Содержание и формы собственности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В условиях исчерпавшего свои возможности социализма было установлено, что любое действие по приближению людей к собственности немедленно давало толчок к повышению эффективности производства: подрядовые бригады на селе без дополнительных вложений на одну треть повышали производство продукции; арендные коллективы умудрялись за один год достичь таких производственных результатов, каких в обычных условиях не удавалось достичь и за 10 лет.
Процветание же стран с развитой рыночной экономикой, в которых главная фигура - человек, частный собственник, бесспорно доказало, что причины заключены в пороках социалистической экономики с ее искажением форм и видов собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Содержание и формы собственности в рыночной экономике.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности.      Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства,  формировали  органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права распоряжаться своей продукцией,  поскольку основная ее часть поступала государству по установленным им ценам.

Отсутствие подлинно  хозяйского  отношения к производству так или иначе препятствует его  нормальному функционированию. Конечно, директор и службы  управления предприятий стремятся к тому,  чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы,  а управляющий - в сохранении своей должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Собственность и экономические интересы.

 

С проблемой собственности  теснейшим  образом  связано  правильное понимание и  использование категории " экономический интерес ".  Еще у А.Смита мы читаем:  " Не от благожелательности мясника,  пивовара  или булочника ожидаем  мы  получить  свой обед,  а от соблюдения ими своих собственных интересов  ".  Под  экономическими  интересами  понимается стремление людей  к удовлетворению своих объективных материальных потребностей. Из приведенного высказывания  видно,  что  А.Смит  видел в экономических интересах стимул к производству,  побуждающую силу к обмену и удовлетворению различных потребностей людей в условиях  общественного разделения труда.

В любом обществе имеет место  сложное сплетение экономических  интересов. В  значительной степени  они выступают как социальные противоположности. Так,  частные  владельцы заинтересованы в росте  прибыли  за счет сокращения  заработной платы наемных рабочих.  Напротив,  рабочие заинтересованы в росте заработной платы, невзирая на уменьшение прибыли. Противоречия экономических интересов ярко проявляются во всех формах конкурентной борьбы.

Но, стремясь к удовлетворению собственных  интересов, предприниматели вынуждены обеспечивать условия для  соблюдения  интересов  других слоев общества.  Не удовлетворив интересы потребителя,  не может удовлетворить свои интересы и производитель.  Таков непреложный закон  рыночной экономики.

В условиях нашего  переходного  общества  экономические  интересы также приобретают  достаточно сложную структуру.  Они выступают в виде гаммы, в которой в упрощенном плане можно выделить: во-первых, интересы индивидуальные, во-вторых, коллективные (групповые), в-третьих, региональные, в-четвертых, всенародные.

В современных   условиях  значительно  расширилась  самостоятельность  предприятий. В интересах общества желательно использовать значительную часть ресурсов на расширение производства, обновление техники. А коллективный интерес работников толкает их на то, чтобы прежде всего рос фонд заработной платы.

В связи с этим возникает вопрос об иерархии интересов. Концепция, что  на  первом плане должны стоять интересы всего общества, затем - коллективные интересы, а индивидуальные интересы должны быть  подчинены интересам более высоких рангов,  оказалась небезупречной. Если экономические интересы - это движущая сила,  то их  удовлетворение на нижней ступени - это фундамент всех побудительных факторов роста производства, а следовательно, и удовлетворения потребностей коллективов, регионов и всего общества.

Рыночная экономика более приспособлена  для оптимального соотношения между  различными рангами интересов,  в  особенности когда стихийные  регуляторы удачно дополняются административными.

Проблема экономических  интересов  теснейшим  образом  связана  с принципами экономической реализации прав собственности,  т.е.  какие и сколько материальных  и  духовных  благ достается собственнику средств производства.

В условиях  рыночного  хозяйства  система экономической реализации права собственности призвана стимулировать  наиболее  эффективное  использование средств производства.     

 

Глава 2. Правовые аспекты  собственности в рыночной экономике.

2.1. Госсобственность в переходный период

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию  опорного звена всей хозяйственной цепи.  Набирающий обороты процесс приватизации,  ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Это относится прежде всего к  крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего  государства. Очевидно, что в РК транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны  еще долго оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки,  особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов,  доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.

В рекомендациях  различных авторов  доля государственной собственности  должна сократиться до 50 и даже  30%  основных  производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции  в народном хозяйстве РК,  и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Важная проблема  в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К  концу 1990 г.  в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%.  С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился,  так как многие предприятия-дублеры оказались по разные  стороны новых государственных границ.

