Типы экономических систем и пути решения фундаментальных вопросов экономики в них

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Типы экономических систем достаточно актуальная тема. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем организационных форм и имущественных отношений, представляет собой экономическую систему данного общества.

Вложенные файлы: 1 файл

чистовая Контрольная №1..doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем распоряжении крупные суммы денег, могут распоряжаться большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального продукта.

Ориентирующая роль цен занимает важное место в способности рыночной системы приспосабливаться к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг, товара или ресурсов. Разберем для примера экономическую систему, состоящую из двух отраслей (А и В). Предположим, что после стабилизации в обоих отраслях произошла перемена спроса так, что в одной отрасли (А) спрос поднялся, а в другой (В) - упал.

Экономическая прибыль, которая возникает сразу же в результате повышения спроса на товар А, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на данные товары позволяют фирмам данной отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их применение не столь настоятельно требуется Сигнал о готовности и способности использовать больше ресурсов в производстве товаров отрасли А поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс происходит в переживающем спад производстве товаров отрасли В. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства товаров В, могут теперь найти свое применение в расширяющемся производстве товаров отрасли А. К тому же увеличение спроса на ресурсы для производства товаров А означают более высокие цены на ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы для отрасли В, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из отрасли В в отрасль А. А это, разумеется, то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы осуществилось расширение производства товаров отрасли А и сокращение производства товаров отрасли В.

Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся - снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При отсутствии рыночной системы некоему административному ведомству, вероятно правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства.

Аналогичный проведенному анализ показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

 

Роль "невидимой руки" конкуренции.

Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а черех них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.

Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.

Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Постутать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.

Итак, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества.

Заключение.

В заключение можно отметить, что при сознательной трансформации экономической системы главным условием недопущения окончательного ее распада является "плавное" изъятие "лишних" элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного исследования составлена табл. 2 в которой сведены основные отличительные черты командно-административной, рыночной и смешанной экономических систем.

                                                               Таблица №2.

Основные черты

Смешанная экономика

Командно-административная экономика

Рыночная экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы

Обобществление производства в рамках предприятия

экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

господствует государственная собственность

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Форма бюджетного ограничения

-

Мягкая

Жесткая

Стимул к производительному труду

 

Факторные доходы

Социалистическое соревнование

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Основной принцип производства

 

Принцип соответствия спроса и предложения

воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения.

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование экономики

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть.

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

 

Конкуренция

Есть

Нет

Есть

Теневая экономика

Только на запрещенный государством товар (наркотики)

Присутствует

Отсутствует

Координация

роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.

Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен.

Ценообразование

гибкие цены

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены

ориентируется на предотвращение спада в производстве.

 

Заработная плата

устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.

административное установление заработной платы

устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда

Социальные гарантии

Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости


 

 

 

 

 

Практическое задание №5. Что является дефицитом (товары и услуги или деньги) в командной и рыночной экономических системах? Почему?

Чтобы ответить на вопрос о том, что является дефицитом в той или иной экономической системе, необходимо обратиться к теории дефицита Корнаи. Она гласит, что причины возникновения дефицитной экономики – сверхцентрализация, монополизм, бюрократизм. Директивный план устанавливается на уровне ресурсных ограничений и не достигает границ, обусловленных спросом потребителей. Именно в “ресурсоограниченной” системе возникает феномен дефицита.

Рассмотрим что является дефицитом в командной и рыночной экономических системах.

Постоянными спутниками командной экономики является дефицит продуктов, то есть недовольные нужды, с одной стороны, и неиспользованные ресурсы из-за невозможности достичь рациональности при централизованном распределении – с другой. Именно эти факторы порождают так называемый "черный", то есть нелегальный, не признанный государством, рынок.

Рыночная экономическая система получила это название потому, что главным способом принятия хозяйственных решений является «рынок», под которым понимают способ согласования интересов покупателя и продавца на основе спроса и предложения благ. Это означает, что рыночная система является саморегулируемой системой, в ней не должно быть ни дефицита, ни избытка товаров и услуг. В такой системе все продается и все покупается: земля, труд и капитал. Все экономические объекты являются частной собственностью людей и предприятий, которые стремятся ее использовать с максимальной отдачей, то есть эффективно. Таким образом:

Рыночная экономика-это система, основанная на частной собственности, экономическое развитие которой регулируется рынком. Но тем не менее механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства, поэтому имеет место нехватка (дефицит) денежных средств.

Наименее всего присущ рыночной экономике "товарный дефицит", т.е. недостаток предлагаемых к реализации товаров. Однако типичными для рыночной системы экономики являются такие виды дефицита, как:

1. Дефицит дешевых ресурсов, который вынуждает производителей товаров и услуг к их  наиболее экономичному использованию. А поскольку труд является особым ресурсом в рыночной экономике, то отсюда и присущая ей высокая заработная плата.

2. Платежный дефицит - недостаток платежных средств (денег), а не товаров при их изобилии. Это-то и порождает стремление к высокодоходной деятельности; но такая ситуация может сложиться только при условии превышения предложения над спросом.

3. Бюджетный дефицит - превышение  государственных расходов над государственными доходами (прежде всего - в связи с задачами социальной защиты).

4. Дефицит торгового баланса - превышение  импорта над экспортом товаров.

5. Дефицит платежного баланса - превышение суммы денежных платежей  другим странам над суммой денежных поступлений от них (ведь помимо экспортно-импортных операций, платежный баланс включает еще оплату транспортных перевозок, туристических услуг, страхование, платежи по международным кредитам и процентам).

Каждый из этих видов дефицита требует особых мер преодоления. Так, например, бюджетный дефицит преодолевается посредством выпуска и размещения среди населения и предприятий государственных ценных бумаг (например, облигаций), а дефицит платежного баланса - привлечением иностранного капитала и кредита. Рыночная экономика располагает и чисто рыночным способом преодоления большинства дефицитов - свободным движением цен.

Список использованных источников.

 

  1. Гутник В. Модели социально-экономического развития Западной Европы // Общество и экономика – 2000, №2 с. 92–99
  2. Дорн Дж. А. Переход от плана к рынку на конституционной основе. // Вопросы Экономики – 1993, №6, с. 59–61
  3. История экономических учений – Учебное пособие для вузов, – Харьков.: НТУ «ХПИ», 2002. – 200 с.
  4. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. И др. – М.: Политиздат, 1988. – 735 с.
  5. Советская экономика: новое качество экономического роста: Учеб. пособие. / Под ред. Л. И. Абалкина. – М.: Политиздат, 1988 г., 350 с.
  6. Теория переходной экономики. Под ред. Герасименко В.В., – М.: МГУ, 1997 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена 22 декабря 2012г.

 

 

 


 



Информация о работе Типы экономических систем и пути решения фундаментальных вопросов экономики в них