Сущность и виды инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

У правительства существует одна обязанность, которая в наши дни привлекает к себе почти столько же внимания прессы и общественности, сколько все остальные, вместе взятые, - это обязанность предотвращать, устранять или каким-то образом контролировать инфляцию и спады производства.

Содержание

Введение 3
1. Обзор литературы 5
2. Сущность и виды инфляции 7
3. Основные методы антиинфляционной политики 14
4. Особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь 19
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над  инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко-, средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.

Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать  окончательную победу над ней» в  современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика  инфляционная по своей сути. Поэтому  роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы  сделать инфляцию управляемой, а  ее уровень достаточно умеренным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности  инфляционного процесса в Республике  Беларусь

 

В современном мире инфляция является одной из главных причин, оказывающих отрицательное влияние  на развитие экономики и общества в целом. Макроэкономисты считают ее опасной проблемой, вызывающей структурные диспропорции в различных сферах рыночного хозяйства. Однако такой проблемой она становится только при достаточно высоких уровнях, поэтому во многих странах с ростом цен в 2–5 % она не вызывает серьезного беспокойства.

В Республике Беларусь данная проблема на протяжении длительного периода сохраняет свою актуальность, поскольку периоды снижения цен периодически сменяются их быстрым ростом.

Заметным является и опережение в темпах инфляции по сравнению со многими странами.

В связи с этим представляет интерес вопрос об особенностях белорусской  инфляции, прежде всего тех, которые  проявляются через известные механизмы инфляции спроса, издержек, внешней торговли.

Анализ статистических данных, научной литературы, данных периодики позволяет сделать следующие выводы.

Факторами, объясняющими механизмы  инфляции в Республике Беларусь, являются:

1. Изменение цен на энергоносители. (Резкое повышение российскими экспортерами цен на нефть и газ, от импорта которых зависит белорусская экономика, приводит к росту издержек внутри страны, ярким примером является энергетический шок 2007 г.).

2. Рост заработной платы темпами, опережающими темпы роста производительности труда. Рост реальной заработной платы увеличивает издержки, что оказывает давление на цены и способствует раскручиванию спирали «заработная плата – цены».

3. Влияние обменного курса. Когда курс национальной валюты падает (в номинальном выражении), происходит удорожание всех импортных товаров, что ведет к усилению внутренней инфляции. Особенно значимым этот фактор выступает в периоды девальваций после длительного сдерживания падения курса.

Примером является период после девальвации 2011 года.

К факторам увеличения давления на обменный курс на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь экономисты относят рост доходов населения  и повышение доступности банковского кредита на потребительские цели, что вместе вызывает предпочтение импорта, а также ведет к росту сбережений в иностранной валюте, в том числе и вне банковской системы.

Существенная часть экспорта Республики Беларусь чувствительна к колебаниям цен на внешних рынках, что делает развитие внешнего сектора в значительной мере зависимым от внешней конъюнктуры.

Это означает, в частности, что любые серьезные внешние  шоки как на стороне предложения (напри-мер, существенное повышение цен на энергоносители), так и на стороне спроса (например, снижение мировых и региональных цен по основным товарным группам белорусского экспорта) могут негативно повлиять на предложение иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь, что, в свою очередь, создаст давление на обменный курс белорусского рубля и в конечном итоге окажет отрицательное влияние на инфляционные процессы в стране.

4. Взаимосвязь между увеличением  денежной массы и ростом инфляции, подтверждающая несоответствие требованиям монетарного правила.

5. Инфляционные ожидания. С учетом скачков цен в последние  два десятилетия, следует ожидать,  что инфляционные ожидания национальных экономических агентов остаются высокими, что усугубляет проблему инфляции и, в отличие от других факторов инфляции, трудно прогнозируются.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что инфляция в  Республике Беларусь развивается как через механизм спроса (факторы роста денежной массы, инфляционных ожиданий домохозяйств и др.), так и через механизм инфляции издержек (факторы цен на энергоносители, роста зарплаты).

 

 

 

 

 

Заключение

 

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего. Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.

Анализ белорусского опыта  антиинфляционной политики в   контексте международных   сопоставлений   позволяет   сформулировать    принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим.

1. С учетом финансовой  и экономической ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси   является   прямое   инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

2. При осуществлении таргетирования  инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период. Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития.  Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может   создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых   перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная   неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции   в   контексте необходимости   достижения   целей   прогнозов   и    программ    социально-экономического развития страны.

3. Для обоснования целевого  значения инфляции необходимо применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные   на   уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах. При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и методам должны быть включены в общую схему много итерационных расчетов и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.

4.  Использование изложенного выше подхода позволяет говорить   о целесообразности постепенного снижения уровня   инфляции   в   Республике Беларусь, что позволит осуществить необходимые структурные изменения в производстве, ценообразовании, финансовой сфере и т.д. При этом для достижения целевых показателей инфляции следует использовать факторы как со стороны спроса, так и со стороны издержек. В целом главными составляющими антиинфляционной политики   в    Беларуси    являются: монетарная    политика; политика ресурсосбережения и снижения транзакционных издержек; политика цен.

Таким образом, реализация предлагаемого подхода к снижению уровня инфляции в   Беларуси   предполагает   активное   участие   государства   в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным   банком.   Недопустимы   межведомственная   разобщенность    и стремление реализовать ведомственные интересы в ущерб общегосударственным. Сбалансированность и скоординированность отдельных целей, которые реализуют отдельные ведомства, должны обеспечиваться в процессе подготовки прогнозно-программных документов и, в первую очередь, при разработке   прогноза социально-экономического развития, государственного   бюджета, основных направлений кредитно-денежной политики на очередной год.  Между   этими документами должна быть обеспечена полная сопряженность. В дальнейшем, при реализации указанных документов, необходимо обеспечить их   максимально возможное выполнение каждым органом государственного   регулирования   в соответствии с их законодательно определенной компетенцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Деньги кредит банки Расчетное задание по курсу Кочергина Е.П. 2007 г
  2. Деньги. Кредит. Банки: учебник/ под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт. – 2005. – 620 с.
  3. Деньги. Кредит. Банки: учеб. посбие/ под ред. В.И. Тарасова. – Мн.: Мисанта. – 2005. – 512 с.
  4. Деньги. Кредит. Банки: учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Юрайт. – 2004. – 464 с.
  5. Деньги. Кредит. Банки: учебник/ под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи. – 1999. – 436 с.
  6. Деньги. Кредит. Банки: учебник/ под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ. – 2003. – 527 с.
  7. Пелих. С. А. Антиинфляционная политика государства в переходной экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://dspace.uabs.edu.ua/bitstream/123456789/610/1/probl %20ta %20persp %20N22 %201.pdf.
  8. Криворотов, Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в сред-несрочной перспективе / Д. Криворотов // Банков-ский вестник. – 2007. – № 1. – С. 26–34
  9. Теория финансов: учеб. пособие/ Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь [и др.] – Мн.: Выш. шк., 1997. - 368 с.
  10. Теория финансов: учеб. пособие/ Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина [и др.]; под ред. Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2006. - 351 с.

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и виды инфляции