Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание

1. Введение
2. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура
3. Особенности финансовой политики в РФ
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система и финансовая политика государства 2008.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире  производительными силами, включая  людской потенциал, находящий далеко не полное полезное  применение. Производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т. д.). Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для   переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья. 

В то же время по официальной  оценке значительные финансовые ресурсы  ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках.  В целом банковская, налоговая  и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы   честно работающему и соблюдающему российское  законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж. 

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важно, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства. 

Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ,  а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе. 

Все эти вышеперечисленные  ресурсы и являются реальной базой  проведения финансовой политики субъекта РФ.

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной,  банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т. к. от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

Вот почему выбор путей  реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов достижения поставленных задач, составление примерного графика поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

Проблема выбора путей  реализации финансовой политики во все  времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

Существует и организационная  проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового Бюджетного кодекса РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

Финансовая политика играет важнейшую  роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

 

         Литература

Официальные документы

1.   Конституция Российской  Федерации. – Ст.71-117,130-133.

2.   Гражданский Кодекс Российской  Федерации. – Гл.4.

3.   Бюджетный Кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.1-17, 24-28, 161.

4.   Налоговый Кодекс Российской  Федерации - Гл.21-26

5. Федеральный закон от 12.01.1996 №7  – ФЗ «О некоммерческих организациях».

6. Федеральный закон от 06.03.2003 №131-ФЗ  « Об общих принципах местного  самоуправления».

7. Федеральный закон от 15.08.1996. №115-ФЗ  «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Учебники, монографии, сборники научных трудов

8.   М.В. Романовский, Финансы, М.,Юрайт,2001.

9.   М.А.Абрамова, Финансы и кредит, М., Юриспруденция, 2003.

10.   С.В. Галицкая, Деньги, кредит, финансы, М., Экзамен, 2004.

11.   А.М. Ковалева, Финансы, М., Финансы и статистика,2003.

12.   Ю.Я. Вавилов, Финансы, М., Социальные отношения, 2004.

13. Макконелл К.  Р.,  Брю С.  Л.  Экономикс:  принципы,  проблемы  и

политика: Пер. с 13-го англ. изд.- М.: «Инфра-М, 2001.

14. Финансы: Рабочая программа/ под ред. Филина  А.Г., «МГТА», М., 2002.

15. Финансы: Учебник/ под ред. Родионовой В.М., «Финансы и статистика», М., 1995.

                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                  

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

  

                    

 

 

1 Финансы: Рабочая программа/ под ред. Филина  А.Г., «МГТА», М., 2002.

2 Финансы: Учебник/ под ред. Родионовой В.М., «Финансы и статистика», М., 1995.


Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства