Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 06:58, контрольная работа
Целью данной работы является изучение спроса, закона спроса, его детерминантов и эластичности спроса.
Исходя из цели, формируются задачи данной работы:
1) дать определение спросу, проанализировать его кривую;
2) объяснить формулировку закона спроса;
3) перечислить виды спроса и факторы, влияющие на его изменения;
4) провести анализ детерминантов спроса
определить понятие эластичности спроса
Введение.............................................................................................................
Спрос. Понятие и график..................................................................................
Закон спроса.....................................................................................................
4. Детерминанты спроса....................................................................................
Эластичность спроса.......................................................................................
Заключение........................................................................................................
Список литературы......................................
Ценовая эластичность спроса.
В экономической теории мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью .
Мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги, называется ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА или ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ЦЕНЕ.
Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1%.
Спрос эластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на них упадет на 15% или при снижении цены на 25% величина спроса повысится на 40%, говорят, что спрос на этот товар окажется эластичным по цене.
Спрос неэластичен , если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 49%, а объем спроса снизится только на 19%, можно будет сделать вывод, что спрос на растительное масло неэластичен по цене.
Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для предпринимателей, целью которых является увеличение дохода, или выручки от продажи товара, которую можно подсчитать, умножив цену одной единицы товара на количество реализованных товаров:
Y=PxQ
где Y — доход, или выручка от продажи товаров; Р — цена единицы товара; Q — количество проданного товара.
Если спрос на товар эластичен, как в рассмотренном случае с велосипедами, то можно составить следующую схему:
если Р, то Q; в большей степени, чем растет цена, или если Р; , то Q в большей степени, чем падает цена (стрелки показывают соответственно рост () или снижение ()).
В случае же, когда спрос неэластичен, например спрос на все сорта растительного масла, то если P, то Qв меньшей степени, чем снижается цена, или если Р, то Q в меньшей степени, чем растет цена.
Следовательно, производители велосипедов для увеличения доходов должны снизить цены на них, а производители растительного масла, наоборот, повысить.
Проиллюстрируем эластичность спроса по цене с помощью кривых спроса. Рисунок показывает, что в результате снижения цены на 1/3 — с 6 р. до 4 р. — объем спроса вырос в 2 раза — с 3 единиц товара до 6 единиц, что привело к росту дохода с 18 до 24 р. Следовательно, спрос на данный товар оказался эластичным.
Рис.№3. |
|
График показывает, что при цене 6 р. объем спроса равен 3 единицам товара. Когда цена снизилась до 4р., объем спроса вырос до 6 единиц. Площадь прямоугольника P1D1Q1О показывает величину дохода, когда цена равна 6р., а площадь прямоугольника P2D2Q2O— доход, когда цена равна 4р. В первом случае площадь прямоугольника меньше, чем во втором.
Рис.№4. |
|
На рис.4 имеем пример неэластичного спроса, так как снижение цены в 2 раза привело к незначительному увеличению спроса — всего на 1/3, поэтому общий доход производителей уменьшился с 18 до 12 p.
Снижение цены с 6р. до 3 р. привело к тому, что объем спроса вырос с 3 до 4 единиц товара. Снижение цены привело к падению дохода от продажи товара, т. е. площадь P1D1Q1О>P2D2Q2О.
Особый случай представляет собой единичная эластичность спроса. Она предполагает, что повышение цены товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается на 1%. Следовательно, единичная эластичность подразумевает, что любое изменение цены товара или услуги сопровождается обратно пропорциональным изменением величины спроса на данный товар (услугу).
Рис.№5. |
|
Кривая спроса при единичной эластичности представляет собой гиперболу (рис.5).
График показывает, что понижение цены в 2 раза ведет к увеличению объема спроса в 2 раза. Площади прямоугольников равны, т. е. выручка от продажи товаров остается неизменной при любой цене.
Сведем выводы, сделанные нами на основании анализа рисунков, в таблицу (см. табл. ). Она дает основание сделать вывод о том, что когда цены и доход изменяются в противоположных направлениях, следует говорить об эластичном относительно цены спросе. Если же доход и цены изменяются в одном направлении, спрос относительно цены неэластичен. В случае когда изменение дохода не происходит при изменении цен, мы имеем дело со спросом, характеризующимся единичной эластичностью.
Заключение.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами;
Спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения;
Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.
Список литературы
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л. 2005. – 732 с.
2. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учеб. пособие / Под ред. И.К. Беляевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 256 с.
3. Курс экономики: учебник для вузов / Под ред. Б.А. Райзберга. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2003. – 672 с.
4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидорович. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 832 с.
5. Основы экономической теории: Учебник 10-11 классов общеобразовательного учреждения для глубокого изучения экономики // С.И. Иванова. Книга 1 – М.: Вита-Пресс. 1999. – 336 с.
6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005 – 672 с.
Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2003. – 592 с.
http://www.yaklass.ru
http://www.grandars.ru
1 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидорович. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 832 с.
2 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005 – 672 с.
3 Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л. 2005. – 732 с
4 http://www.grandars.ru
5 http://www.yaklass.ru