Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа
Тема моей курсовой работы - финансовая система Республики Казахстан. Это очень актуальная и важная тема для любого государства, предприятия и физического лица.
Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)
Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов, налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.
Пошлина (англ. Tariff) – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу товаров взыскиваются таможенные пошлины.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий предоставления им определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).
Однако основным источником доходов государства являются налоги.
Налог – это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.
Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А.Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения.
Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной им государством (пример А.Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.
Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:
1) Всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы;
2) Стабильность, т.е. устойчивость всех видов налогов и налоговых ставок во времени;
3) Равнонапряженность, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;
4) Обязательность, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
5) Социальная справедливость, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот. Оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:
- субъект налога, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо;
- объект налога, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.);
- источник налога – это независимо от объекта налогообложения – чистый доход общества;
- ставка налога – это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения ( скажем, с одной сотки земли, с 1000 руб. и т.д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.
Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.
Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.
Налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля, производства, характера производимой продукции и других характеристик.
Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.
Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:
- прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;
- регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
- пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной независимо от размера дохода.
По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.
Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладывается на потребителей продукции.
К прямым налогам относятся:
подоходный с населения;
на прибыль корпораций;
на прирост капитала;
с наследства и дарений;
поимущественный налог.
К косвенным налогам относятся:
налог с оборота;
на добавленную стоимость (НДС);
на отдельные виды товаров (акцизы); к таким товарам относятся: табак, драгоценности, нефтепродукты и т.д.;
таможенные пошлины.
Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы Республики Казахстан приблизили ее систему налогообложения к международным нормам.
Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким) – предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства – с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.[11,376-379]
Актуальными задачами бюджетной политики являются:
совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса;
обеспечение сбалансированности бюджета при полном использовании всех расходных обязательств;
уменьшение зависимости государственного бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
совершенствование бюджетного законодательства;
разработка среднесрочных (2-3 летних) бюджетных планов;
сохранение и наращивание финансового резерва;
централизация всех доходов и средств государственного бюджета на счетах органов государственного казначейства.
Особую важность в современных условиях имеет инвестиционная политика, которая включает в себя:
наращивание финансового потенциала страны в целях повышения инвестиционной активности за счет стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию, выпуска импортозамещающей продукции, оздоровления финансового сектора;
повышение роли бюджета развития, являющегося составной частью государственного бюджета, формируемой в составе его капитальных вложений и используемой как источник финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
создание условий для организационного накопления и инвестирования сбережений населения;
развитие ипотечного кредитования;
привлечение прямых иностранных инвестиций.[14, 314-315]
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Организация управления финансами в Республике Казахстан
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных и децентрализованных финансов.
Централизованные финансы являются общегосударственными финансами.
Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Децентрализованные финансы включают в себя:
финансы сферы материального производства,
финансы непроизводственной сферы,
финансы домашних хозяйств. (Приложение А)
Общегосударственные финансы управляются государственными уполномоченными органами – Министерством финансов и министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.[13,370]
Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией РК, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства Республики, Решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства экономики и бюджетного планирования.
Структура таможенных органов включает областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Управление бюджетной системой. Министерство финансов РК является центральным исполнительным органом РК, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управление, учета и контроля за использованием государственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирование системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности.
Управление налоговой системой. Важнейшие функции по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба.
Налоговая служба состоит из налогового комитета РК и налоговых комитетов областей, городов, районов.
Налоговый комитет Министерства финансов РК является ведомством Министерства финансов РК, уполномоченным обеспечивать налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством в соответствии с Налоговым Кодексом РК, а также осуществляющим в соответствии с Законодательством РК руководства и межотраслевую координацию в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов. Комитет имеет территориальные органы, являющиеся юридическими лицами, к которым относятся: межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, а также налоговые комитеты на территории специальных экономических зон.
Управление финансами хозяйствующих субъектов. Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми управлениями и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.
Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.
Финансовая работы в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта и бухгалтерией.
Структура финансового отдела обычно включает следующие направления работы:
прогнозо-аналитическую,
расчетную,
претензионную
оперативно-финансовую.
Типовая структура финансового отдела включает
- планово-экономическое бюро в составе групп:
финансово-кредитного планирования,
оперативного контроля и планирования,
экономического анализа;
- бюро банковских и кассовых операций;
- расчетное бюро в составе групп:
расчетов с покупателями,
расчетов с поставщиками,
претензионный.
На предприятиях, осуществляющих валютные операции создается валютная группа. (Приложение В)
Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются:
изыскания путей увеличения дохода и повышения рентабельности;
обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству, инвестициям, внедрение новой техники и других плановых затрат;
выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями;
организации расчетов;
содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;
контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.[15,70]
2.2 Анализ финансовой системы Казахстан
По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.