Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:44, реферат

Краткое описание

Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предпри.docx

— 180.12 Кб (Скачать файл)

 

Елена Алексеевна Душенькина

Экономика предприятия: конспект лекций

 

 

Душенькина Е. А.

Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.

Предназначено для студентов средних специальных и высших учебных заведений.

ЛЕКЦИЯ 1. Предпринимательство как основное звено рыночной экономики

1. Структура национальной  экономики

Национальная экономика государства – совокупность воспроизводственных пропорций, которые необходимо соблюдать для динамичного и эффективного функционирования государственной системы.

При нарушении гармоничного соотношения отраслей хозяйствования происходят сдвиги во всех основных сферах национальной экономики и нарушение работы естественного механизма регулирования пропорций. Это в результате приводит к негативным явлениям национальной экономической системы – повышению уровня безработицы, инфляции, кризису перепроизводства, т. е. нарушению конъюнктуры рынка и т. д.

Экономика любой страны состоит из материального производства и нематериальной сферы.

К нематериальному производству можно отнести в первую очередь промышленность, сельское хозяйство, торговлю, строительство и другие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере следует отнести здравоохранение, образование, пассажирский транспорт, культуру, искусство и т. д.

Основными структурными элементами национальной экономики являются сферы, секторы, комплексы и отрасли национальной экономики. Соотношения между данными структурными элементами называют экономической структурой.

Отрасль – совокупность предприятий, производящих одинаковый или аналогичный продукт.

При этом в эту совокупность могут входить различные предприятия, которые производят продукт от начала и до конца на данном предприятии, и организации, которые занимаются каждая своей деятельностью, но в итоге выпускают цельный продукт (автомобилестроительная отрасль).

Комплекс – совокупность предприятий или отраслей, которые вместе полностью обеспечивают национальную экономику какой-либо продукцией или услугой. Комплексы могут развиваться внутри одной отрасли или между различными отраслями. Например, топливно-энергетический комплекс включает в себя предприятия различных отраслей, которые добывают, перерабатывают, поставляют и продают нефть, газ, другие виды топлива; вырабатывают и транспортируют электрическую энергию.

Аграрно-промышленный комплекс также включает в себя как предприятия отраслей сельского хозяйства (растениеводство, животноводство и т. д.), так и предприятия пищевой промышленности (которые перерабатывают основную часть продукции сельского хозяйства), легкой промышленности (перерабатывающей остальную часть сельскохозяйственной продукции), химической промышленности (производящей удобрения).

Сектор – крупная структурная единица национальной экономики. Обычно выделяют два сектора – государственный и частный. Например, сектор государственных учреждений, сектор предприятий, сектор домашних хозяйств.

Сфера – объединение предприятий по выпускаемой продукции, по той деятельности, которой они занимаются, например банковская сфера, сфера торговли и т. д. При этом употребление выражений «банковский сектор», «торговый сектор», «нефтяной сектор» является не совсем корректным.

Деление экономики на перечисленные структурные единицы является условным. Главной и основной единицей экономики является предприятие независимо от того, к какой отрасли, сфере или сектору оно относится.

2. Понятие и черты предпринимательской  деятельности

В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Предприниматели – хозяйствующие субъекты, функцией которых являются реализация нововведений, осуществление новых комбинаций.

Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает и понятие «предпринимательство». Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с законодательством РФ для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей общества.

Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемного труда.

К важнейшим чертам предпринимательской деятельности следует отнести:

1) самостоятельность и  независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен  в принятии решения по тому  или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

2) экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства  – получение максимально возможной  прибыли. Вместе с тем, преследуя  свои сугубо личные интересы  получения высокого дохода, предприниматель  способствует и достижению общественного  интереса;

3) хозяйственный риск и  ответственность. При любых самых  выверенных расчетах неопределенность  и риск остаются.

Главная задача предпринимательской деятельности в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи этих продуктов с целью получения прибыли.

Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером.

Но в любом случае предприниматель является активным агентом рынка, который развивает производство и устанавливает рыночные связи.

На процесс предпринимательства оказывает влияние ряд факторов:

1) экономические условия  – это в первую очередь предложение  товаров и спрос на них;

2) социальные условия –  это прежде всего стремление  покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам  и моде;

3) правовые условия –  наличие законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность и создающих наиболее  благоприятные условия для ее  развития.

3. Этапы развития предпринимательства

С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.

Рассмотрим основные этапы зарождения предпринимательства в России.

I этап – появление предпринимательства  в сфере ремесла и торговли (до XV в.).

