Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа
В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода, прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий. Именно приватизационная реформа стала «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной экономической реформы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что приватизационная реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической нецелесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Сущность и цели национализации и приватизации собственности…
Понятие приватизации и национализации государственного и муниципального имущества.………
Развитие законодательства РФ о приватизации государственного и муниципального имущества
ГЛАВА II. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России…………
2.1 Этапы и итоги приватизации, проведенные в ХХ веке в России
2.2 Национализация в ХХ веке в России. Цели и последствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство о приватизации содержит как гражданско-правовые, так и административно-правовые нормы, определяющие частные и публичные отношения отдельных лиц. Кроме того, законодательство о приватизации содержит также нормы, регулирующие иные виды отношений: финансово - бюджетные отношения (в части определения нормативов и порядка распределения поступивших от приватизации денежных средств), отношения в части использования объектов культурного или социально-бытового назначения и т.д.
Очевидно, что в данном
случае можно говорить только о комплексном
характере законодательства о приватизации,
содержащего нормы
Основу правового
Далее хотелось бы проследить, как в соответствии с вышеупомянутыми законами как изменяются основные понятия и категории приватизации государственного и муниципального имущества.
Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. №691. Т.е. права собственника осуществляет Правительство РФ.
В соответствии с Закона о приватизации 2001 г. функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.
В отличие от Закона о
приватизации 1997 г., в соответствии,
с которым продавцом выступало
только одно учреждение — РФФИ, по Закону
о приватизации 2001 г. может быть несколько
подобных учреждений. Однако нужно
отметить, что распоряжением
Отметим, что РФФИ не является
органом государственной
Некоторые авторы не согласны с понятием продавец государственного и муниципального имущества, поскольку не все способы приватизации представляют собой разновидность гражданско-правового договора купли-продажи, и обозначают этого субъекта приватизации просто как собственник государственного и муниципального имущества.
Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества.
Покупателями, как и по
Закону о приватизации 1997 г., могут
быть любые физические и юридические
лица, кроме унитарных предприятий,
государственных и
Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно — в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.
Вместе с тем запрет
приобретать предприятия как
имущественные комплексы
Напомню, что в Законе о приватизации 1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качестве покупателя также хозяйственным обществам (товариществам), в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышала 25 процентов. Закон о приватизации 1997 г. этот запрет не содержит.
В отличие от двух предыдущих
законов о приватизации (1991 и 1997 г.),
Закон о приватизации не предусматривает
каких-либо льгот для членов трудового
коллектива приватизируемого унитарного
предприятия, а также созданного
в процессе приватизации открытого
акционерного общества. Работники могут
на равных условиях с другими покупателями
приобретать приватизируемое
В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами также и иностранные.
Но ранее действовавшее законодательство ограничивало участие иностранных инвесторов в приватизации предприятий. Так, например, решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд стратегических материалов, драгоценных и полудрагоценных, драгоценных металлов и т.д. могут быть приняты Правительством РФ и правительствами республики в составе РФ согласно Программы приватизации 1993 г., которой устанавливались цель, приоритеты и ограничении при проведении приватизации РФ в период с 1992 г. по 1993 г.
Законодательство
В отличие от ранее действовавшего Закон 2001 г. не требует обязательного декларирования источников денежных средств, используемых покупателями (юридическими и физическими лицами) при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества.
Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество. Изменения в направленности приватизации можно проследить даже по изменениям в названиях законов о приватизации (в 1991 г. - приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг. - приватизация имущества). При чем под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных предприятий, находящихся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для обозначения которых, использовались неюридические термины. К объектам приватизации относились:
- предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий;
- оборудование, здания, сооружения;
- лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий;
- активы ликвидационных предприятий;
- доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества.
Закон о приватизации 2001
г. вводит понятие «стратегические
предприятия и акционерные
основании представления Правительства РФ. Приватизация стратегических предприятий и акций стратегических акционерных обществ возможна только после принятия решения Президента РФ об исключении унитарного предприятия из перечня стратегических или о прекращении, уменьшении доли участия РФ в стратегических акционерных обществах. Акции открытого акционерного общества «Газпром», РАО «ЕЭС России», а также являющимися субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок включаются в прогнозный план (программу) приватизации на основании федерального закона.
Существует имущество, которое
может находиться только в государственной
или муниципальной
Закон о приватизации предприятий 1991 г. определил исходные позиции приватизации, которая должна была осуществляться на базе государственной программы. Государственная программа является нормативно-правовым актом, устанавливающей классификацию объектов и предприятий по возможности их приватизации, способы приватизации и льготы, предоставленные при приватизации, образование и распределение средств от приватизации, требования к местным программам приватизации и другие условия приватизации. Она составлялась на предстоящий период (первый год и три последующих года).
В силу Закона о приватизации 1997 г. государственная программа приватизации должна приниматься в форме федерального закона и соответственно регулировать отношения в рассматриваемой сфере, но этот закон так и не был принят.
Закон о приватизации 2001
г. ввел понятие – прогнозный план
(программа) приватизации. По своей
юридической природе прогнозный
план (программа) приватизации не является
нормативным правовым актом, это - акт
планирования приватизации объектов государственной
собственности на предстоящий год.
Прогнозный план содержит перечень федеральных
государственных унитарных
25 августа 2006 г. Правительство
РФ утвердило Прогнозный план
(программа) приватизации
В 2007 году из крупных объектов, как сообщается в преамбуле документа, будут выставлены на торги акции "ВО "Станкоимпорт", "Московского метростроя" и двух аэропортов - в Салехарде и Уфе.
Кроме того, в 2007 году государство
намерено продать 0,0003 процента акций
ОАО "Северсталь", а также 100-процентные
пакеты "Московского завода полиметаллов"
(занимается разработкой и изготовлением
комплектующих для ядерных
В то же время в опубликованном списке нет аэропорта Пулково, хотя некоторые информагентства и поспешили сообщить о его приватизации. По-прежнему относится к разряду стратегических и потому не подлежит приватизации крупнейший в мире телекоммуникационный холдинг "Связьинвест", а ведь аукцион по его акциям намеревались провести еще в 2005 году. Пока не движется и приватизация "Аэрофлота". И если раньше министр экономического развития и торговли Герман Греф не раз заявлял, что исключение "Связьинвеста" и "Аэрофлота" из "стратегического списка" может состояться в ближайшее время, в последнее время он таких обнадеживающих формулировок избегает.