Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 10:13, курсовая работа
В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, степени ее коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынков. Российские особенности связаны с прошедшей широкомасштабной приватизацией, разрушением прежних хозяйственных связей, инфляцией и инвестиционным кризисом.
Введение 3
1 Становление ФПГ в России 4
1.1 Экономическое содержание создания ФПГ в России 4
1.2 Правовые условия формирования ФПГ 10
1.3 Регулирование деятельности ФПГ в России 12
2 Проблемы и тенденции развития ФПГ 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30
- отсутствие в условиях высокой инфляции и действующего налогообложения достаточных стимулов для привлечения российских финансовых структур к реализации промышленных проектов. При этом чрезмерное усиление влияния в ФПГ банковских структур по сравнению с промышленными при отсутствии четкой ориентации на реальное инвестирование может привести не к улучшению инвестиционной ситуации в промышленности, а к переливу заработанных в производстве средств в пользу более выгодных коммерческих и торговых и операций;
- односторонняя ориентация проектов на получение государственной поддержки без увеличения собственных средств на цели инвестирования, попытки включения в состав групп потенциальных банкротов, не создающих конкурентоспособной продукции;
- совершенствование механизма государственной поддержки ФПГ, программы деятельности которых являются действительно эффективными и приоритетными. Это относится в первую очередь к порядку предоставления государственных гарантий при реализации крупных инвестиционных проектов ФПГ, отвечающих приоритетным направлениям промышленной политики. Эти гарантии могут касаться кредитов иностранных инвесторов, инвестиций в акции и эмитируемые ценные бумаги участников ФПГ (в том числе в форме залога государственного имущества, долевого участия государства в финансировании проектов). Безусловно, что при этом государственная экспертиза программ ФПГ должна быть предельно жесткой;
- сложности создания транснациональных ФПГ с участием предприятий стран СНГ из-за разных темпов осуществления реформ, слабости соответствующей нормативно-правовой базы, непроработанность финансово-экономических схем взаимодействия финансового и промышленного капиталов в межгосударственном аспекте.
Переход к рыночной системе хозяйствования, развитие предпринимательской деятельности государства, широкое применение финансово-кредитных рычагов, государственное программирование, правительственные меры, направленные на укрепление внешнеэкономических связей, способствующие концентрации и централизации производства, дальнейшей интеграции с ним науки, усиливают общественный характер производства. Это ведет к концентрации и централизации капитала, монополизации экономики, появлению финансово-промышленных объединений. Усиливается частный характер присвоения, все большая доля общественного богатства сосредотачивается в руках частных собственников, возрастают противоречия между трудом и капиталом. Однако, каковы бы ни были трудности в области регулирования экономики и решения социальных проблем, концентрация капитала соответствует экономической политике, проводимой в нашей стране.
В складывающихся условиях сложной экономической обстановки в России, характеризующейся нарушением взаимосвязей многих организаций и предприятий, представляющих научный, проектный, технический, экспериментальный, производственный и эксплуатационный потенциал промышленности, становится актуальным применение новых принципов, форм и методов создания и производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Одним из стратегических
направлений перспективной структурной
политики в российской промышленности
является применение современных организационных
форм, предусматривающих объединение
потенциалов предприятий и организаций
(финансовых, научных, проектных, экспериментально-
В сложных
экономических условиях представляется
целесообразным активное применение гибких
организационных форм – финансово-промышленных
групп, позволяющих эффективно концентрировать
ресурсы для решения крупных государственных
задач создания сложной, конкурентоспособной
на мировом рынке продукции путем объединения
наиболее рациональной комбинации финансовых,
научных, проектных, экспериментально-
- выполнение работ, которые нельзя было провести отдельным предприятиям и организациям самостоятельно, вследствие значительных затрат и риска;
- эффективное распределение ресурсов между участниками;
- объединение участниками ФПГ дефицитных людских, материальных и информационных ресурсов.
В процессе формирования ФПГ необходимо:
- создать на основе принципов целевого управления специфических организационных форм по производству конкурентоспособной на мировом рынке высокоэффективной продукции с устойчивым финансовым обеспечением и стабильной поддержкой выполняемых проектов с учетом возможности участия коммерческих структур;
- создать и использовать системы многоступенчатых контрактов на выполнение работ на этапах жизненного цикла создаваемой продукции (концепция планирования программ по этапам – каждому новому этапу целевой программы предшествует тщательный анализ результатов работы, выполненной на предыдущем этапе и определяются возможности и целесообразность перехода к следующему этапу или необходимость пересмотра программы и ее коррекции);
- использовать средние и мелкие предприятия, организации и фирмы, имеющие узкую специализацию, как одного из основных источников новых научных и технических идей (использование таких групп предприятий в качестве субподрядчиков позволяет крупным ФПГ обеспечивать высокий научно-технический уровень, не ориентируя собственную научно-исследовательскую базу полностью на создание высокоэффективной продукции).
Таким образом, создание ФПГ обеспечивает решение двух задач:
1. Разработка
проекта создания и
2. Разработка
системы финансового и
Для решения этих задач ФПГ обеспечивает:
- разработку и проведение единой научно-технической политики, концентрацию научно-технического и производственного потенциалов с целью выполнения в сжатые сроки исследований и разработок принципиально новой конкурентоспособной продукции;
- применение прогрессивных форм материально-технического обеспечения производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- формирование и реализацию единой стратегии в области инвестиционной политики для решения комплекса задач по развитию производственной базы, расширению и реконструкции действующих предприятий и организаций и их техническому перевооружению.
