Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:01, шпаргалка
1) Основные проблемы и задачи экономики.
2) Экономические учения меркантилистов.
3) Классическая политическая экономия.
...
23/48)Денежно-кредитная политика ЦБ.
1) Основные проблемы и задачи экономики.
В настоящее время термин «экономика» используется в 2-х смыслах: 1)Экономика как хозяйство страны, предприятия, отдельного человека; 2)Экономика как наука, изучающая процессы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности.
В настоящее время
различают систему
Основные проблемы и задачи экономики.
Основной проблемой
экономики является, как использую
ограниченные ресурсы максимально
полно удовлетворить
Субъекты экономики - то, что воздействует: 1)человек (выступает как производитель, потребитель, управляющий производством, распределением, обменом, потреблением); 2)предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица; 3)территория-край, область, Москва, Петербург; 4)государство.
Объекты экономики: 1)продукция – это материальный и информационный продукт, созданный в процессе производства; 2)товар – это продукт, являющийся объектом купли продаж; 3)работа – трудовая деятельность по созданию любого продукта; 4)услуга – деятельность в производстве, не создающим конфликтный материальный продукт. Ресурсы экономики: 1)труд – это целесообразная деятельность человека по созданию любого продукта; 2)природные ресурсы – земля, лес; 3)капитал – это деньги, оборудование, сырьё; 4)предпринимательские способности – способность человека наиболее эффективно использовать выше перечисленные ресурсы.
При решении главной проблемы возникают 3 основных задачи: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО.
ЧТО, т.е. какие товары и в каком ассортименте и количестве следует производить. При решении этой задачи ограниченные ресурсы распределяются между производителями и в зависимости от востребованности выпускаются те или иные товары.
КАК, т.е. с помощью каких способов соединения ограниченных ресурсов производить необходимые людям блага. Решая эту задачу люди выбирают более предпочтительные для них способы.
ДЛЯ КОГО, т.е. для каких слоев общества производить продукцию и как ее распределять. Решая, каким образом распределять блага, человечество за свою историю пробовало опираться на следующие принципы: право сильного; принцип уравнительности;
принцип очереди.
Жизнь отвергла все эти принципы, т.к. они подрывают интерес людей к труду. Сегодня в большинстве стран преобладает принцип рыночного распределения.
2) Экономические учения меркантилистов.
Меркантилизм появился в XVI-XVIII вв. Меркантилизм переводится как «купец», «торговец», т.е. отражало интересы купцов. Главным богатством общества являются деньги (золото, серебро). Источником богатства является сфера обращения (торговля и финансовые работы). Государство должно своей целенаправленной политикой способствовать обогащению общества. Деятельность государства делилась на 2 этапа: 1)государство должно использовать административные меры, такие как ограничение импорта, запрет вывоза денег из страны; 2)применение экономических мер: поддержка внешней торговли, развитие судоходства. Представители: в Англии: Томас Мэн, во Франции: Монкретьен.
Основной недостаток – недооценка производства как источника богатства.
3) Классическая политическая экономия.
I. Классическая школа физиократов. Получила развитие в 18 веке во Франции. Представители: Франсуа Кенэ и Анн Роберт Жак Тюрго. Суть учения физиократов заключается в их названии: «физус» - с греч. «природа», а «кратус» - «власть», т.е. они признавали власть природы. Они считали, что чем лучше природные условия, тем богаче государство. Источником богатства они считали не сферу обращения, а производство (но не всякое производство, а только сельское хозяйство).
II. Рыночная школа классиков. Зародилась в 18 веке. Представители: шотландский экономист Адам Смит и его ученик англ. экономист Давид Риккардо. Они считали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Первейшим условием для этого являлось наличие свободной и конкурентной рыночной экономики. В обществе стихийно независимо от воли людей действуют определенные законы, которые регулируют рыночные механизм. Государство не должно вмешиваться в экономику, а должно лишь охранять порядок в обществе.
