Теоретические принципы бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:15, реферат

Краткое описание

Цель, функции и структура бизнес-плана.
Методические принципы бизнес-планирования .

Вложенные файлы: 1 файл

Teoreticheskie_printsipy_biznes.docx

— 27.96 Кб (Скачать файл)
  1. Теоретические  принципы  бизнес-планирования

 

    1. Цель, функции и структура бизнес-плана.

 

Бизнес-план  - это документ, включающий все основные стороны коммерческой деятельности предприятия:  его производственные,  коммерческие и  социальные проблемы. Он составляется на 3-5 лет с разбивкой  по годам, а первый год – по месяцам. В отличие от директивного плана  он не принимает законодательного характера, регулярно корректируется в зависимости  от конъюнктуры рынка, и, таким образом, адаптируется к  непредсказуемым  рыночным ситуациям.

Бизнес-план представляет собой специальный  инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной  рыночной экономики независимо от масштабов  и сферы деятельности предприятия, формы собственности.  Это документ, в котором  изложены организационные, производственные и рыночные аспекты  предлагаемого бизнеса, а также  представлены плановые расчеты объемов  производства, вкладываемых инвестиций и получаемых финансовых результатов. 

Составление бизнес-плана имеет существенное значение для предприятий в тех  случаях, когда у них недостает  собственных финансовых ресурсов для  выполнения того или иного их проекта.  В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим  предприятию для обращения к  другим инвесторам с просьбой привлечения  их финансовых ресурсов для финансирования данного проекта или в банк, для получения на данную цель заемных  средств, для определения объемов  и разработки стратегии финансирования. При   этом в качестве инвесторов могут выступать банки, другие юридические  лица, а также физические лица.

Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне  ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании обществ. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая – распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.

Бизнес-план является одним из основных равных документов, определяющих стратегию  функционирования фирмы, показывает, каким  образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.  Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени.

В связи  с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследования и  организационной  работы, имеющей  целью изучение конкретного направления  деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся  организационно-экономических условиях, он опирается на:

  • конкретный пример производства определенного товара (услуг) – создание типа изделий или оказание новых услуг;
  • всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности,  целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и  отличий от других аналогичных фирм;
  • изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Цели  бизнес-плана можно рассматривать  как желаемое положение предприятия. Как правило, сначала определяются общие цели, потом выделяются конкретные, которые означают промежуточные  этапы в достижении общей цели. Цели субъективны и в этом понятии  они не могут быть правильными  или неправильными.

Для вхождения  в рынок нового предприятия ему  нужны исследования положения самого рынка и конкретной рыночной ситуации. Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том,  чтобы определить будущих партнеров  и кредиторов в успехе дела. Главная  внутренняя цель  бизнес-плана –  быть основой управления предпринимательской  деятельностью. Конкретные цели раскрывают содержание и особенности плановых подходов, особенности самого предприятия, специфику его деятельности.

Основные  функции бизнес-плана показаны в  таблице 1.1.1.

Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

  • основание экономической целесообразности и направлений развития фирмы;
  • расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
  • определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способ концентрации финансовых ресурсов;
  • подбор работников, которые способны реализовать данный план.

 Каждая задача плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрация  финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

На пути образования какого-либо дела встает ряд существенных проблем, каждая из которых может стать причиной образования проблемной ситуации. К  ним относятся: организация управления, накопление капитала, разработка и  маркетинг продукта, поддержка на необходимом уровне валовой прибыли  и защита бизнеса от нежелательного влияния. По статистике 75%  всех начинаний  в бизнесе являются неудачными в первые годы.

Большинство проблем могут быть решены путем  глубокой разработки планов. Постоянное уточнение бизнес-плана с целью приведения его к условиям, которые изменяются, усиливают возможность его использования как критерия оценки фактических результатов деятельности фирмы.

Изучение  фактических результатов работы сравнительно с бизнес-планом дает возможность выявить сильные  и слабые стороны организации, которые  можно использовать, чтобы избежать отклонения, намеченного планом от того, что выявилось на практике.

Фирмы, которые  работают в стабильной ситуации и  производят товар для уже существующего  рынка, при увеличении объема производства разрабатывают бизнес-план, направленный на усовершенствование производства и  поиск путей снижения его затрат. Но все фирмы постоянно рассматривают  способы, относительно модернизации продукции  или услуг, которые производятся.  Фирмы, которые производят продукцию  в условиях постоянного риска, прежде всего систематично работают над освоением новых видов продукции, переходом на производство товаров новых видов поколений и продолжением их жизненного цикла.

