Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:42, курсовая работа
Целью моей курсовой является исследование развития и состояния предпринимательской деятельности в России и США.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Возникновение предпринимательства и его роль в обществе……….5
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности………..5
1.2. Экономическая природа предпринимательства ……………………….7
1.3. Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Сущность предпринимательской деятельности……………………...15
2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенности……………………………………………………………………..15
2.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности………………...19
2.3. Организационные формы предпринимательской деятельности в России ………………………………………………………..………………21
ГЛАВА 3. Предпринимательство в России и в США………..…………………..26
3.1. Состояние малого предпринимательства в России…………………..26
3.2. Состояние малого бизнеса в США…………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………34
Ликвидация АО может быть проведена на добровольной основе по решению общего собрания либо в установленном законом порядке. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.8
Глава 3. Предпринимательство в России
Августовский кризис 1998 года серьезно ударил по многим малым и средним предприятиям: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, зависимые от поставок товаров или сырья по импорту. В результате этих процессов число занятых в секторе сократилось на несколько сотен тысяч работников. Подавляющее большинство малых предприятий выпускают продукцию неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на “грани”, либо переходящих в сферу теневой экономики. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства Постоянное ухудшение внешней среды предпринимательской деятельности; о разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.); о налоговый пресс и громоздкая система отчетности; о отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения предпринимательской деятельности; о растущее недоверие предпринимателей к власти, к ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса.
К началу 1999 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см.табл.1). Следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.
Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.
Таблица 1.Число малых предприятий и численность занятых на МП в России.
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Численность занятых на МП |
8 479 900 |
8 944 800 |
6 209 100 |
6 514 800 |
6 207 800 |
6 485 800 |
Число МП |
896 900 |
87 7300 |
841 700 |
861 100 |
868 000 |
890 600 |
Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях (см.табл.1). По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.
Стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Профессионализм многих предпринимателей и управленцев возрос. Качество продукции сферы пищевой промышленности, легкой промышленности серьезно выросло. То же можно сказать и о сфере услуг. МП наиболее развит в таких отраслях, как и торговля и общепит, строительство и промышленность, а так же наука и научное обслуживание производства (см. табл.2).
Таблица 2.
Отрасль |
Число МП в % |
Численность занятых в % |
1. Промышленность |
14,6 |
24 |
2. Сельское хозяйство |
1,1 |
0,8 |
3. Лесное хозяйство |
0,05 |
0,05 |
4. Транспортные связи |
0,3 |
0,2 |
5. Строительство |
16,6 |
29,9 |
6. Торговля и общепит |
42,7 |
24,6 |
7. Материально-техническое |
1,8 |
1,3 |
8. Информационное обеспечение |
0,8 |
0,5 |
9. Общая коммерческая |
4,8 |
3,9 |
10. Прочая деятельность в |
1,5 |
1,4 |
11. Бытовые услуги и жилищное хозяйство |
1,8 |
1,1 |
12. Здравоохранение и спорт |
1,9 |
1,3 |
13. Народное образование |
0,9 |
1 |
14. Культура и искусство |
0,9 |
0,7 |
15. Наука и научное обслуживание производства |
5,6 |
5,3 |
16. Финансы и пенсионное |
1,3 |
0,9 |
17. Прочие отрасли |
3,35 |
3,05 |
Неравномерность развития МП проявляется и в отраслевом разрезе. В России малый бизнес, в основном, сосредоточен в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где он играет важную роль практически во всех сферах экономики, включая производство наукоемкой продукции (см. табл.2).
Как видно из таблицы 3, развитие малого и среднего предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах РФ, около четверти - в Москве. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см.табл.3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.9
Таблица 3.
Область, Район |
Число МП, тыс. |
Численность занятых, тыс. чел. |
Калининградская |
9,8 |
56,0 |
Дальневосточный |
38,2 |
278,2 |
Восточно-Сибирский |
35,2 |
284,4 |
Западно-Сибирский |
74,7 |
569,5 |
Уральский |
93,9 |
615,7 |
Северный |
21,3 |
166,9 |
Северо-Западный |
126,6 |
781,7 |
Центральный |
275, 4 |
2018,1 |
Северо-Кавказский |
69,5 |
570,6 |
Поволжский |
88,1 |
571,7 |
Центрально-Черноземный |
28,9 |
243,1 |
Волго-Вятский |
29,0 |
330,1 |
Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП – жители Центрального района (см. табл.3). На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Приведенные данные свидетельствуют о высокой дифференциации российских регионов по уровню развития внешней среды предпринимательства.
