Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:10, курсовая работа
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме.
Введение 3
Сущность и основные функции рынка 5
Виды и типы рынков, классификация рыночных структур 9
Процессы формирования цен и объемов производства 31
Преимущества и недостатки рыночной экономики 41
Процесс формирования рынка в России. 43
Использованная литература. 67
Вместе с тем, в переходный период преобразование видов деятельности предприятий на основе новых форм собственности происходит не так быстро и гладко, как это выглядит порой в законах или постановлениях. В нашем случае собственник практически всех российских предприятий — государство. Видимо, в ближайшие несколько лет сколько-нибудь существенное изменение пропорций между государственным сектором и новыми структурами экономики вряд ли произойдет. Но это вовсе не означает, что переломить ход событий в сторону положительных сдвигов никак нельзя. Напротив. опираясь на уже существующий опыт прямой государственной поддержки производственных кооперативов или государственных предприятий с использованием стимулов рыночной экономики (снятие ограничений на фонд заработной платы, льготное кредитование с одновременным ростом ответственности и т.п.), можно рассчитывать на успех. Кроме этих мер по созданию условий конкуренции, государство призвано законодательно оформить и реально содействовать демонополизации экономики. Главный недостаток монополий заключается не только в том, что они навязывают высокие цены, а и в том, что они сокращают производство для того, чтобы поднимать цены.
Демонополизация особенно
важна в переходный период, когда
конкуренция среди
На территории бывшего Советского Союза было расположено 40 тыс. промышленных предприятий, 3 тыс. предприятий оптовой торговли, несколько сот строительных трестов, а в целом примерно 50 тыс. предприятий, не считая сферы услуг, розничной торговли и сельского хозяйства. Для сравнения, в США в тот же период имелось свыше 3,5 млн. предприятий аналогичного профиля, т.е. в 70 раз больше. Поэтому можно предположить, что в нормальной рыночной экономике в процессе демонополизации и приватизации на территории России будут созданы буквально миллионы новых предприятий.
Не следует ли опасаться того, что нынешние крупные монополии могут оказаться разбитыми на слишком мелкие предприятия, что скажется на эффективности производства и управления?
Видимо, процесс разукрупнения
огромных государственных предприятий неизбежен, но окончательные размеры
предприятий будут определяться по достаточно
известному критерию минимума затрат
при максимальном доходе. Кроме того, конкуренция
также все расставит по своим местам. Важно
и другое — не следует слишком увлекаться
демонополизацией, превращая этот процесс
в самоцель. В отдельных случаях существования
монополий может быть оправдано. Во-первых,
если данному крупному производителю
противостоит сильный конкурент из другой
страны, то разукрупнение может его ослабить.
Во-вторых, сохранение большого предприятия
возможно по чисто производственно-
Тем не менее антимонопольное законодательство должно решать по крайней мере три основные задачи: во-первых, способствовать разукрупнению существующих производств, во-вторых, предотвращать появление новых монополий, в-третьих, не допускать заключения соглашений между отдельными предприятиями, направленных на разделение рынка, установления монопольной цены и в конечном счете установления контроля со стороны этих предприятий.
В этих условиях поставленная задача перехода хозяйствования в обозримые сроки из одного состояния в другое может быть решена лишь в том случае, если шаги перехода будут представлены в ясной и доступной форме. Речь идет прежде всего о том, что люди должны не только понимать цели реформы, но и чувствовать, материально ощущать собственные выгоды от действительных и возможных преобразований.
Государство и исполнительная
власть. Важно также учитывать, что
административно-командная
Чтобы реализовать рыночное
законодательство без искажений
его смысла в сжатые сроки, нужно
разработать пакет нормативно-
Так, признав, что нельзя создать нормальную, рыночную экономику на основе старых, нерыночных структур, правительства переходного периода оказались в плену прежних представлений об экономической роли государства. Вместо энергичных, последовательных и целеустремленных усилий по созданию «среднего класса» в обществе, происходит модификация своего рода «государственного рынка», на котором, как и прежде, а вступают в качестве продавцов и покупателей преимущественно государственные предприятия-монополисты. При таком положении необходимая либерализация цен приводит лишь к их всеобщему повышению, предприятия стремятся сохранить государственные заказы, дотации в обмен на ограничение и без того малой самостоятельности.
Государство продолжает порочную практику помогать всем и вся, распыляя и без того скудные ресурсы. В свою очередь последние накапливаются за счет установления фискальных поборов и неоправданных валютных ограничений. Вред от такого регулирования трудно исчислить.
В этих условиях огромная роль принадлежит аппарату государственной власти: контроль за исполнением принимаемых законов и правительственных решений, обеспечение безусловного выполнения конституции и гарантий от криминальных воздействий на экономику. Утрата или существенное ослабление этих функций аппаратом означает кризис исполнительной власти.
