Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:05, реферат
Казахстанская экономика не стала исключением, в ней есть место как для
«нормальной» экономики, так и для теневой экономики.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Введение………………………………………………………….………2
I Глава 1. Определение теневой экономики и формы ее проявления …3
1.1 История появления, предпосылки к ее появлению……………..3
1.2 Три основные блока разделения теневой экономики…………..3
1.3 Источники функционирования ………………………………… 4
1.4 Криминальная «пирамида» ………………………………………6
II Глава 2 Механизм функционирования теневой экономики……….…9
2.1 Основные схемы функционирования теневой экономики…….9
2.2 Общая структура ведения теневой деятельности…………….11
2.3 Следствия формирования криминальных кланов……………..14
2.4 Коррупция госаппарата………………………………………….15
III Глава 3 Создание правовых, экономических условий по сокращению теневой экономики…………………………….…….……………
3.1 Налоговая система – тормоз экономических преобразований.19
3.2 Проведение легализации капиталов в Казахстане…………….20
3.3 Экономические и политические последствия легализации капиталов в
Казахстане …………………………………………….21
Заключение………………………………………………………..…… 26
Корни разрастания теневой экономики
развивались в 80-х годах, во времена окончательной
деградации административной системы.
Новое поколение политических руководителей
России променяло “власть на собственность”.
Достоверного анализа на этот счет нет,
однако, если принять подобную гипотезу
в качестве рабочей, то этот разрушающий
национальную экономику образ хозяйствования
становится более понятным.
За спорами последних лет о реформах
и контрреформах, о том, что преобразования
идут плохо или вообще остановились, общество
упускает совершенно очевидную реальность
- реальность формирования системы высококриминализированных
экономических отношений, характеризующихся рядом признаков.
Это, прежде всего, огромный вес
“теневого” сектора, огромная роль неформальных
и внеправовых отношений.
Это образование в экономической сфере
кланов - устойчивых властно- хозяйственных
структур, имеющих “крышу” в виде того
или иного государственного властного
органа, распоряжающихся крупными суммами
накопленного разными путями капитала
и ведущих широкомасштабную коммерческую
деятельность.
2.3 Следствия формирования криминальных кланов.
Однако из следствий возникновения
подобных кланов - блокирование конкуренции
на финансовых рынках, на рынках основных
групп товаров и даже во внешней
торговле.
Другое печальное следствие формирования
кланов - узкой прослойки людей, присваивающих
колоссальные доходы - обнищание огромной
части населения.
Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.
Четвертое следствие - перераспределение национального дохода в пользу элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.
Пятое следствие - утечка казахстанских капиталов за границу.
Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико- политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.
2.4 Коррупция госаппарата
О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов, свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд.
С другой - постоянно недофинансирующиеся
расходы на социально- культурные нужды,
здравоохранение и оборону. Подобного
рода экономическая система не представляет
ничего принципиально нового в экономической истории. Ее аналоги существуют
в России, Украине и множества других пост-
советских государств. И мировой опыт
свидетельствует, что выйти из подобной
ловушки очень сложно.
Реальные решения связаны с очень серьезными
усилиями, в том числе с политическими.
Действительно реалистичный рецепт - продвижение
по пути демократизации всех социально-экономических
процессов, повышение ответственности
исполнительной власти перед парламентом,
усиление судебной системы и правоохранительных
органов в целом, жесточайшая борьба с
коррупцией в госаппарате.
Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.
Нетрудно было также предвидеть, что при разделении
экономики на государственный и частный
секторы возникнет теневой переток государственных
средств в коммерческие структуры. Это
прогнозировалось еще в 1991 году.
Произошло то, что и предсказывалось. Директора
предприятий, обычно через подставных
лиц создавали бесчисленные кооперативы,
малые предприятия, на счета которых перекачивали
часть финансовых средств. Параллельно
произошло сращивание интересов коммерческих
структур и органов власти и управления,
вследствие чего значительная часть бюджетных
средств и сейчас используется не по назначению,
бесконтрольно.
Легализация теневой экономики
становится необходимым фактором для
обеспечения жизнедеятельности отечественного
производства. Средний слой
“теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации
своих доходов законными способами. Если
государство посредством изменения действующих
норм и законов проведет амнистию в отношении
тех средств, которые были выведены из-под
налогообложения, казахстанская экономика
получит значительные инвестиции. Все
понимают, что из экономического кризиса
без инвестиций не выйти. А кризис, в свою
очередь, наиболее остро проявляется в
инвестиционной сфере: Объем капиталовложений
сокращается быстрее, чем производство,
на протяжении всего хода социально- экономических
преобразований.
Расчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники инвестирования?
Возьмем, к примеру, наших казахстанских
“челноков”. По имеющимся данным, несмотря на сложнейшие
условия своего бизнеса, сегодня они обеспечивают
20-25% импорта республики. В 1995 году на плечах
“челноков” было ввезено в страну товаров
на сумму, превышающую $9 млн.; для сравнения
- экспорт нефтепродуктов “потянул” на
$12 млн. Именно деятельность
“челноков” стимулирует иностранное
производство - создаются новые рабочие
места в Турции, Китае, Польше и т.д.
III Глава 3 Создание правовых
экономических условий по
3.1 Налоговая система – тормоз экономических преобразований
Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.
Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.
Легализация капиталов - это, прежде всего, политическая акция, так как она способна оздоровить общественную атмосферу, являющуюся фактором политической стабильности, повышения уровня доверия населения к государственным органам.
3.2 Проведение легализации капиталов в Казахстане
В Казахстане с середины июня
началась легализация капиталов. Акция
была рассчитана на 20 дней. "Амнистированы"
были все средства, полученные от незаконной
предпринимательской деятельности, при
нарушениях банковского и налогового
законодательства. При переводе теневого
капитала в экономику страны, государство
освобождало капиталы от налогов, а их
владельцев - от уголовной и административной
ответственности. Любой казахстанец, пожелавший
участвовать в легализации, мог открыть
специальный счет в отечественном банке
второго уровня и перевести туда деньги.
Закон гарантировал неразглашение информации
о владельцах банковских счетов и оставлял
за ними полное право распоряжаться легализованными
деньгами по своему усмотрению.
Правоохранительные органы не могли проводить
проверочные, оперативно- розыскные и
другие мероприятия на основе данных,
полученных во время легализации.
3.3 Экономические и политические
последствия легализации
Казахстане
Экономические последствия :
По состоянию на 14 июля на спец.счета
было зачислено 70 млрд. 447 млн. 834 тысячи
108 тенге, или в пересчете по курсу Национального банка на
14 июля - 480 млн. 217 тысяч 1 доллар.
Из них половина легализованных
средств поступила на спец.счета в последние
три дня легализации, которым, кстати,
предшествовали суровая по тону главы
государства встреча с казахстанскими
предпринимателями и героическое
самопожертвование министра государственных
доходов Зейнуллы
КАКИМЖАНОВА, публично покаявшегося в
предпринимательских грехах. После этих
мероприятий стало ясно, что концовка
легализации будет ударной. За один день
13 июля в банки было сдано средств на 20
млрд. тенге (примерно 140 млн. долларов),
то есть годовой оборонный бюджет Казахстана!
Более 82% легализованных денег поступило
наличными долларами, 11,4% были переведены
из-за рубежа, а 6,5% сдали в наличных тенге.
(см. Приложение 1).
Всего было выдано 2928 свидетельств о легализации денег. Основная часть средств - 80% была оприходована банками в Алматы и Алматинской области. На Акмолинскую область пришлось 6,6%, Карагандинскую - 5,2%, выделились также Актюбинская и Павлодарская области. На 9 крупнейших банков страны пришлось 94% всех поступлений, так что банкирам теперь нужно либо срочно увеличивать свои капиталы, чтобы сохранить устойчивость банков, либо просить своих клиентов забрать побыстрее эти деньги обратно. Однако уже известно, что 50-70% владельцев легализованных средств намерены оставить деньги в банках, и правильно сделают - при среднем размере депозита в 164 тысячи амнистированных долларов можно жить без материальных проблем и на проценты с вклада.
Впрочем, в Национальном банке Республики Казахстан не расценивают поступившие от легализации средства как угрозу для денежно-кредитной политики в целом или как причину для роста инфляции. Здесь полагают, что поскольку легализовывались в основном наличные деньги, ранее уже находившиеся в обороте, то от их перемещения в банки ничего особо не изменится.
Политические последствия акции
легализации капиталов:
1. Сохранение политической стабильности
внутри государства. По мнению аналитиков
одним из возможных рисков в связи с осуществлением амнистии капиталов
было возникновение негативного резонанса
в общественном мнении
(данные экспертного опроса, проведенного
Социологической службой ЦААПИ).