III.Марксизм возник в XIX в. в Германии, основоположник Карл Маркс. Согласно марксизму противоречия между буржуазией и пролетариатом является классово - антагонистическими. Компромиссы между ними невозможны. Необходим вооруженный захват власти и ликвидация буржуазии, как класса. Необходимо ликвидировать частную собственность, путем передачи ее обществу.
4) Неоклассическое и
I. Неоклассическая экономика – возникла во 2-ой половине 19 века. Согласно этому учению противоречия между рабочим классом и капиталом временны на период становления капитализма. Компромиссы возможны. Необходимо только немного потерпеть и идти друг другу навстречу. Представитель: Альфред Маршал. Он изложил свои идеи в 70х гг. 19 века, на основе которых возникло направление, получившее название неоклассическая. Согласно этому учению государство не должно вмешиваться в экономику, а должно лишь создавать условия для развития экономики и охранять порядок в государстве.
II. В 1929-1933 гг. экономику развитых стран потряс сильный кризис, в результате которого значительная степень экономики была разрушена. Изучив причины и последствия кризиса, ряд экономистов выдвинули теорию экономического развития под названием кейнсианство (Кейнс), согласно чему рыночная экономика не способна обеспечить стабильность, а поэтому государство должно принимать активное участие в экономике, регулировать ее.
5) Методы и функции
Методы экономических
1) Метод наблюдений – заключается в сборе и систематизации факторов.
2) Метод анализа и синтеза. Анализ – это расщепление экономических явлений на простые единичные процессы и явления; синтез – объединение воедино отдельных единичных явлений.
3)Метод дедукции и индукции. Дедукция-переход от общего к частному; индукция - от частного к общему (инфляция).
4)Эксперимент (турникеты). 5)Моделирование – создается модель экономического явления.
6)Графический (графики например валюты)
Функции экономической теории:
1) Познавательная – состоит в изучении и объяснении экономики общества и представлении полученных знаний в теоретическом виде.
2) Методологическая – заключается в том, что разрабатывает методы экономических исследований, которые составляют базу для всей системы экономических наук.
3) Образовательная – заключается в передаче знаний людям.
4)Практическая – заключается в разработке конкретных принципов и способов рационального хозяйствования.
6) Факторы производства: рабочая сила.
Производство – это процесс создания жизненных благ для удовлетворения материальных потребностей людей. Осуществляя производственную деятельность, предприятие использует экономические ресурсы, которые называются факторами производства. Главными факторами производства являются рабочая сила и средства производства.
Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность его умственных и физических сил, применяемых в производстве. Реализация рабочей силы происходит в процессе труда. Труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим показателем труда является производительность труда, которая измеряется объемом продукции, произведенной в единицу времени (выработок) или количеством труда, затраченного на производство единицы продукции (трудоемкость). Производительность труда зависит от следующих факторов: 1) уровень образованности, квалификации и профессионализма работника; 2)степень заинтересованности работника в результате труда; 3)уровень развития науки и техники и их использование в производстве; 4)степень эффективности использования ресурсов производства; 5)интенсивность труда; 6)природные (погодные) условия. T(трудоемкость) = t / v
7) Факторы производства: капитал.
Производство – это процесс создания жизненных благ для удовлетворения материальных потребностей людей. Осуществляя производственную деятельность, предприятие использует экономические ресурсы, которые называются факторами производства. Главными факторами производства являются рабочая сила и средства производства.
К средствам производства относятся материальные ресурсы, они делятся на 2 группы: 1)средства труда - принимают участие в создании продукции; 2)предмет труда – на них воздействуют в процессе производства.
По происхождению средства производства делятся на а)природные ресурсы; б) произведенные ресурсы, которые также наз. капиталом. Он делится на: а)реальный или физический капитал; б)денежный капитал, который используется для приобретения реального капитала.
