Сущность и цели национализации и приватизации собственности. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода, прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий. Именно приватизационная реформа стала «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной экономической реформы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что приватизационная реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической нецелесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Сущность и цели национализации и приватизации собственности…
Понятие приватизации и национализации государственного и муниципального имущества.………
Развитие законодательства РФ о приватизации государственного и муниципального имущества
ГЛАВА II. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России…………
2.1 Этапы и итоги приватизации, проведенные в ХХ веке в России
2.2 Национализация в ХХ веке в России. Цели и последствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Эконом Теории.docx

— 39.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать  вывод, что законодательство о приватизации содержит как гражданско-правовые, так и административно-правовые нормы, определяющие частные и публичные отношения отдельных лиц. Кроме того, законодательство о приватизации содержит также нормы, регулирующие иные виды отношений: финансово - бюджетные отношения (в части определения нормативов и порядка распределения поступивших от приватизации денежных средств), отношения в части использования объектов культурного или социально-бытового назначения и т.д.

Очевидно, что в данном случае можно говорить только о комплексном  характере законодательства о приватизации, содержащего нормы гражданского, административного, финансового, земельного и иных отраслей права. Каждое из правоотношений, возникающих при приватизации государственного имущества, можно отнести к той  или иной отрасли права, но даже все  вместе они не составят что-либо целостное  и системное.

Основу правового регулирования  приватизации составляют федеральные  законы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.

Далее хотелось бы проследить, как в соответствии с вышеупомянутыми  законами как изменяются основные понятия  и категории приватизации государственного и муниципального имущества.

 

Право собственности от имени  РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей  компетенции. Уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том  числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее  на основе Положения, утвержденного  постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. №691. Т.е. права собственника осуществляет Правительство РФ.

В соответствии с Закона о приватизации 2001 г. функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его  имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.

В отличие от Закона о  приватизации 1997 г., в соответствии, с которым продавцом выступало  только одно учреждение — РФФИ, по Закону о приватизации 2001 г. может быть несколько  подобных учреждений. Однако нужно  отметить, что распоряжением Правительства  РФ от 26 августа 2002 г. № 605-р функции  по продаже федерального имущества  от имени Правительства РФ поручено осуществлять РФФИ.

Отметим, что РФФИ не является органом государственной власти, он выступает в качестве агента государства  и обязан действовать в его  интересах и на наиболее выгодных для него условиях РФФИ — некоммерческая организация. Денежные средства, полученные от приватизации, являются собственностью государства.

Некоторые авторы не согласны с понятием продавец государственного и муниципального имущества, поскольку не все способы приватизации представляют собой разновидность гражданско-правового договора купли-продажи, и обозначают этого субъекта приватизации просто как собственник государственного и муниципального имущества.

Лица, приобретающие объекты  приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества.

Покупателями, как и по Закону о приватизации 1997 г., могут  быть любые физические и юридические  лица, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных  учреждений, а также организаций  с долей государства, муниципальных  образований в уставном капитале более 25 процентов.

Исключение из числа покупателей  унитарных предприятий понятно  — в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной  собственности.

Вместе с тем запрет приобретать предприятия как  имущественные комплексы акционерным  обществам с долей государственного участия в акциях, например, в 26 процентов  вряд ли оправданно. Ведь акционерные  общества действуют на основе частной  собственности. Соответственно, на мой взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество.

Напомню, что в Законе о приватизации 1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качестве покупателя также хозяйственным  обществам (товариществам), в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и  иных фондов превышала 25 процентов. Закон  о приватизации 1997 г. этот запрет не содержит.

В отличие от двух предыдущих законов о приватизации (1991 и 1997 г.), Закон о приватизации не предусматривает  каких-либо льгот для членов трудового  коллектива приватизируемого унитарного предприятия, а также созданного в процессе приватизации открытого  акционерного общества. Работники могут  на равных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество.

В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в  РФ могут выступать наряду с российскими  физическими и юридическими лицами также и иностранные.

Но ранее действовавшее  законодательство ограничивало участие  иностранных инвесторов в приватизации предприятий. Так, например, решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных, драгоценных металлов и т.д. могут быть приняты Правительством РФ и правительствами республики в составе РФ согласно Программы приватизации 1993 г., которой устанавливались цель, приоритеты и ограничении при проведении приватизации РФ в период с 1992 г. по 1993 г.

Законодательство предусматривало  перечень имущества, которое приватизируется  с установлением запрета на участие  в его приватизации иностранных  физических и юридических лиц, а  также резидентов РФ, имеющих в  качестве учредителей (участников) или  аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц (Закон 1997 г.). Закон о приватизации 2001 г. непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений иностранного участия в приватизации. Он содержит лишь отсылочные нормы к законодательству о валютном Регулировании по вопросу о документах, представляемых претендентами — нерезидентами РФ: требования к документам определяется специальным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. А такой способ приватизации, как продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, предусматривает привлечение в качестве покупателей исключительно нерезидентов.