За счет четко выраженных конечных целей  разработанного бизнес-плана вся  деятельность бизнеса достигает  целенаправленности, что позволяет  направить энергию и действия предпринимателей в оптимальное  русло. Подготовив бизнес-план, предприниматель  получает инструмент контроля управления, что обеспечивает постепенное продвижение предприятия к намеченной цели.

Бизнес-план не является постоянным документов: он систематично обновляется, в него вносятся изменения, которые происходят внутри фирмы, изменения на рынке, в экономике  в целом.

Как результат  исследований и организационной  работы, которая имеет цель изучения конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в  организационно-экономических условиях, бизнес-план основывается на:

  1. конкретном проектировании производства определенного товара, образования нового типа изделий или новых услуг;
  2. анализе производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
  3. изучении конкретных финансовых, технико-экономических организационных механизмов, которые используются в экономике для реализации конкретных задач.

Особенностью  бизнес-плана как стратегического  документа является его сбалансированность по определенным задачам с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Для того, чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые определяются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться  научно-техническим нововведением, а иметь достаточно полную разработку: какие затраты необходимы для их реализации и какая прибыль ожидается. Степень инновации и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. Одновременно привлечение проекта в бизнес-план возможно лишь при условии определения источников его финансирования.

 

 

Внутрифирменная деятельность

Внешние функции

Разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация  отдельных направлений ее деятельности

Привлечение для реализации проектов инвестиций

Разработка и осуществление  проектов создания новой продукции (услуги)

Обоснование для включения проектов в государственные  программы и получение средств  из централизованных источников

Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого  потенциала фирмы и выявление  резервов

Получение банковских кредитов

Подготовка и осуществление  мероприятий по внедрению новых  технологий и приобретению оборудования

Обеспечение успешной реализации акций фирмы  на фондовом рынке

Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов

Организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий  с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности.

Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы

Разработка  и осуществление мероприятий  по созданию финансово-промышленных групп

Мероприятия по снижению степени риска  в деятельности фирмы

 

Формирование благоприятного имиджа фирмы

 

План мер предупреждения банкротства  и выхода из кризисных ситуаций

 

Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы

 

 

Таблица 1.1.1. Основные функции бизнес-плана.

 

Структура бизнес-плана и его объем зависят  от сферы деятельности, к которой  относится бизнес, от размера данного  бизнеса, от суммы инвестиций, необходимых для его организации, от объема и  ассортимента будущего продукта. Основная же часть бизнес-плана имеет организационный  и производственный характер.

Соответствующие его разделы отражают сведения о  продукции, планируемой к производству, ее качестве, уровне цен, рынках сбыта, о результатах маркетинговых  исследований, о конкурентоспособности  продукции и финансовых результатов  от ее продажи.

Перечень  разделов бизнес плана, задач экономического анализа и оценки бизнеса  показан  в приложении 1.

Следует отметить, что бизнес-план активно  помогает координировать  деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование  развития групп фирм, связанных кооперированием и  изготовлением одного или взаимодополняющих  продуктов.

 В  создании бизнес-плана  активное  участие принимают финансисты, знающие  особенности кредитного рынка,  наличия свободных капиталов,  риска данного бизнеса. Основу  группы специалистов по разработке  бизнес-плана составляют экономисты, статистики, системщики.

Примерная схема организации разработки бизнес-плана  показана в приложении 2.

Разработка  бизнес-плана предоставляет дополнительные преимущества в управлении предприятием: заставляет руководителей анализировать  перспективы фирмы; позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых  усилий по достижению целей; помогает установить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля; заставляет руководителей четче  и конкретнее определять свои цели и пути их достижения; обеспечивает фирме большую готовность к внезапным  изменениям рыночных ситуаций; наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.

 

 

    1. Методические принципы  бизнес-планирования                      

 

Одним из важнейших этапов создания нового предприятия  является его бизнес-план будущей  деятельности. Он является основой  финансового менеджмента  как  для вновь  создаваемой, так и  уже функционирующей фирмы.

Для вновь  создаваемой фирмы важно определить причину уверенности в успехе и показать опыт работы в этой сфере. Разработка бизнес-плана  новой фирмы  производится поэтапным  методом, а  конечной целью данной разработки является обоснование целесообразности создания данного предприятия или реализация его инвестиционных программ.

Информация о работе Теоретические принципы бизнес-планирования