и логики осуществления проекта, прозрачности в организации информационных и финансовых потоков.

В мировой практике широко распространено привлечение для юридического, финансово-аналитического и организационного сопровождения инвестиционных проектов специализированной компании - финансового советника.

Работа по сопровождению проекта напрямую увеличивает стоимость компании, повышает степень доверия между участниками сделки и соответственно вероятность ее успешного осуществления. В то же время недооценка вопросов организации привлечения финансирования может привести к осложнениям во взаимоотношениях участников проекта.

В условиях переходных экономик, когда роль государства остается весьма высокой, повышение ликвидности государственных гарантий в целях проектного финансирования может резко повысить инвестиционную привлекательность соответствующих проектов и снизить цену их финансирования.

Инвестиционный процесс в России оптимизируется за счет привлечения к проектам финансовых институтов и коммерческих банков. Среди финансовых институтов, работающих в инвестиционном направлении, в первую очередь следует отметить Всемирный банк, ЕБРР, транснациональные банки и инвестиционные компании. К проектному финансированию в последнее время проявляют интерес отечественные коммерческие банки (прежде всего Сбербанк РФ). Однако для коммерческих банков важнее оценка платежеспособности клиента и ликвидности предлагаемого обеспечения, чем осуществление функций анализа и оценки инвестиционных проектов. Инвестиционные банки более активно выступают в качестве консультантов по проектному финансированию, однако такие услуги со стороны транснациональных банков слишком дороги для большинства отечественных предприятий, а аналогичные российские финансовые институты еще находятся в стадии становления.

Высокие издержки на осуществление проекта тормозят приход инвестиций в российский средний и крупный бизнес, который в масштабах страны сегодня является вторым эшелоном экономической состоятельности регионов России. А учитывая, что бюджетообразующие крупные предприятия есть далеко не в каждом регионе, можно говорить о сформировавшемся неудовлетворенном спросе на организацию и управление инвестиционными проектами.

Удовлетворение этого спроса наиболее эффективно способны  
осуществить специализированные консультационные компании, имеющие диверсифицированный опыт и технологические решения, позволяющие охватить все этапы (фазы) инвестиционного проекта, обеспечить не только его реализацию "под ключ", но и оказывать поддержку в ходе функционирования объекта инвестиций.

В ходе прединвестиционной фазы проведение исследований, и подготовку основных документов, обеспечивающих инвестиционный процесс, целесообразно поручить специализированным аудиторским, консультационным и оценочными компаниями.

На инвестиционной фазе проекта целесообразно использовать специализированные консультационные компании при определении организационно-правовой формы, проведении тендеров, осуществлении маркетинговых исследований, постановке управленческого учета и бюджетирования, подборе и обучении персонала.

Отечественная и зарубежная практика показывает, что консультационные компании наряду с функциями подготовки и экспертизы пакета документов, связанных с проектным финансированием, способны эффективно выполнять функции надзора за реализацией проекта в течение всего инвестиционного цикла.

 

Риски проектного финансирования

 

В настоящее время проектным финансированием в основном занимаются наиболее подготовленные, крупные банки. Они опираются на собственные ресурсные возможности и знание своего клиента. Для снижения рисков при проектном финансировании банку необходимо выработать соответствующий внутренний механизм оценки кредитоспособности. Основная особенность здесь заключается в том, что помимо оценки факторов, влияющих на возможность предприятия-заемщика вернуть долг, оценивается также кредитоспособность самого финансируемого банком проекта. При этом должны учитываться следующие моменты:

- наличие контроля банка над проектом;

- наличие независимой экспертизы выполнимости проекта;

- опыт менеджмента в реализации подобных проектов;

- финансовые показатели модели проекта.

В отличие от обычного кредита, при котором заемщик или организатор проекта берет на себя полностью все риски, при проектном финансировании риски распределяются между заемщиком, кредитором и, как правило, третьей стороной. Гарантией кредита выступает только экономический эффект от реализации проекта (плюс к этому в дополнение в качестве залога могут выступать активы заемщика, но их размер не сопоставим со стоимостью проекта).

Самый значительный риск в финансировании проекта - риск недофинансирования. Этим утверждением можно еще раз подчеркнуть важность всех мероприятий проводимых на прединвестиционной стадии для детальной проработки проекта. Повышение инвестиционной привлекательности и детальная проработка - необходимость для возникновения "железной" уверенности в реализации проекта как у кредитора, так и у инициатора (владельца) проекта.

Риски (как и доход) от проекта спонсор делит с различными классами привлеченных инвесторов (держателями акций и кредиторами различных уровней), поэтому, при вложении средств в проект, инвесторы, прежде всего, смотрят на доходность проекта для отдельной компании, а не на способность спонсора возместить ущерб, в случае, если проект провалится.

Существует несколько типов рисков проекта:

Риски на стадии дизайна и конструкции.

Риски стадии операционной деятельности.

Причина такого деления в том, что набор и влияние рисков зависят от стадии реализации проекта.

Работа по управлению рисками проектного финансирования состоит из 3-х стадий:

Идентификация и анализ работы по созданию технико-экономического обоснования проекта.

Распределение - коммерческие риски обычно контролируются частным сектором, политические - государством, неконтролируемые риски делятся с целью привлечения каждого участника проекта к уменьшению этого риска.

Текущее управление - главное правило кредиторов: чем больше взятые риски, тем больше нужда в информации по текущей деятельности проекта. Информационный поток достигается наложением отчетных обязательств и контролем денежных потоков должника.

Риск стадии дизайна и конструкции - риск завершения: проект может быть не достроен либо достроен, но с гораздо более высокими затратами, чем ранее планировалось.

Минимизация риска производится через:

- спонсорские гарантии об оплате всех долгов и ущерба в случае незавершения строительства;

- обеспечение глубокой финансовой заинтересованности спонсоров;

- развитие проекта по твердым ценам и твердому расписанию «под ключ»;

- получение мнения независимых экспертов о дизайне и конструкции проекта на разных этапах строительства.

Риск стадии операционной деятельности - ресурсный риск: риск отсутствия адекватных ресурсов для приведения проекта к рентабельности (например, недостаточные запасы сырья или материалов и др. Этот риск минимизируется:

- предварительными отчетами экспертов;

- подписанием долгосрочных договоров, которые могут менять требуемое количество поставки;

- гарантиями минимального использования;

- применением ритейнерной системы - клиент платит частично еще до поставки товара.

Операционные риски - например, риски ресурсов и опыта оператора, неэффективности операций, дефицита рабочей силы. Эти риски минимизируются тщательным подбором оператора, чья работа гарантирована "облигациями успеха".

Риск рынка - риск отсутствия спроса на продукт проекта по цене, делающей оплату долга возможной. Снижение риска проводится через форвардные контракты на продукцию.

Риски, существующие как на стадии дизайна и конструкции, так и на стадии операционной деятельности:

1. Риск спонсоров - риск изменения кредитоспособности спонсоров и их способности выполнения текущих задач проекта. Разрешается анализом кадровой, финансовой и технической политики и репутации спонсоров.

2. Технический риск - риск технических затруднений в процессе конструкции и обнаружения дефектов в момент операционной деятельности. Минимизируется путем выбора консервативных и тестированных технологий, получением экспертного мнения и обязательств спонсоров регулярно вкладывать в проект определенную сумму.

3. Политический риск - риск географической нестабильности и государственного неподчинения обязательствам. Нивелируется путем: соглашения о государственном невмешательстве; юридических консультаций о соблюдении законов в странах операционной деятельности; политического страхования; использования финансирования международных банков, кредитных агентств, банков развития; проведения денежных потоков через безопасные страны.

4. Риск форс-мажор - нивелируется путем проведения исследований о возможности таких рисков, страхования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На развивающихся рынках проектное финансирование дает возможность хорошо структурированным и экономически обоснованным проектам быть реализованными даже в том случае, когда организаторы проекта не в состоянии предоставить необходимый объем финансирования и взять на себя все риски связанные с реализацией проекта. Разработанный механизм разделения инвестиционных затрат, рисков и вознаграждения между заинтересованными сторонами позволяет повысить вероятность привлечения необходимых средств, и соответственно, реализацию проекта.

Проектное финансирование позволяет мобилизовать значительные средства для реализации отдельных проектов, однако требует значительной работы по выявлению и минимизации рисков. Каждый проект имеет свой набор рисков; простых универсальных правил для работы с ними не существует.

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.

Для повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора,  
усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков Правительством РФ и Центральным банком РФ принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг, повышение ликвидности государственных гарантий в целях проектного финансирования и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Балабанов А. И., Балабанов И. Т. Финансы. - СПб.: Питер, 2002. - 192 с.

Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.

Бочаров В. В. Инвестиционный менеджмент. -- СПб: Питер, 2000. -- 160

Вахрин П. И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Маркетинг, 2000. - 347 с.

Вахрин П. И. Инвестиции. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 384 с.

Галицкая С. В. денежное обращение, кредит, финансы. - М.: Международные отношения, 2002. - 345 с.

Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» от 5.04.2005

Зимин И. А. Реальные инвестиции. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Экмос», 2000. - 467 с.

Игошин Н. В. Инвестиции: организация управления и финансирование. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. - 413 с.

Катасонов В.Ю. Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России. - М.: Анкил, 2001. - 312 с.

Ковалев В., Валдайцев С. Инвестиции. - М.: ТК «Велби», 2003. - 440 с.

Лебедев П., Чучкевич М. Проектное финансирование // Директор. - №9, 2002. - с. 11

Морозов Д.С. Проектное финансирование: управление рисками. - М.: Анкил, 2001. - 120 с.

Паренская М. Сбербанк готов кредитовать самые смелые проекты по новым схемам // Волга. - № 20, 2005. - с. 13

Финансовый менеджмент / Под ред. А. М. Ковалевой. - М,: ИНФРА-М, 2002. - 284 с.

1 Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - с. 1140

2 Вахрин П. И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Маркетинг, 2000. - с. 189


Информация о работе Содержание и роль проектного финансирования