Характеристика конкурентной среды на товарных рынках и государственное регулирование их структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений главным стимулом развития производства, повышения качества товаров и услуг является конкурентная борьба производителей, рамки которой в отечественной экономике сужены чрезвычайной монополизацией. Монополизм как экономическое явление присущ любой экономической системе, что обуславливает необходимость корректирующего воздействия государства, осуществляющего защиту конкурентной среды рынка от экспансии отдельных хозяйствующих субъектов, обладающих значительной рыночной властью.

Содержание

Введение 4
Понятие конкурентной среды и ее параметры 6
Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности 8
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

экономика отрасли.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

учереждение высшего профессионального  образования

 

Дальневосточный государственный  технический рыбохозяйственный  университет

 

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБТУЗ»)

 

Институт заочного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

По дисциплине: «Экономика отрасли»

 

Тема: «Характеристика конкурентной среды на товарных рынках и

государственное регулирование их структуры»

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Козакевич Яна Олеговна

Учебный шифр: 111 - МНб – 837

Группа: МНб - 214

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2013

 

Оглавление

 

 

 

Введение

В условиях рыночных отношений  главным стимулом развития производства, повышения качества товаров и услуг является конкурентная борьба производителей, рамки которой в отечественной экономике сужены чрезвычайной монополизацией. Монополизм как экономическое явление присущ любой экономической системе, что обуславливает необходимость корректирующего воздействия государства, осуществляющего защиту конкурентной среды рынка от экспансии отдельных хозяйствующих субъектов, обладающих значительной рыночной властью. Одна из основных и главных экономических функций государства состоит в поддержании, а в таких трансформирующихся экономических системах, как Россия, и в создании конкуренции на рынках. Монополизм в России, сформировавшийся под воздействием командно-административной системы, предполагает использование комплекса мер антимонопольного регулирования принципиально отличающихся от форм и методов по защите конкуренции, применяющихся в странах с развитой рыночной экономикой, которые направлены на пресечение антиконкурентного поведения доминирующих на рынке фирм.

Экономические аспекты  антитрестовского законодательства и  проблемы развития конкуренции исследовали многие зарубежные ученые: Э. Гелхорн, Э. Дж. Доллан, Дж. Каттан, Дж. Кейнс, К. Макконнелл, М. Портер, Д. Риккардо, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, А. Смит.

Вопросам антимонопольного регулирования стран с транзитивной экономикой и возможности использования зарубежного опыта посвящены работы Ф. Брюсика, Э. Маркварта, Я. Одовера, Р. Питтмана. Значительный вклад в освещение особенностей отечественного монополизма, демонополизации российской экономики и антимонопольного регулирования внеели В.Н. Богачев, А.В. Барышева, М.А. Бокарева, А.Я. Лившиц, С.А. Никитин, Ю.В. Сухотин, С.Н. Толкачев, А.И. Яковлев и другие.

Несмотря на достаточно большое количество научной и  методической литературы по проблемам  конкуренции, ряд вопросов остается неосвещенным. Формированию конкурентной среды не уделяется достаточного внимания, как в научных трудах, так и в проходящих в стране социально-экономических преобразованиях. Научные разработки в этой области касаются в основном теоретических аспектов и отстают от требований практики. Важность проблем проведения антимонопольной политики, как в России, так и на уровне регионов определили актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Цель данного исследования состоит в рассмотрении проблем  создания конкуренции в отечественной  экономике и выработке направлений  совершенствования системы регулирования и развития конкурентной среды на рынках региона.

 

Понятие конкурентной среды и ее параметры

Основными параметрами  конкурентной среды на товарных рынках являются:

  1. продуктовые границы товарного рынка;
  2. субъекты товарного рынка (количество и состав продавцов и покупателей);
  3. географические границы товарного рынка;
  4. объем товарного ресурса рынка;
  5. доли хозяйствующего субъекта на рынке;
  6. количественные показатели структуры товарного рынка;
  7. качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа);
  8. рыночные потенциалы хозяйствующего субъекта.

Продуктовыми (товарными) границами товарного рынка считается  группа (набор) взаимозаменяемых товаров.

Географические (территориальные) границы товарного рынка - это  территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами.

Структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Барьеры входа на рынок - обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок.

