Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа
В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода, прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий. Именно приватизационная реформа стала «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной экономической реформы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что приватизационная реформа в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами, и в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической нецелесообразности, а некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Сущность и цели национализации и приватизации собственности…
Понятие приватизации и национализации государственного и муниципального имущества.………
Развитие законодательства РФ о приватизации государственного и муниципального имущества
ГЛАВА II. Особенности национализации и приватизации, проведенных в ХХ веке в России…………
2.1 Этапы и итоги приватизации, проведенные в ХХ веке в России
2.2 Национализация в ХХ веке в России. Цели и последствия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Прогнозный план приватизации федерального имущества содержит следующие данные: 41 миллиард рублей должна принести казне в следующем году приватизация федерального имущества. В 2008 и 2009 годах эти доходы составят 44 и 40 миллиардов рублей соответственно.
Под способами приватизации
понимаются предусмотренные законом
правовые формы отчуждения государственного
имущества в частную
Законодательство о
Большинство способов приватизации
(восемь из указанных в Законе о
приватизации десяти способов) – это
договоры купли-продажи. Можно сказать,
что большинство способов приватизации
– это различные способы
Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами.
Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами приватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Новыми способами приватизации являются:
- продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
- продажа имущества посредством публичного предложения
- продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены.
Одновременно с ведением новых способов приватизации Закон о приватизации 2001 г. отказался от таких способов приватизации, известных по Закону 1997 г., как продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам, выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение таких акций.
Я хотела бы отметить, что в процессе развития законодательства о приватизации, существовали противоречия, которые касаются способов приватизации.
Закон о приватизации 1991
г. не предусматривал способа приватизации,
который применялся на практике. Так,
в 1995 г. была проведена залоговая
приватизация на основе Указа Президента
от 31 августа 1995 г. «О порядке передачи
в 1995 году в залог акций, находящихся
в федеральной собственности». На
основе этого Указа проводились
аукционы, где акции не продавались,
а проводился отбор кредиторов-
Проценты за кредит начислялись
с момента выдачи кредита до 1
января 1996 г. После этой даты возникало
право продажи акций с
Закон о приватизации 1997 г. одним из способов приватизации выделяли проведение конкурса с социальными и (или) инвестиционными условиями. А связи с эти Высший Арбитражный Суд РФ обратился в Конституционный Суд о проверке конституционности положения п. 7 ст. 21 этого Закона, согласно которому в случае невыполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их выполнения, приобретенный им объект приватизации подлежал безвозмездному отчуждению («возвращению») в государственную или муниципальную собственность. К возможным социальным условиям приватизации Закон относил: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовку или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования и т.д. Все они должны были согласоваться как с органами публичной власти соответствующих уровней, так и с работниками приватизируемых предприятий.
Несмотря на очевидную
связь этих «обременяющих» условий
с последствиями российской приватизации,
поводом к обращению стал вывод
заявителя о
В итоге Конституционный Суд не согласился с выводом заявителя о неконституционности названных положений Закона, поскольку они не ограничивали возможностей судебной защиты прав участников процесса приватизации. Главное, по мнению Конституционного Суда, чтобы не этапе проведения итогов выполнения инвестиционных и (или) социальных условий конкурса соблюдался баланс публичный и частных интересов сторон по договору.
В ныне девствующем Законе
о приватизации 2001 г. законодатель не
только отказался определять конкурсные
условия как «социальные», но и
соответствующим образом «
Как уже было отмечено, федеральные
унитарные предприятия
Однако Федеральный закон
от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях
управления и распоряжения имуществом
железнодорожного транспорта» предусматривает,
по существу, новый способ приватизации
- изъятие имущества у
Организации железнодорожного
транспорта, имущество которых формально
уже передано ОАО, продолжают свою деятельность
вплоть до получения обществом лицензий
на соответствующие виды деятельности.
После этого указанные
В перспективе ОАО «РЖД»
ждут дальнейшие преобразования, результатом
которых будет приватизация подвижного
состава, появление перевозчиков - частных
собственников вагонов и
В целом законодательство
о приватизации характеризуется
постоянным изменением и совершенствованием
принятых нормативных актов, большим
количеством подзаконных