Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:36, курсовая работа
Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов поведения фирмы в условиях кризиса.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие фирмы;
- выявить экономическую сущность и причины появления фирм
Введение…………………………………………………………………………3
Экономическая сущность и причины возникновения фирмы…………5
Понятие. Целевая функция. Экономическая природа фирмы………...5
Причины возникновения фирмы………………………………………...10
Организационно-правовые формы фирм………………………………..15
Классификация фирм……………………………………………………..15
Характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………...19
Поведение фирмы в условиях кризиса…………………………………..26
Признаки кризисных явлений в экономике предприятий………………26
Модели поведения фирмы в условиях кризиса………………………….31
Заключение………………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………….35
В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирмы. Например, А. Смит5, а в последствии и К. Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Такая кооперация стала качественно новой производительной силой, поскольку позволила многократно снизить производственные издержки и значительно увеличить производительность труда каждого работника. А. Смит в своей книге "Богатство народов" приводит пример английской булавочной мануфактуры, организация которой обеспечила рост выработки в расчете на одного занятого в 100 раз. К. Маркс, идеализировавший фабрику и весь фабричный порядок с его "законом строго определенных пропорций"6, пришел все-таки к выводу о необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества. Это позволило бы, как он считал, устранить "рыночную анархию", ввести планомерность в рамках национальной экономики и в результате обеспечить победу коммунистического способа производства над капиталистическим в производительности труда.
На этот счет известны также высказывания В. И. Ленина о том, что социализм — это "единая фабрика", "единый синдикат", "единая контора". Увы, предсказания классиков марксизма относительно судьбы рынка не осуществились на практике. Сколько-нибудь эффективная "фирма-общество" невозможна прежде всего по экономическим причинам.
Американский экономист Ф. Найт считает, что фирмы появились в результате стремления рыночных агентов к минимизации рисков и неопределенности. Чем сильнее неопределенность, тем больше преимущества фирмы по сравнению с рынком.
Наиболее глубокое объяснение причин возникновения фирмы, получившее широкое признание в научном мире, дал другой американский экономист, Р. Коуз.7 Суть открытия Р. Коуза состоит в следующем - фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.
Механизм рыночной координации обладает целым рядом неоспоримых достоинств с точки зрения как отдельного потребителя, так и общества в целом. Вместе с тем общество не может пользоваться рыночным механизмом бесплатно. Это требует подчас весьма внушительных затрат. Такие затраты обусловлены непосредственно не технологией производства (издержками на материалы, оборудование, оплату труда рабочих и т. д.), а самим процессом взаимодействия рыночных агентов в ходе совершения ими различных сделок. Р. Коуз назвал их трансакционными затратами (от лат. transactio —сделка).
Коуз выделяет следующий перечень выгод при организации фирм:
1) сокращение издержек при
2) фактор производства (или его собственник) не должен заключать серию контрактов с факторами, с которыми он кооперируется внутри фирмы: заключается один единственный контракт, который устанавливает пределы власти предпринимателя и обязывает работника за определенное вознаграждение выполнять его распоряжения;
3) различное отношение
Несмотря на устранение определенных издержек при возникновении фирмы, все производство не может осуществляться одной большой фирмой. С ростом фирмы падает ее эффективность. Коуз описывает следующие ограничения при расширении фирм:
1) с увеличением размеров фирмы
может начаться сокращение
2) мере увеличения количества
осуществляемых трансакций
3) цена предложения одного или
нескольких факторов
На самом деле, пишет Коуз, точка, в которой экспансия фирмы прекращается, может определяться совместным действием нескольких вышеперечисленных факторов.
Люди, конечно, давно знали о трансакционных затратах, учитывали их на практике, но не подозревали, что они имеют важнейшее значение в возникновении фирм, банков, бирж и других институтов экономической жизни. Подобно трению в физике, которое порождает механическое сопротивление, возникающее в плоскости касания двух тел при их относительном перемещении, трансакционные издержки затрудняют функционирование рыночного механизма. Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Не будь трансакционных затрат, фирм вообще бы не существовало.