Как известно, государственное прощение
лиц, ассоциированных в народном сознании
с образом грабителей, могло вызвать резонное
негодование низкооплачиваемых трудящихся
и пенсионеров. Однако, несмотря на то,
что
68,73 % населения, принимавших участия в
опросе, проведенном "Конком-
2Евразия", знали о предстоящей акции,
широкомасштабных выступлений против
ее осуществления не произошло. Основными
причинами этому послужили:
а) пессимистическое отношение
основной части населения республики
к данному процессу.
Социологические опросы показывают, что
в обществе наблюдался баланс противников
и сторонников данной акции.
Так, 37,11% респондентов одобряли данную
политику, в то время как 25,09% высказались
против. Одним из факторов, повлиявших
на настроение граждан республики, стало
преобладание мнения о том, что легализация
не внесет каких-либо существенных изменений
(40,21%). По мнению 32,99% респондентов, принимавших
участие в опросе, проведенном "Конком-2Евразия",
основной целью данной политики выступает
отмывание денег заинтересованных лиц,
с этим согласны и эксперты (63%), в то время
как лишь 0,34% населения высказались за
то, что она направлена на улучшение благосостояния
населения. До проведения амнистии уровень
доверия населения правящей власти был
не высок,
34,71% респондентов ответили, что не стали
бы легализовать деньги, если бы у них
они были, тогда, как 26,12% ответили положительно.
б) компромисс между политическими
силами, отсутствие разногласий между
политическими партиями. Быстрое утверждение
парламентом продления срока легализации
демонстрирует наличие согласия, как между
депутатами, так и между фракциями партий. Особую активность
проявляла Коммунистическая партия, однако
многие аналитики склонны считать, что
это в большей степени связано с борьбой
за лидерство внутри партий.
2. Налаживание контактов между бизнес-элитой
и политической элитой.
Последствием этого процесса может стать
открытость процесса принятия решений,
а также участие бизнес-элиты в нем.
3. Имидж государства. Несмотря на многочисленные
прогнозы, что данная акция нанесет ущерб
имиджу государства, мировое сообщество
соблюдало нейтральную позицию. Вместе
с тем ряд развитых государств, в частности
США, Франция в свое время также использовали
принцип легализации капиталов для улучшения
состояния экономики страны, а также для
возвращения денег из-за рубежа.
Кроме того, заложенные механизмы, не позволяющие амнистировать деньги, полученные незаконным путем, а также гарантии, предоставляемые для лиц, легализующих свой капитал, продемонстрировали главные цели правительства.
Исходя из вышеизложенного,
можно заключить, что "первый этап"
легализации капитала прошел успешно. В
случае успешной реализации "второго
этапа" - вложение полученных денег
в реальный сектор экономики страны и
получение определенных дивидендов, обеспечит
повышение уровня доверия населения государственным
структурам, а также активное участие
предпринимателей в восстановление многих
промышленных структур страны.
Вместе с тем нельзя исключать в недалеком
будущем активизацию партий, прежде всего,
усиления межпартийных разногласий относительно
привлечения к уголовной ответственности
отдельных лиц. В этой связи государственным
структурам следует обратить внимание
на решение вопроса использования капитала,
а также не допущения их возврата за рубеж.
Заключение
Приведенная информация представляет
собой средний обзор масштабов теневой
экономики, но даже эти данные позволяют
понять насколько сильно воздействует
теневая экономика на все сферы нашей
жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось
бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной
экономической системы, которая сложилась
в нашей стране, теневая экономика просто
не могла не возникнуть.
В отношении теневой экономики нужны два
вида действий. С одной стороны, предстоит
с ней “бороться”, а это функция правоохранительных
органов, которую они должны выполнить
как можно лучше.
С другой - вводить “тень” в стандартные
размеры посредством легализации, причем
так, чтобы это пошло на пользу отечественному
производству.
Сегодняшняя экономическая политика по
отношению к предпринимателю выражена
очень просто: “Мы тебя будем давить, а
ты выживай как хочешь”. Поэтому предприниматель
оказывается перед дилеммой: либо нарушить
закон, либо разориться.
И чтобы теневая экономика не росла, необходимо
добиваться существенных изменений в
экономической политике, которая обеспечит
нормальные условия для функционирования
отечественных производителей.
Информация о работе Создание правовых, экономических условий по сокращению теневой экономики