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микро-предприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%.
Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г. составило 270 тысяч. Почти треть из них сосредоточены в Северо-Кавказском районе.
В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ.
Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в результате финансового кризиса августа 1998 года создало некоторые предпосылки и стимулы для развития предпринимательства.10
3.2. Состояние малого бизнеса в США.
Федеральное статистическое бюро США относит к малым предприятия, в которых количество работников не превышает 500 человек.
По данным Администрации малого бизнеса в США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 млн.предприятий малого бизнеса. При этом малые предприятия использовали 54% частной рабочей силы, они ответственны за выпуск 50% продукции частного сектора и за 54% всех продаж в стране.
В основном благодаря развитию малого бизнеса в США за последние годы наблюдается определенный экономический подъем, что в свою очередь обеспечивает существенный рост числа рабочих мест. Только в 1994г. валовой внутренний продукт (ВВП)в США вырос на 3,5% ,что является самым высоким ростом за предшествующие 14 лет. Это вызвало увеличение на 3,2 млн. рабочих мест, в том числе в малом бизнесе – более чем на 2млн.
В результате в настоящее время почти половина работников малого бизнеса зарабатывает больше, чем работники рынка большого бизнеса.
К наиболее быстро растущим секторам экономики в малом бизнесе США за последние несколько лет относятся: компьютерный бизнес (главным образом сборка и продажа, а так же ремонт), ресторанный бизнес (нередко очень небольшие заведения), медицинские офисы, поликлиники, медицинские и зубные лаборатории, различные строительные и ремонтные подрядные организации, детские сады и консультации, а так же сервис по реабилитации.
На предприятиях малого бизнеса США только за период с 1975 по 1992 гг. занятость в абсолютном выражении возросла на 82,3% (с 40,7 до 74,2 млн. чел.). за это время на крупных предприятиях она возросла лишь на 30,3% (с 14,2 до 18,5 млн. чел.). За этот же период доля занятых на малых предприятиях в общем числе занятых увеличилась с74,2% до 80%, тогда как на крупных предприятиях сократилась с25,8% до 20%.11
За последние годы в США существенно возрос объем коммерческих и промышленных займов, выдаваемых субъектам малого бизнеса под гарантии Администрации малого бизнеса.
Только за один год –с 1993по 1994-их количество возросло с 25 тыс. до 35тыс.,а объем займов достиг, по оценке, 6 млрд долл. При этом такая тенденция имеет место , несмотря на рост банковского процента за кредит , достигшего в последние годы 2-3% годовых.
В США практикуются различные формы поощрения малого бизнеса. Так, например, в 1994г. малые предприятия получили 61,2 млрд. долл. от общей суммы 200,4 млрд. долл. в товарах и сервисах (услуги) , купленных правительством. Кроме того, малые фирмы получили в том же году напрямую 39,2 млрд. долл.
Малые фирмы США имеют большие достижения в области новаторства. Так, в минувшем веке ими были созданы: самолет, оптический прибор, персональный компьютер, мягкие контактные линзы, прибор “искусственное сердце” и многое другое. По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в два раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы.
В технологической индустрии почти 25% занимают фирмы со средней численностью менее 500 человек. Среди фирм с высокой технологией 93% имеют численность до 500 работников, из них 70% - до 20 человек. Ныне в США законодательно предусмотрено выделение определенной суммы денег из средств федерального бюджета на исследования и разработки малым фирмам в сфере высоких технологий, которые предназначены на исследовательские работы.
Следует так же отметить определенную тенденцию в малом бизнесе США – абсолютное и относительное увеличение числа женщин. Так, в 1994г. доля малых предприятий в индустрии обслуживания, принадлежащих женщинам, составила 60,4% - самый высокий уровень. В оптовой и розничной торговле доля женщин-владельцев малого бизнеса – составила 22,9%, в финансах – 9,5%. Число малых предприятий принадлежащих женщинам, за последние несколько лет возросло на 7,2%, в то время как соответствующий показатель у мужчин – лишь 3,8%. Только в одном 1994 г. число предприятий, владельцами которых являются женщины, увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 150 тыс. В том же году более 5,7 млн. единоличных предприятий принадлежали женщинам. Это составляет 32,9% всех предприятий в США.12