Понятно, что демонополизация производства,  основанного на  государственной  собственности,  -  это  долгий и сложный процесс.  Отчасти преодоление монополизма может осуществляться   путем   разукрупнения предприятий, механического раздела их на части.  Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

Можно предположить,  что преодоление  монополизма пойдет  за  счет диверсификации производства  на действующих предприятиях,  которым под силу использовать свободные  мощности (или расширять  действующие)  для выпуска дефицитных товаров.

В преодолении монополизма может  играть положительную роль использование  опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные  законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"),  в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм,  если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950  г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния.  За нарушение антимонопольных законов предусмотрена  уголовная ответственность  (штраф  до 100 тыс. долл.  с должностного лица и тюремное заключение до 3  лет).  Суд  может  заставить  компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма.  В  США при монополизации одной фирмой 90%  рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы,  при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30%  рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20%рынка, в Норвегии и Индии-25%.

2.2. Общие перспективы развития организационно-правовых форм собственности.

В процессе  формирования  рыночных отношений доля государственной  собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы  индивидуальной и коллективной собственности:  индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной  ответственностью,  акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Различные формы  собственности,  функционирующие  в общей системе  экономических отношений,  не могут  быть изолированными друг от  друга.  Преодолевая свою  специфику,  они  неизбежно переплетаются.  На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм  хозяйствования.  Так,  в  российских  АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

Фермерские хозяйства  (это  индивидуальные предприятия) во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с  колхозами и совхозами,  у которых они " унаследовали" землю и определенную часть средств производства.

В настоящее  время  в  нашей  стране полным ходом идет переход  на "рельсы" рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты.

 

 

 

 

2.3. Правовое регулирование отношений собственности в Республике Казахстан.

 

Согласно Гражданскому Кодексу  РК, право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Право собственности передается другому лицу со всеми обременениями, имевшимися на момент совершения сделки. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.     

Право владения представляет собой  юридически обеспеченную возможность  осуществлять фактическое обладание  имуществом.

Право пользования представляет собой  юридически обеспеченную возможность  извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоды. Выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах.

Право распоряжения представляет собой  юридически обеспеченную возможность  определять юридическую судьбу имущества.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать это  имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Осуществление собственником своих  правомочий не должно нарушать прав и  охраняемых законом интересов других лиц и государства. Нарушение прав и законных интересов может найти выражение, наряду с иными формами, в злоупотреблении собственником своим монопольным или иным доминирующим положением.

Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав.

Право собственности бессрочно. Право  собственности на имущество может  быть принудительно прекращено только по основаниям, предусмотренным Гражданским  Кодексом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, и не может в одностороннем порядке переложить такое бремя на третье лицо.

Частная собственность выступает  как собственность граждан и  негосударственных юридических лиц и их объединений.

В частной собственности может  находиться любое имущество, за исключением  отдельных видов имущества, которые  в соответствии с законодательными актами не могут принадлежать гражданам  или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничивается.

Государственная собственность выступает  в виде республиканской и коммунальной собственности.

Республиканская собственность состоит  из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами в соответствии с законодательными актами.

Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют государственную казну Республики Казахстан.

 Коммунальная собственность  состоит из местной казны и  имущества, закрепленного за коммунальными  юридическими лицами в соответствии  с законодательными актами. Средства  местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют местную казну.

Имущество, находящееся в государственной  собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления.

 Земля, ее недра, воды, растительный  и животный мир, другие природные  ресурсы находятся в государственной  собственности. Земля может находиться  также в частной собственности  на основаниях, условиях и в  пределах, установленных законодательными актами.

 

Заключение

СОБСТВЕННОСТЬ -  это общественное отношение. Без отношения других лиц к принадлежащей собственнику вещи как к чужой не было бы и отношения к ней самого собственника как к своей. Содержание собственности как общественного отношения раскрывается при посредстве тех связей и отношений, в которые  собственник  необходимо  вступает  с другими людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления  материальных благ.

По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.

         Основополагающее значение право собственности в рыночной экономике имеет для всех форм хозяйственной деятельности,  в особенности  для индивидуального предпринимательства. Утверждение и неукоснительное соблюдение правовых норм  собственности -  это  тот  фундамент,  от состояния которого зависит прочность всех элементов свободного рынка. До тех пор пока не будет утверждена и законодательным образом защищена рыночная система собственности,  бывшие социалистические страны будут сталкиваться с большими,  или даже непреодолимыми трудностями в создании нормально функционирующей рыночной экономики.

Информация о работе Содержание и формы собственности в рыночной экономике