Теория эффективного спроса Дж. М. Кейнса. Достоинства и слабости кейсианского подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретическое изучение и освоение проблематики «теории эффективного спроса Дж.М.Кейнса».

Содержание

Введение………………………………………………………………...….4
Раздел 1. Теория эффективного спроса Дж.М.Кейнса……...…………...6
Кейнсианская критика классических взглядов………..….…...6
Функции цен спроса и цен предложения. Эффективный спрос……………………………………………………………………………….7
Равенство сбережений и инвестиций…………………………15
Составляющие агрегированного спроса……………………..15
Мультипликатор………………………………………………..19
Раздел 2. Достоинства и слабости кейнсианского подхода……………21
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Теория эффективного спросам Дж.М.Кейнса.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет» 
 
 

Кафедра экономики и управления 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему: «Теория эффективного спроса Дж. М. Кейнса. Достоинства и слабости кейсианского подхода. » 
 
 
 
 
 
 

Студент

ВШУБ, 3 курс, ВВВ-1       П.А. Дубрава                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2010

     РЕФЕРАТ

 

     Курсовая  работа: 26 страниц, 14 источников, 5 графиков. 

     Классическая  теория, кейнсианство, эффективный спрос, функция, цена спроса, цена предложения, мультипликатор, занятость, фактор производства, издержки, сбережения, инвестиции. 

     Объект  исследования: теория экономического спроса Дж.М. Кейнса как разновидность макроэкономических теорий.

     Предмет исследования: частные вопросы теории Дж.М.Кейнса (теория эффективного спроса).

     Цель  работы: теоретическое изучение и освоение проблематики «теории эффективного спроса Дж.М.Кейнса».

     Методы  исследования:

  • анализ существующей теоретической базы по рассматриваемой теме (метод научного анализа).
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в имеющейся литературе (метод научного синтеза и обобщения).
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

     Исследования  и разработки: во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема и поставлена гипотеза;

в первом разделе рассмотрены вопросы, касающиеся сущности теории эффективного спроса Дж.М. Кейнса; во втором разделе рассмотрены основные достоинства и слабости кейнсианского подхода; в заключении подведены итоги исследуемой проблематики, обозначена значимость данного исследования.

     Содержание

 

     Введение………………………………………………………………...….4

     Раздел 1. Теория эффективного спроса Дж.М.Кейнса……...…………...6

    1. Кейнсианская критика классических взглядов………..….…...6
    2. Функции цен спроса и цен предложения. Эффективный спрос……………………………………………………………………………….7
    3. Равенство сбережений и инвестиций…………………………15
    4. Составляющие агрегированного спроса……………………..15
    5. Мультипликатор………………………………………………..19

    Раздел 2. Достоинства и слабости кейнсианского подхода……………21

     Заключение………………………………………………………………..24

     Список  использованных источников……………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Первым  и наиболее серьезным испытанием классической теории макроэкономического равновесия стал мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов называемый обычно в исторической литературе Великой депрессией. Он поразил прежде всего развитые страны, экономика которых на протяжении четырех долгих лет была охвачена катастрофической безработицей, спадом производства, сокращением деловой активности. Какое-то время правительства западных стран практически бездействовали, полагаясь на заверения сторонников традиционной экономической теории в том, что рыночная система выкарабкается из кризиса сама, за  счет внутренних резервов устойчивости. Однако национальные экономики стран, охваченных кризисом, продолжали функционировать при низком уровне занятости, не подавая существенных признаков оживления. Длительное падение цен так и не привело к ликвидации избыточного предложения товаров, так как спрос падал еще быстрее. Одним словом, Великая депрессия опровергла классическое положение об определении спроса на товары их предложением и привела к появлению другого вывода – о том, что расходы определяют производство и что свободная рыночная экономика в силу внутренне присущих ей законов воспроизводит нехватку совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением.

     Первым  человеком, сумевшим яснее других рассмотреть  и описать новый облик экономики, выявить закономерности ее функционирования и предложить рецепты для вывода ее из кризиса, стал английский экономист  Джон Мейнард Кейнс.

     Своеобразное  осмысление последствий самого длительного  и тяжелого экономического кризиса  отразилось в совершенно неординарных в тот период положениях изданной Дж. М. Кейнсом книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег». Новаторство экономического учения Дж. М. Кейнса проявилось в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом «эффективном спросе», т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

     Представляется, что анализ тематики «теория экономического спроса Дж.М. Кейнса» достаточно актуален в связи с тем, что она представляет научный и практический интерес.

     Теоретико-методологическую базу исследования составили авторские издания, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, а также специализированные экономические веб-сайты.

     При проведении исследования темы «теория экономического спроса Дж.М. Кейнса» были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей теоретической базы по рассматриваемой теме (метод научного анализа);
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в имеющейся литературе (метод научного синтеза и обобщения);
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

     Объектом  исследования в данной курсовой работе является теория экономического спроса Дж.М. Кейнса как разновидность макроэкономических теорий.

     Предмет исследования - частные вопросы теории Дж.М.Кейнса (теория эффективного спроса).

     Цель  работы - теоретическое изучение и  освоение проблематики «теории эффективного спроса Дж.М.Кейнса».