Между тем это кризис
станет действительно
Опасность переживаемого
страной переходного периода
кроется в том, что в обществе
может набраться критическая
масса недоверия людей
Государство и антикризисные мероприятия. При сохранении ослабленной исполнительной власти у нас выйти из кризиса быстро и без огромных потерь невозможно. Вот почему в число первоочередных антикризисных действий необходимо включать:
меры по выбору и прямой государственной поддержке сравнительно небольшого числа приоритетных направлений в сфере производства и услуг;
отказ от прямого финансирования
хозяйствующих субъектов, претендующих
на полную экономическую
делегирование на места более широких полномочий по поддержке новых -экономических структур (бирж, коммерческих банков, торговых домов, концернов, акционерных обществ и товариществ, фермерских хозяйств);
поощрительная налоговая политика, когда часть налогов, собранных на территории, оставляется для поддержки конкретных видов деятельности;
привлечение всей силы правоохранительных органов для обеспечения нормальной предпринимательской деятельности;
создание организационных и финансовых условий для появления новых конкурентных производств;
тщательное изучение
состояния рынка труда и
Законы государства, как известно, существуют не сами по себе, а является отражением уровня развития общества. Россия (ни общество в целом, ни отдельные люди) до 1917 г. и после этого рубежа не была готова к переходу от частной к так называемой общественной — а точнее к государственной собственности. Здесь кроется одно из начал трагедии нашего общества. Необходимо исправлять ошибки, и чем быстрее, тем лучше.
Государственное предпринимательство, предпринимательская функция государства заключает в себе разнообразные формы экономической деятельности с полным или частичным участием государства. Среди них можно выделить государственную собственность, участие государственного капитала в тех или иных предприятиях, реализацию интересов государства иными формами и методами.
Государственная собственность пока является явно преобладающей — примерно 95 % производственных фондов страны. В перспективе предполагается снижение доли государства до 30—40% и переход многих государственных предприятий на акционерные начала. Государству же будут принадлежать предприятия общенационального значения (железные дороги, электроэнергетика, некоторые отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности и т.п.).
При этом важно не увлечься другими крайностями, когда появляется острое сожаление по поводу оставшейся в распоряжении государства части экономики. Дело здесь не только в том, что для многих видов производства высокая рентабельность вряд ли достижима, даже если они будут находиться в частных руках. Проблема — в месте и роли государства и государственного сектора экономики.
Ведь основным назначением последнего является не столько достижение высокой рентабельности, сколько, во-первых, обеспечение минимальной убыточности своих предприятий и, во-вторых, создание условий для прибыльности негосударственного, частного сектора.
Очевидно, что социалистическая экономика в СССР и странах Восточной Европы оказалась сравнительно малоэффективной не потому, что в них имелся государственный сектор, а потому, что она была практически полностью огосударствлена. Отсутствовало естественное противоречие между общими и частными интересами, разрешение которых является главной функцией государства. Вместо различных форм и методов государственного влияния, целью которого должно было быть развитие частного сектора экономики, происходила абсолютизация общих, государственных экономических интересов. Это привело в конечном счете к умалению, даже игнорированию личного интереса граждан, превращая их постепенно из активных созидателей в пассивных потребителей созданных государством материальных и духовных благ.
Поэтому в переходный период очень важно, изучив отечественный и зарубежный опыт, создать такой механизм государственного влияния на экономику, который обеспечил бы первостепенное развитие частного сектора экономики, превратив его в основу процветания нации.
Участие государственного капитала предусматривается прежде всего в акционерных обществах. Последние, как уже отмечалось, образуются в ходе разгосударствления или же путем объединения предприятий различных форм собственности. В этих случаях можно предположить участие государства не только в налаженных производствах, но и поддержке новых начинаний.
Иностранные инвестиции
и государственное
Разумное привлечение иностранного капитала в экономику России, безусловно, выгодно. Во-первых, иностранные инвестиции могут помочь стране быстро модернизировать промышленную базу и увеличить ее производственный потенциал. Во-вторых, иностранные фирмы, строя заводы в России, будут привносить свой опыт организации производства и труда, отточенные в горниле капиталистической конкуренции.
Чтобы обеспечить крупные инвестиции в нашу экономику, необходимо несколько условий. Во-первых, государство должно гарантировать иностранным инвесторам безопасность их вложений. Бизнесмены должны быть уверены в том, что представленные ими займы будут выплачены, капиталы и имущество не национализируются и т.п. Во-вторых, государство должно создать условия иностранным инвесторам для конвертации рублевой прибыли в твердую валюту. В-третьих, государство не должно преувеличивать значение иностранных инвестиций, ибо они — это вовсе не главный фактор экономического роста страны. Главный фактор — это постоянный приток средств и ресурсов из внутренних источников.