Формы и виды монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Содержание

Введение………………………………………………..2
Глава 1. Понятие монополии
1.1. Определение монополии и ее характерные черты……..….3-4
1.2. Источники монополии и монопольная цена………………..4-8
Глава 2 .Формы и виды монополий
2.1. Формы монополий
2.1.1. Естественная монополия…………………………………8-10
2.1.2. Административная монополия……………………………11
2.1.3. Государственные монополии…………………………..11-12
2.2. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными
ресурсами, знаниями…………………………………………12
2.3.Экономическая монополия……………………………………12-14

Заключе-ние…………………………………………………………………..14
Список использованной литерату-ры………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономической теории.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Основными признаками естественной монополии являются следующие:      

1.          Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном [2]направлении.

2.          Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.

3.          Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным  энергоносителем сложно.

4.          Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.                  

 

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

2.1.2 Административная монополия

        Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире.   Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

В другой литературе выделяют государственную монополию.

2.1.3 Государственные монополии

Существование государственных монополий на рынке конкрет­ных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодо­рожный транспорт), так и государственными ограничениями при­тока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего ры­ночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих из­держек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относитель­ному сокращению объемов производства и более высоким ры­ночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит бо­лее или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкурен­ции на рынке.

2.2 Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями

Другой причиной возникновения и сохранения фирмой осо­бого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рын­ке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.

Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на па­тент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «Дженерал Электрик», которая безраздель­но господствовала на рынке электрических лампочек, изобретен­ных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.

2.3 Экономическая монополия

          Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или[3]иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов когда начинает доминировать на рынке.
           Что является причиной появления и развития монополистических
тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А.Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала.

Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики.

Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

        

 

 

                                              Заключение

 

За  свою  историю  человечество  накопило  немалый  опыт   столкновений     с монополиями и убедилось, что монополия – это  экономическое  зло.  Появление монополий  нарушает нормальную работу  рыночных  механизмов,  а  это  вредно для интересов нации в целом. И  потому  большинство  стран  мира  постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Список использованной литературы:

 

1.                      Монополизм и антимонопольная политика. Барышева А. В., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. и др. Москва: Наука, 1993 г. – 240 стр.

2.                      Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г. 592 стр.

3.                      Рынок и антимонопольное регулирование. А. И. Колесов, Е. В. Исаенко,      А. В. Исаенко. Белгород, 1999 г. 139 – 140 стр.

4.                      Основы экономической теории. Государственный университет Высшая Школа Экономики. Под ред. С. И. Иванова. Москва: Вита-Пресс, 2000 г.   336 стр.

5.                      Экономика без тайн. И. В. Липсиц. Книга 2. Москва: Вита-Пресс, 1996 г.  351 стр.

6.                      Экономикс. Самуэльсон П. стр. 531.

7.                      Сальников Е. Монополия: вчера, сегодня, завтра. “Экономика и жизнь”, 1995 г., №28

8.                      Экономика. Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи. Москва: Дело, 1998 г. – 864 стр.

9.                      Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. Под ред.       Г. П. Журавлевой. Москва: ИНФРА – М, 1997 г. – 368 стр.

10.                  Frank R. X. Перевод главы 12 – «Монополия», 1991 г., стр. 91.

           



[1] Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина,  Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г. 592 стр.

 

[2] Экономика без тайн. И. В. Липсиц. Книга 2. Москва: Вита-Пресс, 1996 г.  351 стр.

 

[3] Государство и проблема монополии.  Никитин С., Глазова Е. МЭ и МО, 1994 г., №7, с. 92-93

 


Информация о работе Формы и виды монополий