В качестве источников исходной информации о рынках при анализе  конкурентной среды используются:

  1. данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
  2. информация от налоговых, таможенных органов, банковских структур, инвестиционных фондов;
  3. сведения об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг), полученные антимонопольными органами непосредственно от хозяйствующих субъектов;
  4. данные выборочных опросов покупателей, характеризующие покупательские предпочтения, критерии взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка;
  5. данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;
  6. данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

 

Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности

Эффективное и устойчивое развитие торговых предприятий невозможно без выполнения комплекса мер по совершенствованию правовой среды, в которой они осуществляют свою финансово- хозяйственную деятельность.

В основе рыночной экономики  лежит система прав и обязанностей конкретных субъектов предпринимательской деятельности, которые должны действовать самостоятельно и решать все свои локальные вопросы в рамках общих законов, норм и правил.

Опыт мировой рыночной торговли свидетельствует, что современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством. В настоящее время происходит усиление государственного регулирования в направлении содействия развитию предпринимательства, изменения организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, обеспечения оптимального сочетания государственного и рыночного механизмов регулирования.

В обобщенном виде к  задачам государственного регулирования  относятся разработка, принятие законодательных актов, обеспечивающих правовую основу деятельности и защиту прав собственности предпринимателей, ограничение административного вмешательства в работу предприятий, создание свободной конкурентной среды, стимулирование деловой активности, обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, инвестиционной политики, борьба с монополистическими тенденциями, соблюдение норм трудового законодательства, регулирование внешнеэкономической деятельности.

Направления, формы и методы государственного регулирования постоянно меняются и совершенствуются. На современном этапе эти изменения касаются перехода от административных к экономическим и правовым методам осуществления государством своих

функций путем создания соответствующего законодательства, регулирующего экономические отношения в сфере торговли.

В условиях рынка покупатели, пользуясь услугами торговых предприятий, приобретая необходимые товары, участвуют в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского законодательства.

Торговые предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, по мере становления рыночной экономики постоянно возрастают роль и значение гражданского права, регулирующего на основе юридического равенства сторон имущественно-стоимостные отношения.

Все законодательные  акты в зависимости от их юридической  силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных  законов главную юридическую  силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права  граждан и регулирует отношения собственности на территории страны.

Особое место в  законодательной сфере занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, призванный урегулировать все общественные отношения и являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно к различным сферам деятельности, в том числе и торговой.

В настоящее время  в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей путем принятия следующих законов: «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе» и т.п.

Среди подзаконных  нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядка формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий.

Правительство РФ на основании и во исполнение Гражданского кодекса, законов, указов Президента РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией. К ним относятся следующие постановления Правительства РФ: «Правила продажи отдельных видов товаров», «Правила продажи товаров по образцам», «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процесс правового  регулирования торгового предпринимательства  осуществляется не только путем разработки основных законов РФ, утверждения указов Президента, постановлений Правительства, но и через нормативные акты, принятые соответствующими министерствами РФ, а также Государственной налоговой службой, Госстандартом России.

Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Однако они могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия принятого законодательства.

Контроль за соблюдением  торговыми предприятиями принятых государством законодательных актов возложен на Министерство торговли РФ, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых структур и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.

Государственной службой  контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком формирования цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является департамент Госторгинспекции Министерства торговли РФ. Права и обязанности Госторгинспекции, ее организационная структура, методы осуществления государственного контроля за соблюдением правил торговли и оказания услуг в сфере общественного питания определены постановлением Правительства РФ "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ" (в настоящее время - Министерство торговли РФ).

Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие и производящие товары или услуги.

В целом создается  система правового регулирования  взаимоотношений органов государственной власти всех уровней и самостоятельных субъектов торговой деятельности.

Вместе с тем вопросы  эффективного участия государства  в регулировании торговой сферы решаются недостаточно активно и последовательно. Так, отсутствует единая государственная концепция развития торговли страны в целом, ослаблено территориальное звено управления торговлей, нормативно-правовая база не в полной мере отвечает практическим требованиям организации торговой деятельности предприятий отрасли.

Стратегической целью  государства в торговой сфере является создание необходимых условий для своевременного контроля за потребительским рынком, его экономической безопасностью. При этом сам механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми предприятиями и ориентацию на управление процессами, протекающими на потребительском рынке в целом, сведение административного воздействия в основном к нормативно-правовому регулированию, обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от организационно-правовых форм и вида собственности.

Информация о работе Характеристика конкурентной среды на товарных рынках и государственное регулирование их структуры