Шпаргалка по экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по экономической теории.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора_мини.doc

— 2.58 Мб (Скачать файл)

В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию одной фирмы будет эластичен, т.к. доля каждой фирмына рынке незначительна, что она не может повлиять ни на рыночную цену, ни на рыночный объем производства, следовательно, кривая спроса на продукцию фирмы будет горизонтален.

Предложение фирмы будет представлено кривой предельных издержек, а т.к. в условиях совершенной конкуренции цена, средний и предельный доход равны, то можно вывести условия, на которые ориентируются фирма при выборе объема производства. В условиях краткосрочного равновесия конкурентная фирма может иметь прибыль или убытки.

АТС – общие издержки. AVC – средние переменные. МС – предельные издержки.

Р –цена. АР – средний доход. МР – предельный доход.

1) Максимизация прибыли

2) Минимизация убытков

3) нормальная прибыль. В условиях  долгосрочного  равновесия: MR= MC= AC= P

 

 

 

24 Монополия в условиях  равновесия

Если в условиях совершенной конкуренции фирме можно выбрать только объем производства, т.к. цена устанавливается на рынке и является числом заданным, то монополия определяет и объем производства и цену, при кот. максимум прибили.

В качестве кривой спроса выступает рыночная кривая спроса, имеющая отрицательный наклон, следовательно монополист должен учитывать, что спрос его фирмы не совершенно эластичен, если поднимет цену, то потеряет часть клиентов, если снизит цену, то продаст больше, т.е. установится объем производства и цена.

QmPm – монопольные.

PcQc – совершенные.

P – спрос.


( рис - Максимизация прибыли)

Монополист всегда устанавливает цену, кот. превышает предельные издержки

VR=MC<P

Монополист устанавливает не максимально возможную цену, кот. он хотел бы получить. Он избегает неэластичного участка кривой спроса при выборе решения об объеме продаж и цены. При равновесии фирмы предельные издержки меньше монопольно цены. Этой разницей пользуются для определения степени монопольного влияния фирмы, с помощью индекса Лернера

Само по себе положение монополии не гарантирует фирме получения всегда положительной цены. М.б. так, когда покупатели не захотят платить такую цену, которая обеспечивала бы монополисту покрытия всех затрат на производство. Объем производства, при котором предельные издержки равны предельному доходу, обеспечивает  минимум убытков.

 

(Рис - Минимизация убытков)

Фирмы-монополисты, действующие в долговременном периоде, расширяют свои операции до тех пор, пока не выпустится количество товаров, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек. Если монополист может при установленной цене получить эк. прибыль, следовательно, свободный вход на рынок других продавцов невозможен. Если бы существовал свободный вход, то поддержание монополии в течение длительного периода невозможно, т.к. появление новых фирм увеличило бы предложение, кот. снизило бы цену до уровня, допускающего нормальную прибыль.

25 Принципы монополистического  ценообразования. Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается чисти потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих случаях:

•   покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности перепродать;

• существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.

Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на начальном уровне для всех остальных категорий населения приведем к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их перепродавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей.

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство. 

26. Равновесие монополистически  конкурентной фирмы

Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции будет менее эластична, чем кривая спроса конкурентной фирмы, и более эластична, чем кривая спроса монополиста. Степень эластичности зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта или услуги. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше товара, чем в условиях совершенной конкуренции.

Кривая предложения представлена кривой предельных издержек.

Краткосрочное равновесие: MR = MC.

1) максимизация прибыли  2) минимизация убытков

          

 

3) нормальная прибыль долговременного  периода

 

 

 

27. Производство, ценообразование  и эффективность в олигополии.

 

Однозначно определить равновесие фирмы-олигополиста невозможно из-за специфичности данной структуры рынка. Можно выделить 3 принципиально возможных варианта поведения фирмы на рынке олигополий:

1) Нескоординированная олигополия

Для этого варианта характерна ломаная кривая спроса и жесткость цен.

Присутствует неуверенность соперников относительно друг друга из-за отсутствия договоренности. Фирмы в отрасли считают:

  • если повысить цену, то соперники не последуют за ними, и спрос в этом случае будет весьма эластичным;
  • если фирма снизит цену, то конкуренты последуют за их ценовой политикой, и спрос станет неэластичным.

В этих условиях кривая спроса принимает странный ломаный вид в точке установления цены. Эта модель объясняет относительную жесткость цен при олигополиях. Любое повышение цен одной фирмой может привести к тому, что другие фирмы не последуют за ней => фирма потеряет клиентов. Понижение же цены (для увеличения объема продаж) к желаемым результатам не приведет, т.к. конкуренты могут снизить цены и сохранить свою долю рынка.

2) Сговор фирм, на котором основан  принцип максимизации совместной прибыли.

Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объема продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Данная ситуация характеризуется чаще всего тайным сговором между участниками. Тогда вариант поведения при установлении цены будет соответствовать варианту чистой монополии. Цена устанавливается на уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всех договаривающихся компаний. Далее прибыль делится на основе определения квот каждого в общем объеме производства.

3) Лидерство в ценообразовании, т.е. ситуация директивных цен.

Представляет собой компромисс между (1) и (2) вариантами. Одна фирма (чаще всего – крупнейшая) выступает как ценовой лидер: устанавливает цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль. Остальные фирмы в отрасли воспринимают цену лидера как заданную => можно представить данную модель как частичную монополию. Однако чтобы не нарушить равновесия, лидер прощупывает отношения конкурентов и устанавливает приемлемую для всех цену.