В отличие от ранее действовавшего Закон 2001 г. не требует обязательного  декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной  и муниципальной собственности.

Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые  могут участвовать в качестве покупателей государственного и  муниципального имущества.

Действующее законодательство о приватизации в качестве основного  объекта приватизации определяет государственное  и муниципальное имущество. Изменения  в направленности приватизации можно  проследить даже по изменениям в названиях  законов о приватизации (в 1991 г. - приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг. - приватизация имущества). При чем под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных предприятий, находящихся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины. К объектам приватизации относились:

- предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий;

- оборудование, здания, сооружения;

- лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий;

- активы ликвидационных предприятий;

- доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества.

Закон о приватизации 2001 г. вводит понятие «стратегические  предприятия и акционерные общества». К таковым относятся федеральные  унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых (часть акций) принадлежит РФ, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющие стратегическое значение для  обеспечения обороноспособности и  безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов  граждан РФ. Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ  утверждается указом Президента РФ на

основании представления Правительства РФ. Приватизация стратегических предприятий и акций стратегических акционерных обществ возможна только после принятия решения Президента РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах. Акции открытого акционерного общества «Газпром», РАО «ЕЭС России», а также являющимися субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона.

Существует имущество, которое  может находиться только в государственной  или муниципальной собственности. Например, приватизации не подлежит имущество  организаций федеральной почтовой связи. Иногда определенное имущество  приватизируется в особом порядке, например, приватизируемые объекты  культурного наследия с обременениями, возлагаемые на покупателя в виде соблюдения охранных обязательств.

Закон о приватизации предприятий 1991 г. определил исходные позиции  приватизации, которая должна была осуществляться на базе государственной  программы. Государственная программа  является нормативно-правовым актом, устанавливающей  классификацию объектов и предприятий  по возможности их приватизации, способы  приватизации и льготы, предоставленные  при приватизации, образование и  распределение средств от приватизации, требования к местным программам приватизации и другие условия приватизации. Она составлялась на предстоящий  период (первый год и три последующих  года).

В силу Закона о приватизации 1997 г. государственная программа  приватизации должна приниматься в  форме федерального закона и соответственно регулировать отношения в рассматриваемой  сфере, но этот закон так и не был  принят.

Закон о приватизации 2001 г. ввел понятие – прогнозный план (программа) приватизации. По своей  юридической природе прогнозный план (программа) приватизации не является нормативным правовым актом, это - акт  планирования приватизации объектов государственной  собственности на предстоящий год. Прогнозный план содержит перечень федеральных  государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного имущества, которое планируется  приватизировать в соответствующем  году. Здесь указывается также характеристика федерального имущества, предполагаемые сроки приватизации.

25 августа 2006 г. Правительство  РФ утвердило Прогнозный план (программа) приватизации федерального  имущества на 2007 год и основные  направления приватизации федерального  имущества на 2007 - 2009 годы. В соответствии  с этим документом в 2007 году  государство выставит на продажу  пакеты акций 911 акционерных обществ, 368 федеральных государственных  унитарных предприятий, 7 пакетов  ЗАО и 233 объекта иного федерального  имущества. Выручка от их продажи  должна составить 41 миллиард рублей. Всего же по состоянию на 1 июля 2006 года государство владело долями в 3724 акционерных обществ и было собственником 7178 федеральных государственных унитарных предприятий.

В 2007 году из крупных объектов, как сообщается в преамбуле документа, будут выставлены на торги акции "ВО "Станкоимпорт", "Московского метростроя" и двух аэропортов - в Салехарде и Уфе.

Кроме того, в 2007 году государство  намерено продать 0,0003 процента акций  ОАО "Северсталь", а также 100-процентные пакеты "Московского завода полиметаллов" (занимается разработкой и изготовлением  комплектующих для ядерных реакторов), ОАО "Севморнефтегеофизика" (занимается геологическим изучением акваторий арктических морей для определения перспективности добычи нефти и газа), госпакеты газораспределительных станций во Владимире, Новгороде, Смоленске и на Сахалине.

В то же время в опубликованном списке нет аэропорта Пулково, хотя некоторые информагентства и  поспешили сообщить о его приватизации. По-прежнему относится к разряду  стратегических и потому не подлежит приватизации крупнейший в мире телекоммуникационный холдинг "Связьинвест", а ведь аукцион по его акциям намеревались провести еще в 2005 году. Пока не движется и приватизация "Аэрофлота". И  если раньше министр экономического развития и торговли Герман Греф не раз заявлял, что исключение "Связьинвеста" и "Аэрофлота" из "стратегического списка" может состояться в ближайшее время, в последнее время он таких обнадеживающих формулировок избегает.

Информация о работе Сущность и цели национализации и приватизации собственности. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России