Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономической теории.
1.Основные этапы развития экономической теории.
Зачатки экономической теории появились еще в Древнем мире. Уже ученые Древней Греции, Рима, Востока, Египта пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Платон и Аристотель сформулировали основные положения экономической теории о полезности, как исходной ценности хозяйственных благ, и правильном их обмене, как обмене эквивалентов. Термин «экономия», который ввёл Аристотель, состоит из «ойкос»- дом, хозяйство, «номос»-учение, закон.
Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.
Как наука, систематизирующая значение о сущности, целях и задачах экономической системы, экономика возникла в XVI – XVIIвв. –это период становления капитализма, зарождение мануфактуры, углубление общественного разделения труда, расширение внешних и внутренних рынков, идентификации денежного образования, на все эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма.
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источников происхождения богатства. Меркантилисты были представителями торговцев и соответственно выражали их интересы.
Идейно близко к меркантилизму является экономическая политика протекционизма направленная на защиту и ограждения национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Представители меркантилизма Томас Ман и Монкретье. Монкретье ввел понятие «политическая экономия». Переходным мостиком от меркантилизма к классической политэкономии яв-ся учение Вильяма Пети. Заслуга его в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Новый этап в развитии экономики представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Дословно термин «физиократы» означает власть природы. Главным представителем яв-ся Франсуа Кенэ. Он опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство. Источником богатства он объявил не просто труд земледелия, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в с/х. Ограниченность этого учения в том, что источником богатства считается труд только земледелия.
Дальнейшее развитие экономика получила в трудах Адама Смита и Давида Рикардо. А. Смит вошел в историю экономич-ой мысли как основоположник классической политич-ой экономики.
Основная идея учения Адама Смита идея либерализма, минимального вмешательства гос-ва в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал невидимой рукой. А.Смит заложил основу трудовой теории стоимости, возвысил роль производ-го труда, как условия повышения его эффективности. Создал учение о доходах, сформировал принципы налогообложения и т.д. Давид Рикардо показал, что единым источником стоимости яв-ся труд рабочего. Он сформировал законы обратно пропорциональные зависимости м\у заработной платой и прибылью, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Сисмонди выступил с критикой экономич. экономизма, капиталистического общества. В центр эконом. учения ставил распределение от которого зависит произ-во и потребление. Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье и Оуэн). Они выступали с критикой капитализма, требованием реорганизации производства потребления, отменой частной собственности, ликвидации противоположностей м/у умственным и физ.трудом установления справедливой соц-ой системы. Марксизм (Маркс, Энгельс и Ленин) это важный этап в теор. экономике представляющий собой всесторонние исследования законов развития капит-го общ-ва и концепцию социализма как новый эконом-й системы. Социалист-е принципы: обществ-я собственность наследства произ-ва, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость ведения хоз-ва по единому плану. Т.о. классическая школа теор. экономики, зародившейся на рубеже 17-18вв. просущ-ла с различными модификациями до конца 19в. В конце 19-начале20вв. происходит отказ от теории классической школы, кот-ая хар-ет переход от аналит-го типа науки к систематическому, т.е. переход от вопроса, в чем сущность явления к вопросу как экономические явления взаимодейст-ют.
2.Основные направления экономической мысли.
Можно выделить основные 3 направления:
1)неоклассическое, 2)кейнсианское, 3)институционально-
2)монетаризм –теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой эмиссией денег, количеством денег, находящимся в обращении или запасах. Достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого банковского процента.
3)неолиберализм –это течение согласно которому необходимо сокращать вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.
Кейнсианское направление ставило в центр внимания проблемы макроэкономики, изучающей экономику как единое целое, как крупную систему. Кейнс констатировал, что основой успешного функционирования экономики является формирование эффективного спроса и факторов, влияющих на его изменение. В центре внимания кейнсианства находились три проблемы: стабильность рыночной системы, ее способность к поддержанию полной занятости; роль денег; долгосрочная динамика рыночной экономики. Кейнс создал теоретическую основу для государственного управления совокупным спросом и предвидел все возрастающую роль государства в этой области. Кейнс исследовал функциональные количественные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления. Для того чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функционирования экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ взаимообусловленности совокупных показателей: национального дохода, инвестиций, потребления, сбережения и т.д.
Институционально - социологическое направление (Гелбрейт, Веблен). Название концепции происходит от латинского слова “institutum”- установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйственными субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди кот. исключительную роль играют технико-экономические. Понятие ”institutum ” трактуется очень широко: предприятие, корпорация, конкуренция и т.д. В этом направлении эк. Теории отмечаются недостатки капитализма: засилие монополий, растущая милитаризация экономики. Это направление появилось в качестве реакции на распространение маржинализма. В институционально- социологическом направлении важное место занимает проблема преобразования современного общества под влиянием научно-технического процесса, переход от индустриального общества к постиндустриальному. Его сторонники полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противоречий бесконфликтной общественной эволюции общества. Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и большое внимание к человеку, к социальным проблемам.
3.Предмет, цели, задачи и методология эк-ой теории.
Производственные отношения это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства распределения обмена и потребления жизненных благ.
Общая экономическая теория-это общественная наука, кот. Изучает поведение людей и различных групп в процессе производства, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей, при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.
Т.о. экономику можно считать наукой о рациональном поведении людей (направленном на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях) в процессе их хозяйственной деятельности.
Теоретическая экономика структурно включает в себя микроэкономику - поведение отдельных экономических субъектов и макроэкономику - поведение или функционирование национальной экономической системы в целом. Супермакроэкономика- поведение мировой экономики в целом. Основная задача теоретической экономики дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.
Теоретическая эк-ка использует широкий спектр методов научного познания - метод научной абстракции, отвлечение от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. При помощи абстрактного мышления происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирование определенных логических понятий. Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества, называются логическими категориями.
Помимо метода научной абстракции применяются такие методы как: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторические и логические, экономико-математическое моделирование и экономический эксперимент. Анализ-это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. По средствам индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к более частным. Анализ, синтез, индукция и дедукция применяются в теоретической экономики в единстве.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод, эконом-я теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись другими. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает установлению и пониманию причинно-следственных зависимостей в экономике.
Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хоз-ой жизни. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования, который позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений экономических явлений, а также прогнозировать динамику экономических процессов. С помощью этого метода задаются экономические модели. Экономическая модель-это формализованное описание экономического процесса или явления. Метод экономического эксперимента –это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и устранения выявленных негативных тенденций.
4.Взаимосвязь экономической
Теоретическая экономика является методологическим фундаментом целого комплекса наук:
отраслевых, функциональных и межотраслевых. Теоретическая экономика одна из общественных наук, кот. признана раскрыть одну часть социальных явлений жизнедеятельности человека. Только общая совокупность всех теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Теоретическая экономика учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а так же социологией, философией, историей, без учета которых полученные теоретической эк-кой выводы могут оказаться ошибочными и ложными. Теоретическая экономика тесно связана с экономической генетикой. Экономическую генетику определяют как науку, кот. позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношение их взаимодействия наследственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития. Теоретическая экономика развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной политикой. Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления. Она призвана отражать интересы общества всех социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики. Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведения в действия их механизма.
5.Основные формы общественного хозяйства
Формы общественного хозяйства:
а) натуральная;
б) товарная
Натуральная форма