Экономическая эффективность: с традиционной точки зрения олигополия по структуре близка к монополии, следовательно можно ожидать, что она будет действовать аналогичным образом. Согласно этой точке зрения, можно ожидать, что олигополия, для которой характерны барьеры для вступления, приводит к ограничению выпуска ранее точки наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей рыночной цены, что приносит значительные, если не максимальные прибыли. Олигополия даже является менее желательной, нежели монополия, так как монополия часто подвергается государственному регулированию, а олигополия может сохранять видимость конкуренции нескольких независимых фирм (например, при тайном сговоре). Данная теория оспаривается точкой зрения Шумпетера-Гэлбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Это связано с двумя причинами: 1) современная научно-исследовательская деятельность является дорогостоящей, поэтому только крупные олигополистические фирмы способны их финансировать; 2) существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в сохранении в дальнейшем размеров прибыли, часть которых можно будет направить на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Однако сторонники традиционной точки зрения заявляют, что у олигополистов как раз имеются причины для того, чтобы сдерживать НТП (для получения максимальной прибыли с уже вложенного капитала).

 

 

 

 

30. Рынок земли. Земельная  рента. Цена земли.

Отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли, ее ископаемых ресурсов и недвижимости называются рентными.

В более узком смысле под «экономической рентой» подразумевается цена земли, уплачиваемая арендатором ее собственнику за возможность производительного использования земли и получения прибыли. Рента является частью этой прибыли и уплачивается путем ее распределения в пользу собственника земли. Собственность на землю с ее естественными ресурсами и недвижимостью в виде построенных сооружений дает основание для получения чистой, то есть абсолютной, ренты, а также доходов в виде арендной платы. Зачастую рента включает в себя и арендную плату, если земельный участок арендуется для хозяйственного использования с построенными на нем сооружениями.

На рынках факторов производства земля, ее ресурсы и недвижимость включены в товарный оборот как ресурсы, не имеющие альтернатив замещения во многих сферах хозяйствования. Экономическую ренту они приносят потому, что их предложение на рынках неэластично или недостаточно эластично.

Если изобразить на графике кривую предложения земли, то она будет иметь вид абсолютно вертикальной линии (см. рис. выше). Можно повысить производительность земли, улучшить ее качество, можно повысить рыночный уровень ренты как платы за землю или снизить этот уровень до минимума, НО количество совокупного предложения этого фактора в каждый фиксированный момент времени увеличить невозожно. Чистая экономическая рента определяется соотношением спроса и предложения земли на рынках.

В условиях относительно неэластичного предложения земли, ее ресурсов и недвижимости как факторов производства рыночный спрос выступает важнейшим условием ценообразования.

Для предпринимателей спрос на землю и связанные с ней факторы производства должен совпадать с размером получаемого предельного продукта в денеженом выражении. Наклон кривой спроса означает постепенное убывание дохода, противодействовать чему можно улучшением методов землепользования, применением прогрессивных технологий и способов использования подобных факторов производства.

Дифференциальная рента – это рента, полученная с боле выгодных участков земли. Определяется как положительная разность дохода и издержек.

 

36.Экономический цикл  и его основные характеристики

Цикличность – форма развития национальной экономики и мирового хозяйства как единого целого, движение от одного макроэкономического равновесия в масштабах экономики в целом к другому.

Цикличность рассматривают как один из способов саморегулирования рыночной экономики, т.к. характерная черта цикличности – движение не по кругу, а по спирали.

Известно несколько типов экономических циклов ( “волн” ). Наиболее известны циклы:

  • Кондратьева ( 50 – 60 лет )
  • Кузнеца ( 18-25 лет )

Также есть циклы в 10 лет, 2.5 года.

Современная периодизация длинных волн включает 5 длинных волн:

  1. 52 года
  2. 48 лет
  3. 56 лет
  4. 45 лет
  5. волна в настоящее время

Экономический цикл – общая черта почти всех отраслей экономической жизни и для всех стран с рыночной экономикой. Циклы ( волны ) –это периодические колебания экономической или деловой активности. Цикл – интервал времени развития экономик, в течение которого растут объемы производства, затем происходит сокращение, спад, депрессия, оживление и снова рост:

Два основных этапа развития экономики – подъем и кризис. Подъем начинается с оживления деловой активности в форме заключения новых контрактов, некоторого сокращения безработицы, роста потребительского спроса, роста объема производства, который постепенно нарастает и приводит к пику. Кризис рыночной системы хозяйства характеризуется резким спадом производства, который начинается постепенным сужением, сокращением деловой активности. Кризис отличается от нарушения равновесия между спросом и предложением тем, что возникает как всеобщее перепроизводство со стремительным падением цен, банкротством банков, остановкой производственных предприятий, ростом ссудного процента, безработицей. Низшая точка падения – “спад”, за которым следует обычно период  депрессии (застойное состояние хозяйства, слабый спрос на товары и услуги, значительная недогрузка предприятий, массовая безработица). Негативные явления циклического развития экономики характеризует рецессия (состояние экономики, когда ВНП при неуклонном снижении становится на 2 четверти меньше). Рецессия свидетельствует о спаде производства или замедлении его развития. Циклическое развитие экономики объясняется по-разному. Экстернальные теории объясняют экономические циклы  внешними причинами, интернальные рассматривают экономичекий цикл как порождение внутренних причин.

Информация о работе Шпаргалка по экономической теории