Реальный капитал предназначен для инвестирования производства. Инвестирование производства обеспечивает повторение и непрерывность производства. Это называют воспроизводством. Различают воспроизводство: простое (т.е. процесс производства продукции повторяется в одних и тех же объемах) и расширенное (процесс производства повторяется во все увеличивающихся объемах) Процесс производства продукции движется по схеме: Д-Т…П…Т’ -Д‘ (деньги Д, товар Т, производство П).
В зависимости от оборачиваемости и переноса своей стоимости на стоимость продукции средства производства делятся на: 1)Основной капитал – средства труда, которые используются при производстве продукции многократно в течение длительного времени (более года), при этом постепенно изнашиваясь, не меняя натурально-вещественную форму и перенося свою стоимость на стоимость продукции по частям. Основной капитал делится на активный (непосредственно используется для производства продукции) и пассивный (создает условия); 2)Оборотный капитал – включает в себя оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Оборотные производственные фонды подразделяются на производственные запасы и незавершенное производство (фонды в цеху).
Фонды обращения включают в себя: готовую продукцию на складе, товары отгруженные, денежные средства в расчетах (дебиторская задолженность), в кассе и на расчетном счете.
8) Производственные возможности общества.
Между потребностями и возможностями существует взаимосвязь. Т.к. возможности ограничены, то существует проблема выбора, появляется необходимость выбирать, что производить, а от чего отказаться. Производственные возможности – это, то максимальное количество товаров и услуг, которое может быть произведено за данный период при данных ресурсах и технологиях. Пример: каждая экономика производит 2 больших группы продуктов:1)средства производства; 2)продукты
Рисунок!!!!!
потребления. Пусть:
ГПВ – граница производственных возможностей; А, В – вид продукта; 2,4,5,8 – производственные альтернативы.
Вариант Н невозможен, т.к. недостаточно ресурсов; вариант В возможен, но не эффективен. Более эффективными результатами будут варианты, расположенные на линии ГПВ. За выбранную комбинацию приходится платить вменными (скрытыми?????) издержками – это то, от чего мы отказываемся, когда выбираем из 2-х наиболее желанных альтернатив. Т.е. вменные издержки – это упущенная выгода при смене производственных альтернатив.
Вменные издержки изменяются в соответствии с законом возрастания вменных издержек: по мере увеличения выпуска любого продукта, вменные издержки каждой его новой единицы растут. Главной причиной такого закона является неполная взаимозаменяемость факторов производства при изготовлении различных продуктов. С течением времени ресурсы и технологии, как правило, прогрессивно меняются. Возможности производства расширяются, отодвигая линию ГПВ дальше от центра. Рисунок!!!!!
1 -сегодняшняя линия ГПВ; 2 -завтрашняя, при предпочтении товаров для настоящего; 3- завтрашняя, с предпочтением товаров для будущего (наука, образование, медицина, культуру и т.д.).
9) Собственность, ее
Собственность – это такие отношения между людьми, которые определяют кому, принадлежат те или иные вещи. Для бизнеса первостепенное значение имеют отношения собственности на средства производства, при этом выделяют 3 основных момента: 1)присвоение средств производства - через эти отношения устанавливается и юридически закрепляется право собственности соответствующих средств производства; 2)использование средств производства - эти отношения возникают, когда собственник сам не применяет средства производства, а сдает их в аренду; 3)экономическая реализация собственности – эти отношения проявляются, когда средства производства приносят собственный доход.
Классификация собственности. Типы собственности определяются в зависимости от: 1)степени действительного обобществления с собственниками, принадлежащего им имущества; 2)возможности или невозможности свободно делить общее имущество между отдельными его совладельцами по их усмотрению.
В зависимости от этих условий выделяют 3 типа собственности: частная, общая долевая, общая совместная.
Частная собственность означает, что отдельный человек относится к данному имуществу как к источнику личного обогащения. 2 вида частной собственности: 1)трудовая (имеют единоличные(ков)? крестьяне, ремесленники); 2)нетрудовая (собственник владеет относительно большим предприятием, где использует труд наемных работников.