Если бы можно было представить себе экономику в виде сплошного рынка, состоящего из одних только физических лиц, бремя трансакционных затрат было бы столь велико, что многие товаропроизводители отказались бы от участия в рыночном обмене. Вместо рыночного обмена они нашли бы другие, альтернативные способы координации своих действий. Фирмы и становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовый (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции осуществляются внутри фирмы, без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость. Вот почему при незначительных, а тем более нулевых трансакционных издержках (если бы это было возможно) фирмы попросту были бы не нужны.
Таким образом, фирма необходима, когда благодаря ей достигается более высокая эффективность (производственные и трансакционные затраты минимизируются), чем у нескольких мелких организационных единиц, из которых она состоит.
И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии получить результаты, которых добиваются две, три или больше фирм.8
Далее я хотела бы рассмотреть какие существуют типы фирм, в чем их отличия, преимущества и недостатки.
II. Организационно-правовые виды фирм
2.1. Классификация фирм
В любой экономической системе не только функционирует огромное количество фирм, но и существуют разнообразные их типы. Это связано прежде всего с разнообразием способов экономии (минимизации) трансакционных издержек. В странах с развитой рыночной экономикой существуют многообразные типы и виды фирм, отражающие различные формы и способы привлечения и использования капитала, ведения предпринимательской деятельности. Фирмы принято классифицировать по ряду признаков:
1. По виду деятельности;
2. По форме собственности;
3. По размеру;
4. По признаку доминирующего фактора производства;
5. По организационно-правовой
По характеру хозяйственной деятельности различают следующие виды фирм:
По характеру собственности фирмы делятся на:
По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. Размер фирмы может оцениваться по одному и/или нескольким критериям: численность занятых, объем используемого капитала, величина активов, объем продаж. Как правило, в качестве основного критерия применяется численность занятых: этот критерий является относительно стабильным во времени и достаточно универсальным по отраслям экономики и для межстранового сравнения. Если объем используемого капитала, величина активов или объем продаж изменяются в зависимости от вида деятельности или единицы измерения, то численность занятых не подвержена таким колебаниям; люди остаются людьми вне зависимости от сферы приложения труда или страны исследования. Хотя и здесь встречается своя сложность: современная технология позволяет выпускать достаточно существенные объемы и использовать значительные производственные фонды при малой численности персонала, тогда средняя или даже крупная по остальным критериям фирмы окажется мелкой по данному критерию. Поэтому иногда применяют несколько критериев одновременно. Итак, в соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм: мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек, средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 250 человек, и крупные, где численность занятых превышает 250 человек. По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около 1/2 общего числа предприятий). В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.
Преобладание мелких, средних или крупных фирм в той или иной отрасли обусловлено в первую очередь эффектом масштаба. При наличии в отрасли положительного эффекта масштаба будет характерным существование одной-двух крупных фирм, при других типах отдачи от масштаба - не только крупные, но и средние и мелкие фирмы могут оказаться эффективными, найти свою нишу на рынке.
Крупные фирмы, как правило, сталкиваются с небольшими трансак-ционными издержками в силу относительной легкости установления и поддержания контактов между крупными рыночными игроками, а также потому, что многие промежуточные товары уже производятся в данной фирме. Однако таким фирмам присущи большие издержки контроля - чем больше производственных звеньев объединено в рамках одной производственной структуры, тем дальше результат труда от его процесса, тем больше склонность к "бесплатному проезду" отдельных работников и звеньев, тем больше должны быть усилия по нейтрализации этого негативного явления.
Мелкие фирмы характеризуются относительно невысокими издержками контроля в силу того, что весь производственный процесс совершается практически одними и теми же людьми без разветвленной сети посредников. Но мелкие фирмы вынуждены нести высокие ТАИ, поскольку внешних посредников у них значительно больше, чем у крупных фирм.
Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства выделяет трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.
Далее я хотела бы остановиться на организационно-правовых формах предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
2.2. Характеристика организационно-
Организационно-правовые формы предприятий – это исторически сложившиеся и законодательно определенные формы ведения производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, различающиеся правами собственности, источниками финансирования и ответственности владельцев фирмы. В характеристику юридической формы входит порядок ее регистрации и ликвидации.
Предпринимательскую деятельность можно вести в следующих организационно-правовых формах:
Первая ОПФ подразумевает под собой индивидуальное предпринимательство. Эта форма предусмотрена ст. 23 Гражданского кодекса РФ: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».9 Индивидуальное предпринимательство — это фирма, находящаяся в собственности одного лица.10 Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.