До принятия закона «О финансово-промышленных группах» состав документов по создаваемой ФПГ и необходимые согласования для получения соответствующего официального статуса определялись Положением о порядке ведения Реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации (утверждено правительственным постановлением №707 от 19 июня 1994г.). Зарегистрированные в соответствии с этим порядком группы подлежали, согласно Закону, перерегистрации с учетом новых требований [5].
Внесенные Законом коррективы в процесс получения группами официального статуса охватывают как организацию деятельности группы, так и перечень документов, представляемых в полномочный государственный орган для обретения официального статуса. Новые позиции в этом перечне – договор о создании ФПГ, копии учредительных документов каждого из участников и копии их реестров акционеров.
Согласно статье 5 Закона, для госрегистрации центральная компания ФПГ представляет в полномочный государственный орган следующие документы:
1) заявку на создание финансово-промышленной группы;
2) договор о ее создании (за исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами);
3) нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;
4) организационный проект;
5) нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;
6) заключение федерального антимонопольного органа.
Полномочный государственный орган вправе также запрашивать экспертные заключения других организаций, специалистов.
По президентскому указу №2096, при формировании крупных ФПГ в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций, требовалось предварительное согласование с Госкомимуществом РФ. Закон об ФПГ устранил ограничения на размеры групп, одновременно установив, что государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственниками их имущества (пункт 4 статьи 3). Что касается Мингосимущества РФ (правопреемника Госкомимущетсва), то с ним согласуются вопросы внесения государственного имущества в уставной капитал центральной компании ФПГ.
В соответствии со статьей 48 Закона «Об акционерных обществах» вопросы участия в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и в иных объединениях коммерческих организаций входят в компетенцию общего собрания акционеров. Соответственно позиция Мингосимущества РФ является важной для вхождения в ФПГ предприятий со значительной долей государственного участия.
В заключение важно отметить, что экспертиза документов в полномочном государственном органе включает следующие моменты.
Устанавливается наличие решений о вхождении в состав ФПГ, принятых в состав ФПГ, принятых правомочными на то органами управления предприятий-участников. По Закону «Об акционерных обществах», вопросы участия в ФПГ не отнесены к исключительной компетенции общего собрания и могут быть переданы на решение исполнительному органу общества (единоличному – директору, генеральному директору, или коллегиальному – правлению, дирекции).
Анализируются условия формирования уставного капитал центральной компании. Особое внимание при этом вызывают вклады тех учредителей, по отношению к которым государство является собственником или одним из собственников. Денежная форма вкладов претензий не вызывает, а натуральная требует прояснения вопроса, не является ли вносимое имущество государственной собственностью. Президентский указ №443 допускает использование государственными унитарными предприятиями недвижимого имущества в качестве вкладов в уставной капитал центральной компании. Однако такая передача государственного имущества осуществляется на основе соответствующих решений Правительства РФ.
Проверяется соответствие устава центральной компании условиям договора о создании ФПГ и ее организационному проекту.
Выясняется, соблюдается ли положение Закона «О финансово-промышленных группах», согласно которому дочерние общества входят в финансово-промышленную группу только вместе со своим основным обществом.
Рассматривается, не входят ли в формируемую ФПГ предприятия, уже участвующие в других группах, а также общественные и религиозные организации (это запрещено Законом).
Для участников ФПГ, подпадающих под действие «Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», проверяется соблюдение требований этого документа, в частности, ограничений на участие кредитно-финансовых учреждений в такого рода холдингах.
Специфика государственного
управления функционированием
Непосредственное участие в управлении ФПГ зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале ФПГ. Согласно Положению о ФПГ, критической долей для принятия решения о добровольном формировании является цифра в 25% государственной собственности. Таким образом, ФПГ разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей. При этом одним из рычагов управления по отношению к ФПГ должно стать условие получения разрешения предприятия с долей оборонного заказа, превышающего 30%, на вхождение в группу от Министерства обороны и Министерства экономики. Условием предоставления такой возможности должно быть участие представителей органов государственного управления в контроле за деятельностью группы.
Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства над ФПГ[3]:
- создание ФПГ из государственных предприятий с участием в ней уполномоченного банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;
- за счет передачи в траст центральной (управляющей) компании ФПГ имеющихся у государства акций оборонных предприятий, в том числе и с правом последующего опциона;
- управление временно закрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акций предприятия-участника ФПГ;
- участие государства в управлении группой как обязательное требование к присвоению официального статуса ФПГ.
Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания ФПГ. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций ФПГ, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.
Сочетание в рамках ФПГ государственного управления и контроля за деятельностью предприятий и частного менеджмента позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной продукции, и участников ФПГ, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.
Наиболее серьезным упущением существующего законодательства является практическая невозможность создать группу при доле государственной собственности, превышающей 25% (создание ФПГ из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы). Это особенно существенно для предприятий и организаций ОК с объективно высокой долей государственной собственности.