II этап (XV в. – начало XIX в.) – образование сообщества предпринимателей, состоящего из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В данное  время появляется термин «предпринимательство», который относится ко всем  лицам, занятым деятельностью, направленной  на развитие производства, торговли  и получение дохода.

Наибольшее развитие предпринимательства пришлось на годы правления Петра I (1689–1725). В это время в России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли, как горная, оружейная, суконная, полотняная.

II этап (вторая половина XIX в.). Здесь можно отметить новые  методы корпоративного финансирования, которые способствовали образованию  предпринимательских союзов. В данных  союзах капиталисты не всегда  выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда  являлись капиталистами. Серьезным  стимулом развития предпринимательства  стала отмена крепостного права  в 1861 г.

Начинается строительство железных дорог, оживляется акционерная деятельность. Развитию и перестройке промышленности способствует появление иностранного капитала. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник.

IV этап (с октября 1917 г.) –  установление государственной монополии  и централизация экономики, что  лишило производителей экономической  самостоятельности и устранило  конкуренцию между ними. В этот  период был взят курс на  ликвидацию рыночных экономических  связей.

V этап – период новой  экономической политики. Данная  политика предусматривала становление  предпринимательства в форме  смешанных и частных концессий, акционерных обществ. Частное предпринимательство  было представлено такими организационными  формами, как аренда, кооперативы, акционерные  общества, товарищества.

VI этап (конец 1920 – вторая  половина 1980-х гг.) характеризуется  перемещением предпринимательской  деятельности из легального в  нелегальное положение (сервис, услуга) и теневую экономику.

Теневая экономика – это определенная часть незаконно действующей экономики, которая показывает совокупность производственных отношений и действия которой не подлежат фиксированию в официальной финансовой отчетности.

Главным источником теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между растущими потребностями и ограниченными возможностями производства, между спросом и предложением, между сервисом и производством.

VII этап (1980-е гг.) – поставлена  задача по формированию экономического  мышления на базе социалистической  предприимчивости. В рамках плановой  модели экономики возрождались  такие забытые формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация.

VIII этап (1990-е гг.) – характеризуется  переходом к рыночной экономике, который коренным образом изменил  отношение к частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство  является составным и основным  компонентом рыночной экономики.

4. Формирование целей развития  предприятия и средств их реализации

Цели – конечный результат, к которому стремится организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т. е. достижение как можно большей прибыли или возможно высокой рентабельности.

Цели предприятия:

1) общие цели вытекают  из основополагающих принципов  управления и заключаются в  осуществлении этих принципов  на благо общества и каждого  человека;

2) конкретные цели определяются  сферой и характером бизнеса;

3) стратегические – определяют  характер деятельности фирм на  длительный период времени. Для  реализации этих целей требуются  большие ресурсы. Здесь необходимы  глубокая проработка возможных  вариантов стратегии и тщательное  обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражаются  сущность менеджмента фирмы, его  социальная значимость, степень  ориентированности на удовлетворение  потребностей персонала фирмы  и общества;

4) текущие – определяются  исходя из стратегии развития  фирмы и реализуются в рамках  стратегических идей и текущих  установок.

Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие – количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую цель.

Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями.

Целями, менее приоритетными по отношению к основной цели производства (извлечению прибыли), могут быть названы следующие:

1) наращивание объемов  выпуска продукции, работ, услуг;

2) использование достижений  научно-технического прогресса и  обеспечение на этой основе  высокого уровня производства  и выпускаемой продукции (услуг);

3) маневренность и мобильность  деятельности, т. е. способность в  кратчайшие сроки перепрофилировать  производство с одних изделий  на другие или выпускать их  параллельно в зависимости от  складывающейся конъюнктуры рынка, конкуренции по уровню качества  продукции;

4) гибкая ценовая политика;

5) рациональное использование  всех ресурсов, снижение себестоимости  и обеспечение высокой эффективности  производства;

6) полное использование  отходов производства;

7) создание предпосылок  и возможностей участия работников  в управлении производством, оперативное  разрешение трудовых конфликтов  между администрацией предприятия  и работниками;

8) обеспечение оптимальных  условий труда и социального  развития участников производства;

9) экологичность всех видов  производственно-хозяйственной деятельности.

Каждая из перечисленных целей является средством достижения основной цели производства.

Для достижения поставленных целей предприятия должны:

1) выпускать высококачественную  продукцию, систематически ее обновлять  и оказывать услуги в соответствии  со спросом и имеющимися производственными  возможностями;

2) разрабатывать стратегию  и тактику поведения предприятия  и корректировать их в соответствии  с изменяющимися обстоятельствами;

Информация о работе Экономика предприятия