     Поставленная  цель определяет следующие задачи исследования:

  • выявить отличие Кейнсианского подхода от классического подхода к равновесию экономики;
  • определить основные положения эффективного спроса в теории Дж.М. Кейнса;
  • разобрать постулаты теории Дж.М. Кейнса относительно равенства сбережений и инвестиций;
  • уяснить теоретические основы агрегированного спроса;
  • дать характеристику и разобрать теоретические основы мультипликатора;
  • определить достоинства и недостатки теории Дж.М.Кейнса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
  1. Теория эффективного спроса Дж.М.Кейнса
 
     
    1. Кейнсианская  критика классических взглядов
 

     Дж. Кейнс пришел к выводу о том, что  рыночный механизм не в состоянии  самостоятельно установить равновесие на уровне полной занятости. Он считал, что производство на уровне потенциальных возможностей для нерегулируемой рыночной экономики скорее исключение, чем правило. Расхождения взглядов Кейнса и классиков в эффективности рыночного механизма – следствие использования разных методологий экономического анализа. Методология кейнсианской теории отличается от классической теории следующими особенностями:

     а) агрегатным подходом к экономическому анализу;

     б) акцентом на несовершенствах в действии рыночного механизма (власть

     монополий, административное установление цен, осуществление сделок

     на  основе долгосрочных договоров, неопределенность будущего);

     в) рассмотрением экономической конъюнктуры, создаваемой рыночным

     механизмом, в коротком, а не в длительном (как у классиков) периоде;

     г) особым вниманием к роли денег в экономической системе.[10, c.47]

     Результатом этих различий стали принципиально  разные выводы о мотивах поведения  хозяйствующих субъектов и о  ключевых взаимосвязях в экономике.

     Дж. Кейнс установил, что рост доходов  и сбережений в рыночной экономике отнюдь не означает, что вслед за этим в той же пропорции увеличатся и инвестиции. Это объясняется тем, что решения о сбережениях и инвестициях принимаются по сути дела разными экономическими субъектами – домашними хозяйствами и фирмами и из разных побуждений. Не существует, каких либо гарантий того, что фирмы будут больше инвестировать, если население станет больше сберегать. Более того, усиление бережливости означает пропорциональное сокращение потребления, что отрицательно скажется на будущих инвестициях: предприниматели не смогут расширять производство в условиях роста нереализованных товарных запасов. Нет гарантий и того, что сбереженные домашними хозяйствами средства будут предоставлены банкам.

     Наоборот, возможен обратный процесс, характеризующийся тем, что значительная часть сбережений оседает у домашних хозяйств в наличной форме (предпочтение ликвидности).

     Кейнсианцы  расходятся с классиками и по вопросу  интерпретации мотивов и динамики сбережений и инвестиции. Если классики ставят объем сбережения домашних хозяйств в зависимость от процентной ставки, то кейнсианцы связывают его с величиной и изменением дохода. Домашние хозяйства делают сбережения для покупки дорогих товаров, для оплаты высшего образования детей и т. д. Объем же инвестиций зависит от целого ряда переменных: нормы ссудного процента, состояния конъюнктуры, ожидаемой нормы прибыли, размеров налогового обложения.

     Еще одна причина расхождений кейнсианцев  и классиков – отношение к роли денег в экономике. Как уже отмечалось, в классической теории деньги не рассматривались как богатство. Их полезность определяется полезностью  тех благ, которые на них можно купить.

     Напротив, в кейнсианской теории важное место  занимает концепция предпочтения ликвидности, которая выражает полезность денег как особого блага, которое индивид стремится держать на руках. Поэтому, разрабатывая концепцию совокупного спроса, Дж. Кейнс учитывал спрос на деньги как богатство, оказывающий существенное влияние на равновесный уровень национального дохода.

     Наконец, кейнсианцы считают, что в реальной рыночной экономике уровни производства и занятости практически не зависят от уровня цен. В случае возрастания спроса цены растут, а при его сокращении остаются на прежнем уровне. Дж. Кейнс показал, что сокращение спроса оборачивается не понижением уровня цен, а сокращением производства и занятости, поскольку рыночная экономика не является совершенно конкурентной. Жесткость цен на товарных рынках и монополизм профсоюзов на рынке труда не позволяют понижать цены и заработную плату в размерах, достаточных для восстановления равновесия на уровне полной занятости.

     Причина в том, что более низкая заработная плата означает уменьшение покупательских возможностей населения и снижение налоговых поступлений в госбюджет, а значит, уменьшение производства и занятости. И даже снижение цен на готовую продукцию не вызовет реального роста продаж, понизившихся с началом кризиса.

     Показав ошибочность взглядов своих предшественников, опиравшихся на закон рынков Ж. - Б. Сэя, суть которого, как мы помним, заключается в том, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, Дж. Кейнс перевернул причинно-следственную связь между предложением и спросом. Он пришел к прямо противоположному выводу: размеры общественного производства и занятости определяются не факторами производства, как полагали классики, а факторами платежеспособного спроса. С этой целью он ввел в свою теорию ключевое понятие эффективный спрос.  

Информация о работе Теория эффективного спроса Дж. М. Кейнса. Достоинства и слабости кейсианского подхода